В самом деле, накал страстей вокруг нынешнего состояния промышленности слишком велик, чтобы споры между руководителями ведущих отраслей нарушались бравыми выступлениями представителей компьютерных компаний. Неудивительно поэтому, что подобных выступлений на том круглом столе было немного.

Виктор Домбровский: «Главное, из-за чего мы страдаем, — это плохое управление»

Основная же часть дискуссии, координатором которой выступил Виктор Домбровский, первый заместитель президента Российского союза промышленников и предпринимателей, сосредоточилась вокруг проблем российской экономики. Выявившаяся в ходе выступлений картина выглядит весьма грустно. Всего 10-15% отечественных промышленных предприятий твердо стоят на ногах. Еще примерно такому же количеству предприятий поможет только процедура банкротства. Но подавляющее большинство балансирует между жизнью и смертью, едва-едва сводят концы с концами. Немало среди них и тех, кто все плотнее опутывает себя долгами, неплатежами, бартером. Как показала практика предыдущих лет, списания долгов и финансовые вливания в том виде, в котором они производятся сейчас, не приносят большой пользы: предприятия «впитывают» льготы, как песок воду, отдача от этих льгот оказывается невелика. Спустя некоторое время предприятия снова обрастают долгами, после чего начинают требовать от государства новых уступок.

Инвестиции приносят пользу тогда, когда организация готова их освоить, а не «проесть», как это часто бывает. Как показывают исследования компании McKinsey, примерно 40-50% резервов для оздоровления микроэкономики предприятия кроется в смене имеющейся на нем системы управления. Это возможно главным образом путем проведения внутренней реструктуризации предприятия и/или смены владельца. На основе имеющегося на сегодняшний день опыта можно однозначно сказать, что реструктуризация предприятий очень эффективно влияет на их экономику, способствуя ее быстрому оздоровлению. К сожалению, реструктуризация — процесс достаточно болезненный, подобно тому как бывает болезненной операция для больного. Поэтому очень важно, чтобы собственник предприятия, так же как и больной, добровольно согласился на «операцию» и оказывал всяческое содействие врачам в период лечения. Реорганизация, проводимая насильственным для собственника путем, скорее всего увязнет и завершена не будет.

Впрочем, выгоду может принести не только реструктуризация системы управления и смена собственника, но и профилирование производства, назначение внешнего управляющего, коренные изменения в маркетинговой политике. Кстати, усовершенствование маркетинга — это очень существенный резерв оздоровления экономики предприятий. Мне множество раз приходилось слышать от представителей компьютерных компаний о том, как они берут на себя организацию схем «расшивки» бартера и неплатежей, то есть фактически выполняют ту работу, которую должны были бы сделать маркетинговые отделы предприятий: изучают местный рынок, находят покупателей, наводят мосты и содействуют в подписании контрактов. Очень хороший эффект может дать и реклама продукции производственных предприятий. Даже относительно небольшие деньги, если их удачно вложить в рекламу, могут дать быстрый и существенный эффект. Так, московский ГПЗ-21, имея всего 2,5 тыс. долл. в месяц на рекламные цели, в два раза увеличил доходы только благодаря грамотно выстроенной рекламе своей продукции. Естественно, хороший эффект дает и комплексный подход — с осуществлением различных мероприятий.

Чего же ждут промышленники от компьютерного и консалтингового рынка? В условиях, когда подавляющее большинство предприятий дышат на ладан, остро необходим антикризисный консалтинг. Необходимо ПО для осуществления антикризисного управления, а также для контроля за формированием и исполнением управленческих решений высших менеджеров предприятия. Ну и, конечно, нужны приложения — системы управления предприятием.