Корпорация Microsoft всерьез заинтересовалась российскими учеными

Игорь Агамирзян: «Microsoft не собирается использовать российские умы, высасывая из России технологии»

В подразделении Microsoft Research (MSR) в июле появился новый человек: Игорь Агамирзян, который будет отвечать за контакты с учеными Восточной Европы, включая страны бывшего Советского Союза. До последнего назначения Агамирзян занимал в московском представительстве Microsoft пост менеджера по работе с корпоративными заказчиками. Теперь же формально он будет принадлежать созданной в 1998 году группе University Relations при Кембриджской лаборатории MSR, но работать будет в Москве, продвигаясь в охвате ученых с востока на запад — сначала Россия, потом СНГ, потом Восточная Европа. 6 октября Агамирзян отвечал на вопросы журналистов.

MSR существует с 1991 года и состоит из четырех лабораторий: в Редмонде (интерактивность, искусственный интеллект, системы и архитектуры, средства разработки), в Сан-Франциско (масштабируемость серверных систем и виртуальные телекоммуникации), в Кембридже (языки программирования, безопасность, поиск информации) и в Пекине (последняя основана в ноябре 1998 года, там занимаются лингвистическими проблемами, интерактивными технологиями). В общей сложности в лабораториях трудится 450 человек.

Здесь собрались не просто известные люди, а классики компьютерной науки и индустрии: Джеймс Грей, который вместе с Тедом Коддом разработал концепцию реляционных баз данных, Рик Рашид, руководивший в свое время проектом Mach, Чарльз Тэкер, руководивший разработкой первых Alpha, Гордон Белл, руководивший разработкой VAX и проработавший 23 года вице-президентом корпорации Digital Equipment; пекинскую лабораторию возглавляет Кай-Фу Ли, бывший вице-президент Silicon Graphics и президент компании Cosmo Software. Однако основной штат составляют молодые исследователи.

Задача Игоря Агамирзяна вырисовывается достаточно отчетливо: раз MSR собирает со всего мира звезд, надо вывести на мировую орбиту российские светила, а уж талантливую молодежь всегда можно найти. И Агамирзян, который немало проработал в Академии наук, решил начать со знакомых ему и авторитетных научных организаций: Института системного программирования им. Ершова (Новосибирск), ВЦРАН (Москва), Института системного программирования РАН (Москва), Санкт-Петербургского государственного университета, Института автоматики и информатизации РАН (Санкт-Петербург). Microsoft уже «вывела в свет» представителей этих организаций, организовав им поездку на крупную международную конференцию, посвященную трудам Тони Хоара.

За время своей деятельности в University Relations Агамирзян успел договориться о поддержке большого проекта, связанного с методами представления информации. Результатом его должен стать прототип единой распределенной информационной системы РАН, объединяющей ее ресурсы через Internet. (Этот проект также поддерживается РФФИ.) Поддержка MSR может заключаться в предоставлении бесплатных лицензий на программное обеспечение, литературы, в грантах или стипендиях. Игорь Агамирзян заверил журналистов, что Microsoft не собирается использовать российские умы, высасывая из России технологии: во-первых, результаты всех разработок публикуются открыто и принадлежат всей компьютерной общественности, во-вторых — Microsoft не держит ни в каких странах коллективов разработчиков, работающих на компанию. Интерес Microsoft, по словам Агамирзяна, лишь в том, чтобы стимулировать технологические направления, в быстрейшем развитии которых заинтересована компания.