Поддержка дистанционного обучения — стратегическое направление для Lotus

Александр Поляков:
«В последние годы произошли качественные
изменения в преподавательской среде
высшей школы»
Системы поддержки дистанционного обучения — одно из стратегических направлений деятельности компании Lotus Development. Об этом заявил менеджер по развитию бизнеса российского представительства Александр Данилин, выступая на семинаре, организованном 28 сентября для ректоров и проректоров отечественных вузов. Помимо средств дистанционного обучения сотрудники Lotus рассказали о технологиях автоматизации документооборота в учреждениях системы образования, а заказчики компании — представители вузов поделились своим опытом создания и использования систем на базе технологий Lotus. И для руководителей вузов, и для сотрудников Lotus встреча важна еще и потому, что это было, вероятно, первое столь крупное мероприятие, организованное после заключенного между компанией и Министерством образования РФ соглашения, предусматривающего возможность приобретения учебными заведениями продуктов Lotus по специальным льготным ценам.

Так получилось, что в центре дискуссии оказались не технологии электронного документооборота и информационного обмена, а проблемы дистанционного образования. Впрочем, это неудивительно. Развитие информационных технологий, и в первую очередь Internet, открыло новые горизонты заочного обучения, которое сейчас все чаще отождествляют с обучением дистанционным. В развитых странах очень популярным в последнее время стало обучение через Internet. Там, где структура Сети достаточно развита, такой вид услуг дает немалый доход учебным учреждениям, а студентам и слушателям курсов — возможность получать знания, экономя время на переездах, и действовать без жесткой привязки к сетке расписаний. По мере развития Internet в России аналогичные возможности получают и наши вузы, и их «клиенты».

Средства дистанционного обучения LearningSpace, не так давно созданные разработчиками компании Lotus, также базируются на технологиях Internet. Прикладная часть практически полностью размещается на Web-сервере. Для работы с системой преподавателю или студенту нужен лишь обычный браузер. LearningSpace позволяет создавать описания курсов, преподавателей и студентов, закладывать в систему расписания занятий, хранить и использовать архивы учебных материалов. Разумеется, система поддерживает процесс обучения и оценки знаний учащихся путем анализа их ответов. Отвечая на контрольные вопросы, студент или слушатель может вводить текстовые сообщения (правильность таких ответов определяется путем их сравнения с эталоном) или выбирать один из пунктов меню, предусмотренных составителем курсов (в этом случае оценка производится в зависимости от выбора того или иного пункта меню). Кроме того, LearningSpace предусматривает проведение дискуссий по различным вопросам среди студентов и преподавателей.

С точки зрения заложенной в систему концепции обучения LearningSpace не столь уж молода — продукты, построенные на схожих принципах (эта методология носит название программированного обучения), появились еще в 60-х годах. Тем не менее в силу ряда причин эти концепции наряду с концепциями так называемого свободного обучения (с помощью гипертекстовых систем) по-прежнему остаются наиболее популярными среди создателей компьютеризированных учебных курсов.

Тем, кто уже не первый год занимается проблемами обучения с помощью компьютеров, наверняка известны результаты многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что само по себе увеличение числа компьютеров и обучающих программ не ведет автоматически к повышению уровня образования в целом. Очень много значит методическая продуманность курсов. Насколько удалось выяснить, компания Lotus пока не располагает набором готовых методик, повышающих эффективность использования учебных курсов на базе LearningSpace, точнее, она разрабатывает их сейчас, основываясь на опыте, накопленном преподавателями вузов.

По-видимому, компании следует проявлять определенную осторожность в анализе методологического опыта. Очевидно, что дистанционное обучение должно строиться несколько иначе, чем обычное очное. Но много ли найдется преподавателей, которые захотят перекраивать свои курсы, подстраивая их под особенности дистанционного обучения, все ли такие курсы окажутся действительно эффективными? По-видимому, чтобы успешно перейти на новую методику, преподавателям все же придется переучиться. Как показывает опыт их зарубежных коллег, о котором поведал Пьер Флейшман, менеджер Lotus по работе с образовательными организациями, обучение преподавателей — дело непростое, щекотливое. Впрочем, как и сертификация курсов.

Однако, по мнению начальника управления информатизации Министерства образования Александра Полякова, состояние дел с кадрами вовсе не безнадежно. В последние годы в систему образования начали возвращаться преподаватели, ушедшие на вольные хлеба в начале 90-х. Среди тех, кто сейчас работает в высшей школе, немало людей, готовых интенсивно работать и хорошо зарабатывать, создавая своим студентам возможности для дистанционного обучения на коммерческой основе. Не так давно начата разработка и реализация государственной программы, цель которой — научно-методическое обеспечение дистанционного образования, а руководит этой программой Владимир Кинелев, в недавнем прошлом возглавлявший Министерство высшего и среднего специального образования.