C 1955 года начинает свою историю первый вычислительный центр в стране

Первый ВЦ страны возглавил академик Анатолий Алексеевич Дородницын
Поначалу в организации с громким названием «Вычислительный центр АН СССР» были установлены всего две машины — «Стрела» и БЭСМ, работавшие круглосуточно. Эксплуатация первых ламповых машин — задача далеко не простая, и выключались они, как правило, по особым датам (1 мая, 7 ноября и Новый год). Но даже при безостановочном цикле самые быстродействующие на тот момент вычислители — БЭСМ и «Стрела» — с трудом справлялись с потоком важнейших задач, которые ставили перед ними физики-ядерщики, ракетостроители и многие другие специалисты. Еженедельный план расчетов на машинах ВЦ АН СССР утверждался ни много ни мало — Председателем Совмина СССР.

Первый вычислительный центр страны возглавил академик Анатолий Алексеевич Дородницын. Научные интересы Дородницына были очень разнообразны — он внес значительный вклад в развитие метеорологии, аэродинамики, методов решения дифференциальных уравнений. Но с появлением ЭВМ основным направлением его деятельности стала разработка новых вычислительных методов и их практическое применение. Под его руководством ВЦ постепенно превратился в крупную научно-исследовательскую организацию, где стали развиваться различные направления использования ЭВМ: моделирование глобальных процессов, моделирование экономических процессов, моделирование тактических военных действий, распознавание образов, проектирование самолетов, искусственный интеллект, программное обеспечение ЭВМ.

В ВЦ Академии наук проходили апробацию первые заводские экземпляры многих отечественных ЭВМ. В течение ряда лет Дородницын был председателем государственных приемочных комиссий, без которых не вводилась в эксплуатацию ни одна новая машина.

Первые ЭВМ стимулировали развитие вычислительной математики. Кроме того, стала очевидной необходимость более эффективных способов общения с машиной. На повестке дня оказалась задача автоматизации программирования. Только что возникшее понятие программирования, при достаточно настороженном к нему отношении, в том числе и в научных кругах, к середине 50-х обрело достаточный вес. Мехмат МГУ в 1954 году выпустил первых студентов, прослушавших курс «Программирование» профессора Ляпунова.

Ляпунов заложил основы нового направления, теории программирования, введя в 1954 году понятие «операторная схема программы». Операторная схема, представлявшая собой формальное описание программы, и поныне используется во всем мире для формального исследования свойств программ, а разработчики компиляторов применяют ее в процессе глобальной оптимизации объектного кода.

Учить будущих программистов в МГУ Ляпунова пригласил Сергей Львович Соболев, с 1952 года заведовавший кафедрой вычислительной математики. Имя Соболева можно поставить в одном ряду с такими энтузиастами вычислительной техники, как Лебедев, Брук, Лаврентьев. С начала 50-х применение машин для решения вычислительных задач стало одним из главных направлений разносторонней научной деятельности Соболева. Именно по его инициативе в 1955 году создается еще один вычислительный центр — НИВЦ МГУ.

Среди выпускников 1954 года, впервые получивших университетское образование в области программирования, был будущий выдающийся ученый Андрей Петрович Ершов, вклад которого в создание и развитие науки информатики высоко оценен во всем мире. С 1957 года Ершов заведовал отделом автоматизации программирования в ВЦ АН СССР. А начинал он с разработки алгоритмов, численных методов и стандартных программ для БЭСМ и «Стрелы».

В 1954 году Ершовым в соавторстве с коллегами были написаны первые программы трансляции арифметических выражений в машинные коды. В этом экспериментальном прообразе компиляторов выражения, прежде чем передать их на обработку в ЭВМ, приходилось вручную переводить в двоичное или восьмеричное представление, поскольку машины тех лет не имели устройств ввода символьной информации.

Весной 1955 года в ИПМ была закончена работа над производственной версией компилятора для ЭВМ «Стрела». На входе компилятор получал программу, которая состояла из операторной схемы Ляпунова и конкретизирующих ее текстов. Как показала практика, полученный в результате объектный код был вполне сравним по эффективности с программой в машинных кодах, написанной вручную. Таковы были первые шаги по автоматизации программирования в СССР.

В 1955 году работы по созданию вычислительных машин стали постепенно распространяться из столицы в другие научные центры страны. Появился НИИ математических машин в Ереване и институт автоматики и электрометрии в Новосибирске. В Пензе открылся филиал СКБ-245. Производство ЭВМ в Пензе создавалось под новые проекты Рамеева. Здесь разработчик «Стрелы» со своими молодыми коллегами, в основном выпускниками МИФИ, начнет работу над сериями «Уралов». В скором будущем «Урал-1» и «Урал-2» пополнят парк вычислительной техники ВЦ Академии наук. Но эти машины — тема для отдельного разговора.