Руководитель исследовательского центра IBM о своих перспективных разработках

Пол Хорн:
«Роль IBM Research заключается
в том, чтобы проектировать
принципиально новые процессы»
Под руководством Пола Хорна в Исследовательском центре IBM им. Томаса Уотсона были созданы: суперкомпьютер Deep Blue — первая машина, сумевшая одолеть чемпиона мира по шахматам; первая в мире микросхема с медной разводкой; сверхмагниторезистивная головка, а также первая в мире криптографическая система, которая, как предполагается, является принципиально невзламываемой. Совмещая должности старшего вице-президента корпорации и директора научного центра, Хорн руководит деятельностью трех тысяч исследователей в восьми лабораториях. Ранее Пол Хорн выполнял обязанности директора центра IBM Almaden Research Center, расположенного в Сан-Хосе. Он является почетным членом Американского физического общества и входит в состав советов директоров многих профессиональных объединений. До своего прихода в IBM в 1979 году профессор физики Хорн преподавал в Чикагском университете. Предлагаем вашему вниманию интервью, в котором известный ученый ответил на вопросы редактора еженедельника Computerworld Гэри Антеса.

Какие наиболее важные решения были предложены сотрудниками подразделения IBM Research?

Если говорить об информационных технологиях, то прежде всего я бы назвал дисковые накопители, динамическую оперативную память (недавно мы отметили 30-ю годовщину регистрации патента на данную технологию), реляционные СУБД и, возможно, RISC-процессоры. Стоит также отметить разработку технологии высокотемпературной сверхпроводимости и изобретение сканирующего туннельного микроскопа.

А что вы можете рассказать о ваших «домашних заготовках»?

Сейчас наши ученые работают над рядом проектов в области генетики. Не секрет, что переход от построения простой последовательности аминокислот к реальным технологиям, позволяющим бороться с заболеваниями, требует проведения очень серьезных расчетов. В настоящее время в Исследовательском центре IBM реализуется проект, который поможет понять, каким образом протеины образуют трехмерные структуры. Если мы сумеем разобраться в этих процессах, врачи смогут своевременно выявлять причины заболеваний и проводить эффективное лечение.

Я очень доволен нашими работами в области электронной коммерции. На нее через десять лет будет приходиться примерно 15% экономики США. Оборот этого рынка будет измеряться триллионами долларов. Существует масса инструментов и процессов, помогающих сделать электронную коммерцию более доступной. Роль IBM Research заключается в том, чтобы проектировать принципиально новые процессы и разрабатывать платформы, которые помогут интегрировать эти процессы с технологиями, предлагаемыми другими компаниями.

Каким образом изменилась деятельность IBM Research после того, как во главе корпорации встал Лу Герстнер?

Если вы говорите о тех переменах, которые произошли в течение последних пяти лет, необходимо отметить качественное улучшение обслуживания клиентов. Лу заставил всю корпорацию работать по-новому. Кроме того, в заслугу ему, безусловно, можно поставить то, что сегодня новым технологиям в корпорации уделяется гораздо больше внимания, чем в предыдущие два десятка лет.

Итак, во главу угла поставлены клиенты и технология. Неужели никто из прежних генеральных директоров корпорации не занимался этими вопросами?

Может, и занимались, но, на мой взгляд, у Лу это получается лучше, чем у других. Не припомню другого такого генерального директора, который уделял бы столь серьезное внимание графику разработки новых технологий. С тех пор как Герстнер возглавил IBM, мой бюджет, являющийся одной из основных составляющих всех затрат на научные исследования, заметно вырос. Если брать процентные показатели в соотношении к общим расходам, IBM тратит на научные разработки куда больше, чем конкуренты. Мы придерживаемся следующего принципа: если дела идут хорошо, тем более надо вкладывать средства в научные исследования, создавая предпосылки для дальнейшего роста.

Не собирается ли IBM Research отказаться от наиболее долгосрочных проектов в стремлении быстрее получать отдачу от вложенных денежных средств?

Герстнер в свое время сказал: «Давайте подумаем о том, каким образом можно ускорить доступ пользователей к новым технологиям». Деятельность нашего центра по-прежнему базируется на проведении долгосрочных исследований, однако в настоящее время гораздо больше внимания мы уделяем функционированию научного конвейера в целом и стремимся как можно быстрее предложить рынку новые решения.

Не могли бы вы привести примеры, когда при работе с клиентами вы пользовались методами, которые никогда не применялись раньше?

В свое время Fuji Bank вознамерился помочь людям, которые пытаются получить доступ в Web, однако сталкиваются с теми или другими препятствиями. Нам удалось разрешить все проблемы, возникшие в связи с этим, и теперь пользователям достаточно щелкнуть мышью на пиктограмме, чтобы подключиться к центру вызовов по обычной телефонной линии. После этого можно организовать взаимодействие со службами, которые помогут клиентам на том же экране получить ответы на интересующие их вопросы. Сегодня технология, получившая название ContactFusion, становится стандартом.

Мы помогаем властям Орландо создать службу оперативного реагирования при чрезвычайных ситуациях, например, при стихийных бедствиях. С помощью интерфейса Lotus Notes можно будет быстро связаться со спасателями независимо от того, какую технологию они используют. Мы называем подобные средства «проникающими вычислениями» (pervasive computing). В настоящее время эта технология еще не реализована ни в одном из продуктов, но в перспективе она должна стать составной частью платформы Notes. Таким образом, можно будет осуществлять взаимодействие с другими процессами при помощи Notes.

Что бы вы могли посоветовать сегодня директору информационной службы?

Информационные технологии радикально и совершенно непредсказуемо изменяют бизнес-процессы. Директор информационной службы обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить успех своей организации. Он должен стать лидером, который поможет компании адаптироваться к новым моделям ведения бизнеса. Эти задачи выходят за рамки его традиционных обязанностей, суть которых — обеспечение надежной работы корпоративной информационной системы.

Следует ли директору информационной службы обращаться к внешним источникам для выполнения повседневных задач? Ведь пытаясь найти идеальное решение, можно потратить зря массу времени. Впрочем, если вы захотите позаимствовать у внешних источников функции, не имеющие стратегического значения, это может оказаться вполне приемлемым вариантом. Такая ситуация объясняется тем, что в большинстве случаев настольные приложения не оказывают такого влияния на стратегию, как перестройка процессов управления поставками.