Начата эксплуатация системы«Сирена-3»

Владимир Горячев:
«Мы ждем не дождемся, когда
система заявит о себе во весь голос»
Международная технологическая корпорация «Сирена» объявила о начале опытной эксплуатации автоматизированной системы управления перевозками на воздушном транспорте «Сирена-3». Авиакомпаниям и их клиентам эта система обеспечит широкий спектр услуг, связанных с авиаперевозками, начиная от бронирования билетов и заканчивая учетом финансовых потоков внутри авиапредприятий. С 1 сентября началась продажа билетов на первый рейс, который обслуживается данной системой, — это рейс авиакомпании «Уральские авиалинии» Екатеринбург — Москва — Екатеринбург, а 15 сентября этим рейсом вылетели первые пассажиры. Таким образом, «Уральские авиалинии» стали первым корпоративным заказчиком, применяющим «Сирену-3».

Как рассказали на встрече с журналистами руководители корпорации «Сирена», эта система качественно отличается от своей предшественницы «Сирены-2» как по структуре, так и по возможностям. В качестве прототипа была взята система Saber, разработанная компанией Analogy и принадлежащая авиакомпании American Airlines.

Создатели «Сирены-3» закупили у американской авиакомпании ядро системы (полностью перенести ее на отечественную почву оказалось невозможно из-за ряда специфических проблем) и нарастили его собственными программными модулями. Система имеет централизованную структуру. В ее главном узле находятся основной обрабатывающий комплекс и телекоммуникационный центр. В периферийных узлах, соединенных с главным спутниковыми линиями связи, — различное терминальное оборудование (кассовые аппараты на базе ПК, печатающие устройства, телекоммуникационное оборудование и пр.).

Вероятно, обрабатывающий комплекс «Сирены-3» — один из мощнейших в России и один из лучших в Европе вычислительных центров. В его «сердце» — два мэйнфрейма IBM S/390, Parallel Enterprise Server, Generation 4. На момент покупки, которая состоялась в начале прошлого года, это были самые современные мэйнфреймы семейства S/390. Серверы делят между собой задачи обработки данных; если же один из мэйнфреймов выйдет из строя, то второй возьмет все операции на себя, благо производительность машин позволяет это сделать, даже с большим запасом. По словам заместителя генерального директора корпорации, директора центрального обрабатывающего комплекса Алексея Адрова, эта вычислительная установка рассчитана на обработку 170 транзакций в секунду, однако, как показали тестовые испытания, нагрузку в 500 транзакций в секунду она тоже «держит». По расчетам создателей системы, этой мощности должно хватить на обслуживание примерно 200 авиакомпаний, перевозящих в общей сложности 30-32 млн. пассажиров в год. При необходимости вычислительную мощность можно увеличить в два раза, нарастив процессорные узлы. В качестве «оперативной» дисковой памяти используются массивы дисков IBM RAMAC 3 общей емкостью около 1 Тбайт. Для долговременного хранения информация сбрасывается на стримерные кассеты. Для предотвращения сбоев в энергоснабжении вычислительный узел оснащен мощной системой аварийного питания.

Телекоммуникационный центр компании «Сирена» поддерживает связь с периферийными узлами посредством трех спутников — «Экспресс-6» (спустя некоторое время он будет заменен на «Экспресс-А»), «Горизонт-90» и Intelsat-604. Пропускная способность линий связи между периферийными узлами и спутниками составляет 128 Кбит/c, между спутниками и центральным узлом — 512 Кбит/c (в дальнейшем она может быть увеличена). В телекоммуникационных узлах системы применяются комплексы, созданные компанией General Electric Spacenet, антенны при этом практически все отечественные. В перспективе предполагается развернуть 270 точек связи.

К 2005 году предполагается развернуть 10 тыс. терминальных пунктов «Сирены-3». Примечательна скорость обработки запросов от терминалов — она не превысит трех секунд. Терминальные устройства будут установлены не только в офисах компаний и аэропортах, но и в различных агентствах и организациях, занимающихся продажей авиабилетов и обслуживанием пассажиров, причем как в России, так и в странах СНГ. Создание программных компонентов системы будет завершено, естественно, намного раньше уже в конце этого — начале будущего года. В настоящий момент реализованы и уже применяются модули обслуживания пассажиров, обеспечивающие бронирование и печать билетов по всему маршруту следования, управление ресурсами, изменениями в расписаниях, рыночными тарифами, ценообразованием и пр. Чуть позже планируется завершить создание модулей управления отправками в аэропорту (среди выполняемых ими функций — инициализация и обработка вылетающих рейсов, обработка информации по рейсам и по пассажирам, регистрация пассажиров и пр.), а также модулей учета выручки (они обеспечат сбор и различные виды обработки данных о продажах билетов, аудит и пр., главное же — позволят упорядочить систему расчетов между авиакомпаниями и различными агентствами, которые продают билеты). «Проблема 2000» в системе, естественно, решена.

Разработка системы велась с ноября 1992 года, ее общая стоимость составила 152 млн. долл. Примечательно, что финансирование этого проекта шло в основном не на деньги государства, а на кредиты западных банков и компаний, а также потенциальных заказчиков — авиакомпаний России и стран СНГ. По словам генерального директора компании «Сирена» Льва Ильчука и заместителя директора Федеральной службы воздушного транспорта России Владимира Горячева, доля государственных структур (а именно Федерального фонда имущества РФ) составляет всего 0,17%, правда, около 24% составляют авиакомпании с долей государственного капитала не менее 51%. Доля акций есть и у IBM, правда, она небольшая: примерно 0,82%. Авиакомпаниям, вложившим в проект свои деньги, инвестиции будут возвращены по ходу эксплуатации системы через систему льгот.

Главной задачей своей компании Ильчук видит создание максимально благоприятных финансовых условий обслуживания авиакомпаний. Оно должно быть заведомо дешевле, чем у аналогичных западных систем, например Gabriel или Amadeus. Чтобы снизить свои тарифы, руководство «Сирены» намерено предложить аренду своих вычислительных и телекоммуникационных мощностей другим ведомствам и организациям. В частности, возможен вариант, когда мэйнфреймы «Сирены» будут использоваться сторонними компаниями для запуска различных приложений.

По мнению Ильчука, создание системы «Сирена-3» имеет для нашей страны огромное социальное, экономическое и оборонное значение. Это первая отечественная система такого класса, совместимая (причем полностью) с другими аналогичными системами, поддерживающими международные стандарты SITA (для связи с подобными системами в «Сирене-3» имеется шлюз). Ввод в строй системы, построенной на базе самых передовых технологий, даст возможность существенно улучшить обслуживание авиапассажиров, откроет авиакомпаниям новые возможности для бизнеса и, кроме того, позволит воспрепятствовать экспансии западных систем этого класса, защитив тем самым экономическое пространство России и не допустив повторения событий, аналогичных вторжению на российский рынок авиационной техники западных авиастроительных концернов.