Lockheed Martin делает инвестиции в спутниковые системы GPS

Корпорация Lockheed Martin планирует вложить 2 млрд. долл. в глобальную спутниковую систему, которая расширит функциональные возможности комплекса Global Positioning System и других средств, гарантирующих целостность и надежность прохождения сигналов глобального позиционирования на навигационные системы — в частности, на усовершенствованную систему Федерального управления авиации (Federal Aviation Administration, FAA) и ряд аналогичных комплексов, которые будут построены в Европе и Японии.

В основу новой системы положен комплекс
из 12 спутников, передающих на Землю
управляющие сигналы в диапазоне
сверхвысоких частот

Представители корпорации заверяют, что создаваемая система Regional Positioning System (RPS) повысит точность и устойчивость аэронавигации. В основу новой системы положен комплекс из 12 спутников, передающих на Землю управляющие сигналы в диапазоне сверхвысоких частот. По расчетам Lockheed Martin, ежегодная плата, взимаемая с управления FAA и ряда других организаций гражданской авиации, позволит компенсировать затраты на создание RPS.

Корпорация, обратившаяся в Федеральную комиссию по связи с просьбой предоставить ей свободное пространство на орбите и в эфире, отметила, что любая аппаратура, предназначенная для приема сигналов GPS, будет уверенно принимать и сигналы, посылаемые спутниками RPS. Усовершенствованная глобальная система связи FAA (Wide-Area Augmentation System, WAAS), на создание которой планируется направить 3 млрд. долл., также будет развертываться на основе технологии RPS и сможет управлять полетами и посадкой самолетов в пределах страны при помощи сигналов глобального позиционирования.

Комплекс GPS в сочетании с другими усовершенствованными системами (например, с WAAS) образует архитектуру Global Navigation Satellite System. Представители Lockheed Martin отмечают, что система GNSS, дополненная средствами RPS, позволит обеспечить надежное и точное сопровождение самолета, начиная с момента взлета и заканчивая посадкой.

Главный архитектор проекта RPS Фред Бэй считает новую систему еще одним сегментом космического пространства, дополняющим собой архитектуру WAAS. Кроме того, по его мнению, для устойчивого функционирования RPS вполне достаточно 24 спутников, входящих в состав комплекса GPS, а не 30, как предполагалось ранее. В отчете специалистов Университета Джонса Хопкинса говорилось, что для обеспечения нужной точности управления гражданскими полетами агентству FAA потребуется по крайней мере 30 спутников даже в случае использования средств WAAS.

Представитель FAA заметил, что агентство не собирается ни способствовать, ни противодействовать внедрению системы Lockheed Martin. Однако, по мнению Бэя, несмотря на то что в целом заявления FAA соответствуют действительности, они все же не отражают той борьбы, которая развернулась между его компанией и Федеральным агентством. В частности, руководство FAA отказывается говорить, сможет ли система RPS удовлетворить их потребности, до тех пор, пока аналитики FAA не завершат свои исследования. Отчет группы специалистов, которая занималась сравнением положительных и отрицательных сторон весьма дорогостоящего сочетания систем WAAS и GPS с возможностями наземной системы управления, должен быть завершен в течение сентября.

В прошлом Бэй неоднократно акцентировал внимание на том, что RPS представляет собой глобальную систему, ориентированную на взаимодействие с управляющими комплексами WAAS, европейской системой Geostationary Navigation Overlay System и японской Multifunction Transportation Satellite Augmentation System. И все же Lockheed Martin в первую очередь решила направить свои усилия на обслуживание клиентов в Северной и Южной Америке, хотя и продолжает поддерживать тесные контакты с японским Советом гражданской авиации и с органами Евроконтроля.

По мнению Бэя, если управление FAA откажется от системы WAAS, корпорации Lockheed Martin придется забыть о своих грандиозных планах. Конечно, вряд ли это произойдет, хотя в последнее время наблюдается усиление активности компаний, разрабатывающих системы, аналогичные RPS. Впрочем, Бэй отказался назвать потенциальных конкурентов.

Не так давно Европейский союз выделил первые 40,4 млн. долл. на финансирование предварительных работ по созданию аналогичной комплексу GPS системы Galileo. Общая сумма инвестиций должна составить 2,9 млрд. долл. Консультанты в области управления воздушным движением считают, что данный проект поможет заметно повысить безопасность полетов.

Если система GPS сможет обрабатывать дополнительный набор сигналов гражданского назначения, а Пентагон прекратит выступать против распространения подобных сигналов, комбинация средств Galileo и WAAS позволит повысить надежность управления воздушным движением, а в дальнейшем потребность в системе WAAS и вовсе отпадет.

Однако даже сочетание средств Galileo и WAAS не предоставит GPS полную информацию о спутниках, позволяющую оперативно узнать, может ли конкретный летательный аппарат взаимодействовать с другими элементами комплекса в данный момент времени и находится ли он в работоспособном состоянии. А ведь эти данные имеют очень важное значение для пилотов быстро перемещающихся самолетов (особенно при заходе на посадку). Кроме того, не поддерживаются сигналы, с помощью которых можно было бы определять точные условия и параметры посадки.

Ричард Лэнгли, профессор университета Нью-Брунсвика и эксперт по навигационным системам, согласен с тем, что несмотря на предоставление средствами Galileo и RPS дополнительной информации, позволяющей повысить качество управления полетами, ни одна из этих систем не может обеспечить той степени интеграции, которая присуща WAAS и усовершенствованным европейским и японским комплексам.

Европейский союз предпринимает реальные шаги для разрешения существующих противоречий с Соединенными Штатами. Отныне разработка любой GPS-подобной системы будет производиться только с санкции совета министров, который станет согласовывать свою позицию с представителями США и России, которая также располагает собственной глобальной навигационной системой. Такой подход позволит разрабатывать следующее поколение систем, аналогичных GPS, общими усилиями. Результатом переговоров должна стать совместимость Galileo с GPS и российским комплексом ГЛОНАСС. Плодотворное сотрудничество даст возможность превратить проект Galileo в отраслевой стандарт навигации для XXI столетия.