Что должно отражать название должности?

Джерри Янг, chief yahoo, директор — один из
создателей популярного поискового механизма
Yahoo
У людей, говорящих по-английски, слово «yahoo» всегда ассоциировалось с грубостью и неотесанностью. Сегодня же оно связано с одной из самых преуспевающих компаний в Internet. В настоящее время слово yahoo имеет скорее положительный оттенок. Но захотите ли вы увидеть его у себя на визитной карточке?

Идея создания компании принадлежала Джерри Янгу и Дэвиду Фило, разработавшим новый поисковый механизм. У обоих на визитке начертано словосочетание chief yahoo, которое приобрело в современном компьютерном мире совершенно особое звучание. Правда, каждый из них добавляет к этому титулу еще по одному слову: у Янга написано «директор», а у Фило — «соучредитель». В большинстве же своем люди по-прежнему предпочитают использовать традиционные названия должностей, однако кое-кто считает этот подход устаревшим, что и подтверждает история Сети.

Когда компания E-greetings, называвшаяся ранее GreetStreet, организовала службу рассылки электронных поздравительных открыток, среди прочих в штатном расписании числились должности «колдуна» и «свахи». Впрочем, сегодня человек, занимающийся в E-greetings поиском и подготовкой квалифицированных специалистов, называется кадровиком, или, более строго, вице-президентом по кадрам. Компания постоянно ищет кандидатов на замещение вакантных должностей разработчика Web-приложений, системного аналитика, директора по маркетингу. При этом обязанности сотрудников сегодня определены гораздо более четко, чем раньше. «Мы не возражаем против того, чтобы люди сами придумывали себе название должности, — заметил начальник кадровой службы Алан Чин (в недавнем прошлом он именовался «поставщиком талантов»). — Но мы постоянно следим и за реакцией окружающих».

Сегодня в E-greetings трудятся уже 100 человек. Вакантными должностями в компании интересуются многие профессионалы, в том числе юристы и управленцы, долгое время работавшие в других фирмах. Высококвалифицированные служащие способны принести немало дивидендов работодателям, а развитая структура компании обеспечивает наилучшие условия для дальнейшего роста специалистов. («Они просто созданы для работы в крупной корпорации», — подчеркнул Чин.) Впрочем, Чин уже не застал тех счастливых дней, когда название должности не имело для сотрудников практически никакого значения, а все усилия коллектива были направлены исключительно на разработку все более качественной продукции.

«До того как я пришел в компанию, поиском кадров занимались непосредственно учредители, которые прежде всего хотели создать боеспособную команду», — вспоминает Чин.

Теперь же руководство E-greetings считает, что необходимым условием движения вперед является устойчивая корпоративная структура, ради чего вполне можно пожертвовать даже рядом партнерских соглашений и потенциальных инвесторов. Однако далеко не все согласны с такой позицией.

В компании Viant придерживаются прямо противоположной точки зрения. Когда бывший консультант фирмы Cambridge Technology Partners Дайана Холл, возглавляющая сегодня кадровую службу Viant, два года тому назад заняла свой пост, в компании работали 20 человек, и еще восемь должностей были вакантными. «Необходимо оставить только пустые клетки, не имеющие конкретного названия», — заявила Холл.

Сначала решено было сократить число титулов вдвое. Затем Холл сочла, что лучше ликвидировать их совсем. Новым сотрудникам предстояло пройти жесткую процедуру тестирования, в ходе которой кадровая служба оценивала знания и область интересов кандидатов и только после этого обнародовала название тех должностей, которые они занимали.

Холл отмечает: «Высокая должность внутренне дисциплинирует человека и предъявляет повышенные требования к его квалификации. От занимаемого положения зависит, как относятся к человеку клиенты и что о нем думают друзья и близкие. Социальный статус имеет основополагающее значение.

Принятые на работу сотрудники могут говорить своим родителям все что угодно, хотя поначалу меня не покидало ощущение внутренней тревоги. Мне казалось, что политика предоставления рабочих мест без названия расхолаживает людей, и они могут наделать глупостей. Однако энергия и амбиции молодых сыграли положительную роль и в конечном итоге способствовали общему успеху».

Как же отразить приобретенные навыки в резюме? «Мне известно, какие требования предъявляются к данному документу, — заметила Холл. — Необходимо вписать туда название своей должности. Но человек, которому адресовано резюме, получит исчерпывающую информацию и в том случае, если кратко описать характер работы и перечислить все специальности, которые вы освоили».

Старший консультант компании Watson Wyatt Стив Пэтчел считает, что название должности всегда вызывало вопросы у технических специалистов. Даже если использовать стандартные термины, каждая компания вкладывает в них свой смысл. Служащим не следует оставаться заложниками названия своей должности, необходимо продемонстрировать, на что они способны на самом деле.

«Все это не более чем пустая болтовня, — подчеркнул Пэтчел. — Речь идет лишь о том, что конкретно нужно сделать для того, чтобы перейти на следующий уровень. В одной компании человек может называться вице-президентом, а в другой — инспектором, но при этом он выполняет одни и те же обязанности».

Разногласия могут возникать и в том случае, когда компания расширяется или объединяется с другой. После слияния фирмы Online-CitySearch, специализирующейся на продаже билетов через Internet, с другой компанией перед руководством встал вопрос переименования должностей, имевших сходные названия. Компании GoTo.com пришлось пересматривать названия должностей после открытого акционирования.

«Фундаментальные перемены внутри компании очень часто заставляют ее руководство по-новому взглянуть на наименования должностей, — отметила менеджер кадрового агентства Morgan Samuels Стефани Дэвис. — Некоторые необычные названия в начале пути кажутся весьма удачными, однако опыт корпоративной Америки говорит о том, что излишняя экстравагантность может помешать успеху».

Руководители Microsoft подтвердят, что время от времени вносить изменения в штатное расписание просто необходимо для сохранения конкурентоспособности. Несколько месяцев назад они были вынуждены пересмотреть структуру корпорации, чтобы отразить перемены в своем бизнесе. Компанию решено было разбить на четыре подразделения, каждое из которых сконцентрировало свои усилия на отдельном сегменте потребительского рынка. Все сотрудники были перегруппированы в соответствии с этими сегментами. Впрочем, каких-то существенных изменений в названиях должностей не отмечалось. Исключение составили вице-президенты, должности которых стали отражать особенности новой структуры.

Возможно, через несколько лет корпорацию ждет не менее серьезная реорганизация. Итак, что же должно отражать название должности? «Власть. Полномочия», — считает Холл.