Непросто торговать красотой, привыкнув предлагать мегагерцы

iBook — iMac to go — как бы тот же
компьютер, но переносной. iBook
наследует внешность и дух iMac
Что за красавцы! То iMac, то SGI Visual Workstation, теперь iBook! О вкусах не спорят, но они эффектные, этого не отнимешь. Эффектные и эффективные, судя по характеристикам. Но это не неприступная красота, она продается. Непросто торговать красотой, привыкнув предлагать мегагерцы. Рецептов много, но в них присутствует общий ингредиент: деньги. Для раскручивания новой модели, нацеленной на массовый рынок, нужны огромные деньги. Огромных в России нет. Вся надежда на интуицию и нестандартные решения. Генерального директора DPI, компании, представляющей в России Apple, Евгения Бутмана iBook заставил крепко задуматься: как же продавать в этой стране такую красивую и полезную вещь?

Стремиться есть к чему. Успех iMac стимулирует. За год продано около 2 млн. машин, доля рынка Apple удвоилась, теперь она около 7% мировых продаж. Правда, возникает вопрос: имеет ли успех iMac на Западе отношение к его успеху здесь? Сейчас DPI продает в месяц порядка 100 машин iMac. Для российского рынка это неплохо. iBook — iMac to go — как бы тот же компьютер, но переносной, iBook наследует внешность и дух iMac.

Но все же у него есть кровный родственник — PowerBook.

Бывали случаи, когда представительства иностранных компаний в России закупали партии PowerBook потому, что это — общекорпоративный стандарт. «Вообще о массовой продаже PowerBook в российские отделения иностранных компаний я не слышал уже много лет. Честно говоря, продажа у нас PowerBook в процентном отношении к остальным машинам настолько низка, что даже обсуждать это нет смысла», — не скрывает Бутман.

Итак, PowerBook не был массовым продуктом, как PowerMac и iMac. А iBook призван стать массовым. Какова вероятность этого, оценить трудно, можно говорить об основаниях для надежд. Первое — относительная гибкость рынка потребительских компьютеров, каковыми являются iMac и iBook. «Продавать PowerMac G3 больше, чем хочет рынок, невозможно. Рынок очень негибкий по отношению к профессиональным компьютерам. Их продается столько, сколько требуется. А iMac — это продукт, который продается настолько хорошо, насколько мы как продавцы формируем спрос. iBook идет по проложенной колее. С другой стороны, он выходит на рынок, где консерватизм гораздо выше, чем на рынке настольных машин. К тому же между нами и покупателями еще одно достаточно консервативное звено — это дилеры». Так считает Бутман.

Один из путей, предложенных Apple, — продвигать его как сетевой ПК. Возможности беспроводного подключения у него весьма любопытные — единое решение с недорогим концентратором RadioEthernet (того же дизайна), который поддерживает пару десятков пользователей. Для образовательных применений это бесценное качество, но трудно представить себе, что наши учебные заведения вдруг начнут приобретать ноутбуки, да еще Apple. (Впрочем, кто знает: более 30% проданных iMac ушло в образование.) Возможность быстрого подключения к локальной сети имеет значение для корпоративных пользователей, но, казалось бы, не для того iBook придали столь игривую внешность. Тем не менее DPI будет ориентироваться на корпоративного заказчика. Далее: компьютер для работы в Internet — здравая мысль, ведь Internet не делит клиентов на ПК и Mac. Но настало ли время такого рода здравых мыслей? Во всяком случае, около 75% наших соотечественников, купивших iMac, используют Internet.

Еще одна здравая мысль: «Я думаю, что в салонах они вряд ли будут продаваться и богатые люди вряд ли их будут покупать. Потому что богатые люди хоть и богатые, но уже перестали покупать вещи просто потому, что ?прикид клевый?. Теперь смотрят — а для чего им это надо? И я хотел бы посмотреть на тех дистрибьюторов, которые, анализируя рынок, опираются на анекдоты про ?новых русских?», — говорит Бутман.

Вопросов больше, чем ответов. Что известно? Что DPI собирается идти путем западных дистрибьюторов: стараться работать с каналами, имеющими дело с ПК, — как по iMac, так и по iBook. Но на большинство вопросов и нет необходимости давать немедленный ответ. Время еще есть, можно выждать. «Будет некий период раскачки, — предчувствует Бутман, — несколько месяцев, когда пользователи будут приглядываться и думать: а для чего нам это надо? что и как? О том, как мы будем продавать iBook, я думаю, будет смысл говорить в октябре, когда они появятся в Европе и в России».

Жаль, долго ждать. Не куплю iBook — мне для моей работы научного редактора хватает любимого 33-мегагерцевого PowerBook 150, но хотелось бы посмотреть. Жаль, что у нас в витринах не стоят красавцы-компьютеры, как на Западе, ведь они умеют не только перемалывать числа с плавающей запятой, но и платонически радовать глаз нестандартным дизайном.