Как добиться того, чтобы информация попадала к тем, кому она необходима?

По мере того как пользователи в процессе принятия решения все чаще обращаются к корпоративной информации, разработчики интеллектуальных аналитических средств вносят изменения в свой инструментарий, стремясь упростить процедуру формирования запросов к базам данных.

Более привычные для неискушенных пользователей типовые инструменты поиска в Web возвращают в качестве результата поиска колоссальное количество ненужных, неформатированных данных, которые практически бесполезны для средств интеллектуальной обработки бизнес-информации. Кроме того, в отличие от процесса поиска в Web запросы к базам данных часто требуют, чтобы была проделана значительная подготовительная работа, и все равно такие запросы слишком сложны для неспециалистов.

Тод Робертсон: «Мы приближаемся к тому уровню, когда обычные пользователи смогут, не вдаваясь в технические подробности, спрашивать то, что им нужно»

Для того чтобы предоставить пользователям, не обладающим специальной подготовкой, возможность эффективного поиска в базе данных предприятия информации, необходимой при решении специфических задач, администратору базы данных приходится изрядно потрудиться.

По словам вице-президента Oracle Винса Цезареса, основная проблема заключается в том, что информационные порталы позволяют добраться до данных, но не предоставляют инструментов, необходимых для того, чтобы сделать полученную информацию действительно полезной.

«Мы начали снабжать наших заказчиков средствами формирования отчетов самых разнообразных типов», — сказал Тод Робертсон, технический директор компании Sequoia Softworks, специализирующейся на разработке заказных Web-приложений.

В качестве одного из решений этой задачи, по словам Робертсона, можно взять модель ключевых слов, которая в настоящее время применяется интерактивными поисковыми системами, и модернизировать ее с тем, чтобы получать результаты в структурированном виде, более подходящем для деловых пользователей.

Пример использования такого подхода можно найти в предложенной Microsoft системе English Query, которая позволяет администраторам базы данных настроить поисковую систему таким образом, чтобы неподготовленные пользователи могли формировать свои запросы самостоятельно.

«English Query ?понимает?, как хранятся данные, и то, каким образом может быть составлен запрос к этим данным», — говорит Бэрри Гофф, менеджер по продуктам Microsoft.

Другой подход, который взят на вооружение компаниями для обеспечения доступа деловых пользователей к информации, состоит в разработке инструментария для построения запросов с использованием механизма буксировки.

«Средства формирования запросов на естественном языке лишь упрощают процесс использования уже существующих запросов», — говорит Дом Линдарс, директор по маркетингу серверных продуктов Oracle.

Работа подобных инструментов, выпускаемых такими компаниями, как Oracle и Business Objects, предполагает выполнение определенных подготовительных операций, которые остаются за кадром. Это позволяет совместить весьма изощренные возможности в области формирования запросов с простым пользовательским интерфейсом.

«Мы приближаемся к тому уровню, когда обычные пользователи смогут, не вдаваясь в технические подробности, спрашивать то, что им нужно, — сказал Робертсон. — Но вряд ли мы когда-либо достигнем такого уровня, при котором отпадет необходимость в ?закадровой? работе администратора базы данных».

Независимо от того, какой путь выберет для себя компания, реализация прямого доступа пользователей к информации, хранящейся в базе данных, будет не бесплатной.

«Данные — настолько ценная вещь, что вам захочется сохранить контроль за тем, чтобы никто не нарушил их целостность», — говорит Робертсон.

Как считает аналитик компании Giga Information Group Майк Сан, если в распоряжении пользователей будут средства, подобные вышеописанным, это может повлиять на работу всей информационной системы.

Как добиться того, чтобы нужная информация попадала к тем, кому она необходима, положиться ли при этом на запросы на естественном языке или предпочесть объектно-ориентированный подход, — это вопросы, с которыми рано или поздно придется столкнуться всем организациям.

«В эпоху информации данные ценятся на вес золота, а потому чрезвычайно важно иметь возможность извлекать полезные сведения из хранилищ данных, — сказал Робертсон. — Думаю, мы пока еще только в начале пути».