ФБР ловит угонщиков во Всемирной Паутине

Когда добропорядочный гражданин, возвращаясь на стоянку, не находит там своей любимой машины, он готов обратиться за помощью к кому угодно, только не к компьютерщикам. Впрочем, если полицейские, занятые поиском угнанных автомобилей, имеют дело только с возмущенными собственниками движимого имущества, цель сотрудников ФБР, которые совместно с ними отслеживают перемещения пропавших машин, куда серьезней: выявление преступных синдикатов.

Для повышения эффективности действий ФБР было принято решение связать правоохранительные службы других стран с системой Vehicle File Access, развернутой в национальном информационном центре National Crime Information Center (NCIC).

Каждый год в Соединенных Штатах угоняется около 1,5 млн. автомобилей, и почти 200 тыс. пересекают океан, в конечном итоге оказавшись на «курируемых» преступными группировками черных рынках.

Предоставляя сведения об угнанных машинах зарубежным правоохранительным органам, в ФРБ надеются привлечь внимание местных властей к обосновавшимся на их территории криминальным структурам.

«На первый взгляд может показаться, что это внутреннее дело страны, — говорит Джордж Саймон, руководитель аналитической группы ФБР, возглавляющий данный проект. — И в самом деле, почему правительство должны интересовать какие-то пропавшие на чужой территории машины? Однако средства, которые граждане этих стран вкладывают в угнанные автомобили, не поступают на внутренний рынок, к тому же падает спрос на продукцию местных предприятий».

Разумеется, никто не собирается заставлять программистов гоняться за похищенными машинами. Они должны выполнять свои профессиональные обязанности — обеспечивать совместное использование информации в разных странах. Опыт ФБР в использовании унаследованных систем и Web для организации глобальных коммуникаций с развитыми и развивающимися странами заслуживает внимательного изучения.

Основой для развертывания проекта International Vehicle File Project станет коммуникационная сеть Интерпола. Многие страны, в которых ФБР планирует распространять информацию об угнанных машинах, — это развивающиеся государства с крайне примитивной инфраструктурой связи. С другой стороны, Интерпол располагает защищенной, подтвердившей свою работоспособность сетью передачи данных.

Следующим этапом стал проект Intranet Browser — трехзвенная система с интерфейсом на основе браузера, которая предоставит любому пользователю возможность обращаться с запросами к базе данных украденных машин. По рекомендации консультационного агентства Open Networks, в ФБР использовали средство разработки компании Prolifics — для развертывания поддерживающей многие языки защищенной системы, которая бы позволила иностранным правоохранительным органам отслеживать серийные номера деталей украденных машин (в настоящее время поддерживается пять национальных языков).

«Наш проект предоставит пользователям непосредственный доступ к информации, причем они будут получать ответ в считанные секунды, — сообщил Саймон. — Прежде на это уходили часы и даже дни».

Сейчас сотрудники ФБР завершают внедрение системы в государстве Белиз, в Доминиканской Республике, Мексике и Польше. Затем соответствующие работы начнутся в Гватемале, Латвии, Литве и на Украине.

«Государственный департамент осуществляет поэтапное финансирование работ, — пояснил Саймон. — На реализацию проекта в одной стране уйдет всего лишь несколько тысяч долларов».

Впрочем, ни финансирование, ни технологические аспекты не потребовали от Саймона серьезных усилий. Главное, на что уходили силы, — решение вопросов, связанных с интернациональным характером работы.