Компаниям следует соотнести свои приоритеты с тем, что им может дать ERM


Барри Вилдерман: "Затраты на ERM часто превосходят ожидаемые"
Как подтвердило недавнее исследование, проведенное компанией META Group, внедрение системы управления корпоративными ресурсами (ERM, enterprise resource management) - задача дорогостоящая, причем затраты эти возвращаются довольно медленно.

META сознательно использует для обозначения систем планирования корпоративных ресурсов (ERP) термин ERM, поскольку специалисты компании пришли к выводу, что около 90% систем ERP задействовано как раз в управляющих операциях, таких как управление финансами и кадрами.

"Ясно, что снижение издержек благодаря ERM иллюзорно, — заметил Питер Беррис, старший вице-президент META в ходе телеконференции, посвященной обсуждению результатов исследований. — Целью внедрения такой системы может быть обретение предприятием гибкого механизма управления? Если же компания основной упор делает на сокращение издержек и это является основной причиной реализации системы ERM, нужно отметить: большинство наших клиентов пришли к выводу, что в конечном итоге не только не удается этого добиться, но и полученная система оказывается намного менее гибкой, менее современной прикладной платформой, чем они рассчитывали".

Опрос META, в котором приняли участие 63 компании, показал, что на внедрение ERM пришлась значительная часть всех расходов организации на информационные технологии. По данным исследования, в среднем доля стоимости владения системой ERM составляет 1,5 - 3,5% от общего оборота компании.

"Совершенно очевидно, что в любой ситуации это очень значительные расходы на ИТ. Дело в том, что большинство компаний на информационные технологии в целом тратят не более 2-3% своего дохода", - подчеркнул Беррис.

Как отметил Барри Вилдерман, вице-президент META по стратегиям внедрения, затраты на ERM часто превосходят ожидаемые.

"Руководство компании с удивлением обнаруживает, что расходы оказались чрезвычайно велики и иногда вдвое превосходят ожидаемые. Большей частью это обусловлено вносимыми по ходу дела изменениями, а также множеством иных факторов, в числе которых следует выделить неадекватное управление во время внедрения системы", - заметил Вилдерман.

Исследование также показало, что если затраты сопоставляются с количественным выражением преимуществ ERM, то, на первый взгляд, затраты намного превышают преимущества.

"Давайте учтем все затраты: общую стоимость владения системой ERM, аппаратное и программное обеспечение, профессиональные услуги, расходы на специалистов внутри компании и затраты на обслуживание после реализации системы. Затем сравним это с сокращением затрат или ростом доходов. Результат при этом мы получаем чаще всего отрицательный", - признал Вилдерман.

"Если уж совсем упростить, можно сказать, что в результате осуществления подобных проектов следует рассчитывать на извлечение нематериальных преимуществ и создание общей инфраструктуры, необходимой для успешной работы компании в таких областях, как управление взаимоотношениями с клиентами, электронная коммерция и цепочка поставок, - объяснил Вилдерман. - Практически невозможно количественно выразить пользу от возможности быстрее заполнить финансовые документы или ввести данные в систему расчета зарплаты".

Того же мнения придерживается и Беррис, заметивший, что не стоит рассматривать ERM как монолитную систему для решения всех проблем, возникающих перед предприятием. По его словам, это скорее платформа, на фундаменте которой предприятие может построить дополнительные приложения, не входящие в состав самой системы ERM. Он также отметил, что ведущиеся сейчас внедрения систем ERM часто выполняются в рамках работ по решению проблемы 2000 года.

"Реализация системы ERM - это только начало... Вам предстоит превратить ее в инструментарий для реализации более сложных бизнес-функций", - подчеркнул Беррис.

По его словам, приложения ERM обладают фиксированной стоимостью, которая со временем меньше не станет. На самом деле крайне важно как можно раньше приступить к внедрению ERM.

"Чем раньше компания начнет использовать системы управления ресурсами, тем больше преимуществ перед конкурентами она сможет получить. Компаниям следует соотнести свои приоритеты с тем, что им может дать ERM", - считает Беррис.

Исследование META также показало, что реализация системы управления ресурсами обычно занимает два-три года. По мнению Берриса, большая часть незапланированных расходов как раз и связана с расширением перечня профессиональных услуг, которыми компания пользуется в течение этого времени. Беррис убежден, что заказчикам не следует рассчитывать на возврат от инвестиций, пока система не проработает хотя бы 2,5 года.


Сервис - главное

Производители ПО планирования корпоративных ресурсов все больше внимания уделяют оказанию своим клиентам профессиональных услуг. По прогнозам компании Dataquest, оборот этого рынка вырастет с 25,4 млрд. долл. в 1998 году до 97 млрд. долл. в 2003 году. Уже сейчас на долю услуг приходится от 50 до 70% всех затрат на развертывание системы ERP, в то время как стоимость собственно программной лицензии составляет лишь 20%. По данным Dataquest, услуги по реализации, разработка ПО, а также обучение и повышение квалификации составляют 78% общего оборота рынка профессиональных услуг (за исключением службы поддержки). В настоящее время на долю производителей ПО ERP приходится 15,6% этого рынка.