с Internet-экономикой, хорошо известно, что инвесторы дают деньги ради прибыли, а не за красивые глаза.

Разговоры о монетаризации трафика пришлись как раз на то время, когда Internet-экономика вступила в фазу кардинальных бизнес-экспериментов. Всем понятно, ради чего это делается: превратить Web в прибыльное предприятие.

Слово "монетаризация" прозвучало на мероприятии, посвященном объединению USA Networks и Lycos. Возможно, это было сделано просто для того, чтобы продемонстрировать аборигенам знание их обычаев. Появление на сцене реальных компаний, таких как Viacom, - это, без сомнения, новое многообещающее веяние. Но пока объединение компаний, занимающихся чем-то осязаемым, например Home Shopping Network, с компаниями, ориентированными исключительно на Web, такими как Lycos, с точки зрения фондовой биржи ведет к снижению ценности их акций.

Руководители Home Shopping Network имели достаточно времени для того, чтобы продумать, как использовать все возможности компании, дабы придать масштаб и силу своим планам в отношении электронной коммерции. Надо сказать, что многие инвесторы по-прежнему воспринимают такого рода сделки как мошенничество: трудно поверить в магию Internet, когда у вас есть скучные, устойчивые параметры бизнеса (например, прибыль), о которых вам приходится заботиться.

Итак, вернемся к экспериментам с новыми моделями бизнеса. К несчастью, пока слишком немногие из них можно назвать успешными.

Один из новых апробируемых подходов являет собой попытку получить нечто из ничего: модель "все бесплатно". Идея состоит в том, чтобы раздавать бесплатно ПК, или предоставлять бесплатно доступ в Internet, или продавать товары ниже их себестоимости и тем самым привлечь большое число пользователей - и все это с целью сделать деньги на продаже рекламы.

Еще более агрессивна теория "подписки на всю жизнь", которую проповедуют некоторые порталы. Суть ее в том, что хотя для завоевания чьего-либо внимания требуется очень много времени, однако высокие затраты на привлечение новых потребителей вполне оправдываются, если подсчитать будущие доходы, получение которых гарантировано в течение немалого времени. Эта модель сейчас используется в издательской деятельности, и весьма успешно, увеличивая доходы издателей и, следовательно, рекламодателей.

Так или иначе, теперь есть хотя бы выражение для описания трюков алхимиков, которые преобразуют в золото потоки электронов. Но вообще-то отрасль права. Когда интерактивная служба, такая как AOL, имеет больше подписчиков, чем The Wall Street Journal или журнал People, когда традиционные телевизионные сети становятся невыгодны, поскольку пользователи Web выключают телевизоры и вместо этого загружают свои ПК, речь, видимо, идет о серьезных деньгах.

Но пусть вас это не вводит в заблуждение: на самом деле никто пока не знает, как эти деньги сделать.