, произошел значительный спад торгового оборота, особенно в сентябре - октябре, когда курс рубля был крайне труднопредсказуемым. Множество игроков на рынке высоких технологий заморозили свою торгово-закупочную деятельность либо перешли исключительно на наличный расчет или поставку по предоплате.

Это было вызвано тем, что очень многие фирмы в столице, где традиционно закупают технику регионы, стали продавать либо только за наличные, либо с учетом трех-пятидневных "инфляционных" ожиданий.

В сентябре оборот упал раз в десять, но в ноябре - декабре ростовские компьютерщики отметили некоторое улучшение, по крайней мере в области розничной торговли.

С корпоративным сектором все гораздо сложнее. Традиционно корпоративный клиент большинства ростовских фирм-поставщиков - это предприятия и организации со значительной долей государственного контроля. Самый "жирный" пользователь - тот, кто не жалеет денег на качественную дорогую технику известных производителей. Это в основном организации, питающиеся от бюджета, - структуры типа Северо-Кавказской железной дороги, "Электросвязи", "Ростовэнерго", таможни, налоговой инспекции и др.

Малый частный бизнес на этом фоне оказался заметно слабее, а после августа он вообще на два-три месяца выбыл из разряда потенциальной клиентуры. На бюджетников же сейчас, после относительной стабилизации курса, едва ли не молятся, хотя понимают, что на всех их не хватит и самый вкусный кусок достанется лишь избранным.

Пожалуй, главным итогом последних шести месяцев стала смена общепризнанных лидеров рынка. Точнее, компании, лидировавшие на рынке с конца 1997 года, стали лидерами и в "общественном сознании". Сейчас в Ростове рынок определяют "Санрайз", "Софт", "Информатика" и "Технополис". Поэтому, обсуждая кризисную тему, в первую очередь было интересно услышать высказывания руководителей именно этих фирм.

Андрей Роговик, "Софт - Компьютер Сити"



Андрей Роговик: "В сфере розничной торговли ПК не наблюдалось большого спада"
"Разумеется, характерной чертой компьютерного рынка является его непрерывное обновление, что постоянно подогревает к нему интерес пользователей. В сфере розничной торговли компьютерами не наблюдалось такого спада, как, скажем, в области торговли бытовой техникой и электроникой. Домашние пользователи - своего рода фанаты, они в курсе появляющихся новинок - процессоров, звуковых и видеоподсистем и ждут их завоза в Ростов. Благо при таком стремительном обновлении модельного ряда долларовая цена также быстро "устаревает" и становится доступной все большему кругу покупателей. Сегодня, как и полгода назад, компьютеры можно приобрести за 700-800 долл, но они будут на поколение "моложе", а значит - мощнее и "навороченнее". Это, конечно, успокаивает нынешних покупателей".

Руководитель "Софт-Компьютер Сити" согласен с тем, что кризис сильно отразился на платежеспособности корпоративных клиентов. По этой причине многие из заключенных ранее контрактов пришлось приостановить.

Андрей Сабиров, "Санрайз"

"В первой половине 1998 года ростовский "Санрайз" достиг максимальных оборотов за весь период своей деятельности на региональном рынке. Цифры объема продаж свидетельствовали о том, что речь идет действительно о лидере регионального рынка: в апреле и июне - 1,1 и 1,2 млн. долл. соответственно (1000 единиц только ПК). К тому времени один только филиал в Краснодаре приносил фирме около 200 тыс. долл. в месяц. О том, насколько высок этот показатель, можно судить по следующему факту: по оценкам агентства "Дейтор", в 1997 году весь ростовский рынок составлял примерно 2,5 млн. долл. в месяц.

Август внес коррективы, как в количественные показатели, так и в организационную работу. Первые две недели компания не работала. Этот отрезок времени, в течение которого принимались решения по реорганизации бизнеса, оказался весьма полезным. Была проведена ревизия складских запасов и выявлен "застоялый" товар, который висел балластом на бюджете фирмы. Высвободившиеся средства были аккумулированы для осуществления дальнейших закупок "высоколиквидной" техники и других, более рентабельных операций".

По бытующему мнению, единственная стоящая в условиях кризиса цель - выживание - оправдывает практически любые средства. Как показало время, удача сопутствовала большей частью тем, кто не отсиживался долго из-за боязни, как бы чего не вышло, а разумно рисковал, находя новые, подчас малознакомые способы зарабатывания денег. Особую роль в начале кризиса (август - сентябрь) играли курсовые операции. Безусловно, когда колебания курса составляли несколько рублей в день, при правильной логике рачетов такие операции были сверхрентабельны. Но даже потом, когда курс относительно стабилизировался, курсовые операции по-прежнему продолжали оставаться весомой составной частью поддержания бизнеса.

К счастью, как отмечает Сабиров, мертвый сезон длился не так долго. В октябре, когда появилась хоть какая-то возможность прогнозировать поведение доллара, торговля начала оживать. К концу года долларовый объем продаж превысил половину от докризисного состояния, то есть 500 тыс. долл. (600 единиц ПК ежемесячно). Весной, по прогнозам самих продавцов, этот объем имеет шансы восстановиться практически на все 100%, конечно, при сохранении сложившихся тенденций.

Результаты более чем обнадеживающие, а прогнозы более чем оптимистичные, если учитывать, что от кризиса больше всего пострадала как раз не розничная, а оптовая торговля, которая приносила "Санрайзу" основную часть оборота. В новых условиях компания считает главным направлением своей деятельности именно розничную торговлю, где обороты были традиционно ниже, зато доходность заметно выше, чем в оптовой дистрибуции.

Кстати, интересно, что, по оценке руководителей "Санрайза", критический порог цены на компьютерную технику изменился совсем незначительно. Основная масса предложений по ПК для домашних и офисных пользователей, которая и соответствует уровню спроса, лежит в пределах 700-800 долл., тогда как в докризисное время большая часть компьютерной техники в "Санрайзе" продавалась по цене 750-1000 долл. Возможно, в связи с этим компания не стала включать в свои предложения подержанную технику, цена на которую в Ростове сейчас не превышает 300-400 долл., то есть, по оценкам специалистов фирмы, в два раза меньше границы потребительских возможностей населения.

Вроде бы парадокс: девальвация рубля в 3,5 раза, у подавляющего большинства людей не рост, а даже падение зарплаты, но покупательская способность на розничном рынке компьютеров ничуть не упала. Однозначное объяснение этому явлению никто из компьютерщиков дать не может, но порою факты бывают хороши и без объяснений.

Сергей Трипалин, фирма "Информатика"



Сергей Трипалин: "Ситуация на начало 1999 года тянет на 'хорошо'"
Ростовская "Информатика" - одна из немногих фирм, в деятельности которой в идеальных пропорциях были представлены все основные направления - розничная и оптовая торговля, сервис и корпоративные решения. По оценке директора фирмы Сергея Трипалина, ситуация на начало 1999 года тянет на "хорошо". Хотя был период (в августе - сентябре), когда объемы продаж техники и технологий упали на порядок. Причем падение продаж сопутствующей периферийной техники (принтеров, сканеров, внешних приводов, ИБП) оказалось еще сильнее, чем собственно компьютеров и комплектующих.

"Считается, что основная составляющая бизнеса "Информатики" - корпоративные клиенты. Работа с корпоративным клиентом включает в себя не только сетевые проекты, но и поставку и сервисное обслуживание компьютерной и офисной техники с хорошо известными торговыми марками. В этом секторе "Информатика" имеет очень прочные позиции, и наши приоритеты в нынешнем году практически не изменились. Это - дистрибуция продукции фирм, имеющих сервисные центры в ростовском регионе (АРС, СТХ, Epson, Lexmark), а также ставка на поиск новых марок исходя из оценки их потребительского потенциала. Можно назвать уже несколько "открытий сезона", например мониторы Belinea, принтеры Oki и Canon. "Информатика" предполагает заняться их раскруткой в регионе и открыть фирменные сервисные центры для поддержки дилеров и конечных пользователей".

Толчком к поиску новых партнеров послужил, по словам директора "Информатики", некоторый консерватизм в политике вендоров и мастер-дистрибьюторов, которые не среагировали вовремя на изменение ситуации в связи с кризисом. В первую очередь это касается отмены установленных ранее долларовых квот на ежемесячные закупки для дилеров, которые регионы физически не смогли выполнить. Кроме того, некоторые марки стоят существенно дороже при сравнительно равных показателях качества (тот самый случай, когда покупатель платит за марку). В период кризиса даже среди платежеспособных клиентов желание переплачивать за одно только имя поубавилось.

В отличие от "Санрайза", "Информатика" обратила внимание и на самых малообеспеченных клиентов, с предельным уровнем покупательской способности 400 долл. Под их нужды фирма выделила специальный отдел по продаже подержанной техники. Обороты этого отдела невелики, зато подобная деятельность сейчас способствует привлечению новых клиентов, которые со временем могут стать весьма платежеспособными.

Если говорить о том, какие цены на компьютеры на сегодняшний день не являются "запредельными", то однозначного мнения среди директоров тут нет. Стандартные конфигурации ПК, предлагаемые в "Санрайзе", со всевозможными наворотами для домашнего пользователя, все же не превышают по цене 900 долл.

Роговик, напротив, считает, что компьютеры и за 30 тыс. руб. продолжают пользоваться спросом. Берут либо самое дорогое, либо самое дешевое. Самые популярные процессоры - или Celeron Pentium 200MMX, или Pentium II с тактовой частотой 400 МГц и выше. "Среднего" покупателя не осталось.

В "Информатике" заявляют, что предела совершенству нет, но "ширпотреб" в компьютерной торговле начинается от 15 тыс. руб. (по конфигурации это процессор Celeron 333 МГц, винчестер не менее 3,2 Гбайт, ОЗУ не менее 32 Мбайт и монитор от 15 дюймов).

Что в Сети?

Начало прошлого года ознаменовалось ожиданием качественного скачка в "интернетизации" региона - экспоненциального роста частных пользователей, повального внедрения Web-технологий в бизнес, создания городских информационных сетей. Для провайдеров, особенно первичных, это означало бы необходимость резкого расширения магистральных каналов и развитие новых видов услуг, связанных с предоставлением гарантированной пропускной способности. Прогнозировалось и активное внедрение технологий IDSN на уровне абонентов городских телефонных сетей.

Кризис, девальвация рубля и разорение некоторой части клиентуры провайдеров, к счастью, не явились для Ростова определяющими факторами. Прогнозы и соответственно планы на будущее остались примерно прежними, только сроки их реализации приходится отодвигать на некоторое время (предположительно 6-8 месяцев, если ситуация вновь не "взорвется").

Настоящим первичным провайдером, работающим как с провайдерами второго уровня, так и с крупными корпоративными заказчиками, в Ростове можно назвать пожалуй, только "Глобал Один".

Евгений Галалу, ростовское представительство "Глобал Один"

"В августе был традиционный летний спад в "торговле Internet", вызванный сезоном отпусков. Сразу после объявления об отмене валютного коридора стало ясно, что провайдеров ждут большие проблемы.

Дело в том, что тарифы обычно указывались в долларах. А "переварить" трехкратное повышение цен за какой-то месяц рынок просто не мог. Перед провайдерами встала задача установления курса пересчета рублей в доллары. Практически все зафиксировали его на уровне 8 руб./долл. В несколько другом положении оказалось ОАО "Электросвязь", которое незадолго до кризиса по требованию антимонопольного комитета установило цены в рублях. В считанные дни их цены в пересчете на доллары понизились втрое, что вызвало переход к ним клиентов от других провайдеров".

Курс 8 руб./долл., установившийся в Ростове, оказался ниже среднего по стране. Причину следует искать в том, что вскоре после начала кризиса произошло планировавшееся задолго до этого объединение самого первого ростовского провайдера Internet - компании "Интерсвязь" и компании "Цифровые телефонные сети", входящей в холдинг ААА. Новая компания сразу сделала заявку на безусловное лидерство на розничном рынке Internet. И подкрепила намерения, установив низкие цены на свои многочисленные телефонные линии и маршрутизаторы. Конкуренты вынуждены были также умерить свои аппетиты.

Соответственно и провайдеры оказались не в состоянии платить первичному провайдеру столько же, сколько до кризиса. Тем более что общая нагрузка упала. Они начали либо оперативно сокращать свои запросы, например брать один канал на двоих. В результате канал "Глобал Один" емкостью 1024 Кбит/с в августе был занят практически под завязку, а в сентябре наполовину пустовал.

В октябре - ноябре пришло понимание, что девальвация - это еще не конец света, и рынок начал набирать обороты. Загрузка канала превысила августовские показатели, и он был расширен до 1480 Кбит/с. В последние месяцы года отмечался рост количества подключений, равно как и увеличение трафика. В феврале этого года было произведено очередное "утолщение" канала - до 1780 Кбит/с. Дальнейший прогноз - рост рынка будет происходить несколько более низкими темпами, чем до кризиса

Интересно другое. После кризиса на рынок Internet обратили внимание другие участники телекоммуникационного рынка, и в ближайшее время следует ожидать появления новых фирм, которые смогут сильно повлиять на уровень конкуренции.

В свою очередь, безусловный лидер розничного рынка Internet - компания "ААА-Интерсвязь" заявила, что ни в разгар, ни после пика кризиса внешний IP-канал не сужался. Падение трафика через собственный узел ощущалось лишь одну-две недели, но отказов от обслуживания как среди частников, так и среди фирм было очень мало.

Удерживать же курс на уровне 8 рублей за доллар (когда "на дворе" уже объявляли о 15) было жизненно необходимо. Этот уровень примерно соответствовал пределу потребительского терпения, иначе случился бы обвал рынка. По словам директора "ААА-Интерсвязь" Михаила Монастырского, ради поставленной цели пришлось отказаться от многих запланированных ранее проектов развития, максимально снизить рентабельность и выждать два-три месяца.

К концу года надежды провайдеров начали сбываться. По оценке Монастырского, в декабре произошел даже небольшой рост подключений по коммутируемым линиям, а трафик через узел вырос на 40% в сравнении с докризисным уровнем.

В общем, весну отменить нельзя. На этой оптимистичной ноте и закончу рассказ о том, как удалось росткам технологического будущего выжить в российской провинции.