В LG Electronics рассчитывают, что выпуск плоских мониторов Flatron будет составлять в 2002 году половину общего производства мониторов компании
После перепроизводства и спада продаж в первой половине прошлого года рынок ЭЛТ-мониторов постепенно ожил. Уже в третьем квартале стал наблюдаться рост заказов и на ЭЛТ-мониторы, и на электронно-лучевые трубки. Так, Samsung Display Devices поставляла ежемесячно примерно 1,6 млн. цветных 14- и 15-дюймовых ЭЛТ, а среднемесячный выпуск LG Electronics начиная с сентября 1998 года превысил 900 тыс. трубок. Компания Orion Electric, входящая в Daewoo Group, ликвидировав накопившиеся складские запасы, также расширяет производство ЭЛТ: ежемесячный объем их выпуска на начало текущего года составлял от 500 до 600 тыс. штук.

Рост спроса на ЭЛТ вызвал и повышение цен как на сами трубки, так и на мониторы, в которых они используются.

Особенно заметно - практически в два раза - поднялись в прошлом году цены на 15-дюймовые ЭЛТ: теперь они приближаются к уровню 17-дюймовых трубок. В связи с этим многие производители мониторов решили сосредоточиться на выпуске 17-дюймовых моделей.

Как водится, повышение интереса к 17-дюймовым ЭЛТ вызвало их дефицит. В частности, его ощутили тайваньские производители мониторов, чья доля на мировом рынке составляет 53,8%.

Для обеспечения гарантированных поставок тайваньские компании стали налаживать контакты с японскими и особенно корейскими производителями ЭЛТ, поскольку трубки корейских компаний на 5-7 долл. дешевле японских аналогов.

К примеру, Acer Peripherals сейчас закупает в Южной Корее примерно 10-15% всех необходимых компании ЭЛТ и планирует увеличить объем подобных закупок уже в ближайшем будущем.

Перечисленные обстоятельства позволили корейским производителям ЭЛТ добиться и в прошлом году неплохих результатов. По предварительным оценкам, Samsung Display Devices рассчитывала достигнуть в прошлом году объема продаж в размере 3,8 млрд. долл., более чем на 40% увеличив его по сравнению с 1997 годом (рост прибыли за тот же период может составить более 70%).

В соответствии с планами LG Electronics объем продаж ЭЛТ, произведенных компанией только на заводах, расположенных в Корее, в прошлом году должен был достичь 9,4 млн. штук (что соответствует 910 млн. долл.). Orion Electric ставила перед собой цель обеспечить объем продаж ЭЛТ на уровне 991 млн. долл.

По мнению экспертов, в целом благоприятная для корейских производителей ситуация на рынке ЭЛТ-мониторов будет сохраняться и в нынешнем году: они обеспечены портфелем заказов, по крайней мере, на 3-4 месяца.

Хотя не исключены и некоторые неприятности. В частности, в текущем году ожидается дефицит поставок стеклянных шариков, используемых в качестве сырья для производства ЭЛТ. Он может быть вызван реконструкцией стеклоплавильных печей, намеченной крупнейшими фирмами - производителями этой продукции, среди которых корейские Samsung Corning и Hankuk Electric Glass (входящая в состав Daewoo Group).

Предполагается, что спрос на стеклянные шарики для производства ЭЛТ для мониторов возрастет в нынешнем году на 50%. Учитывая возможный дефицит, в январе японские поставщики уже подняли на 10-15% цены на стекло. Их примеру, по всей вероятности, последуют и другие.

Несмотря на временные флуктуации, рынок мониторов развивается поступательно. Среди наметившихся тенденций - расширение доли рынка 17- и 19-дюймовых мониторов, мониторов с физически плоским экраном и моделей с укороченной трубкой.

Эксперты прогнозируют, что спрос на 17-дюймовые ЭЛТ возрастет до 43 млн. штук (согласно предыдущему прогнозу - до 39 млн. штук), а на 14-дюймовые трубки уменьшится до 7 млн. (ранее речь шла о 9 млн.).

Хотя по сравнению с прошлым годом производители уже на 40% увеличили объем выпуска 17-дюймовых ЭЛТ, на рынке ощущается их дефицит.

Работая на полную мощность, Samsung Display Devices производит ежемесячно 650 тыс. 17-дюймовых трубок. В общем объеме производства ЭЛТ доля 17-дюймовых трубок возросла до 40% (в прошлом году она составляла 35%).

LG Electronics также была вынуждена увеличить на 40% (по сравнению с прошлогодним уровнем) ежемесячный объем выпуска 17-дюймовых ЭЛТ, доведя его до 550 тыс. штук. Необходимость в этом возникла, в частности, из-за большого заказа, полученного от Apple Computer: LG Electronics поставляет мониторы для компьютеров iMac. Компания планирует выпустить в текущем году 8 млн. 17-дюймовых трубок, или половину общего годового объема производства ЭЛТ.

Не хотят отставать от конкурентов и в Daewoo: Orion Electric занимается переводом производства 15-дюймовых ЭЛТ на выпуск 17-дюймовых устройств: с апреля планируется ежемесячно выпускать по 45 тыс. штук.

Производители мониторов наращивают и выпуск 19-дюймовых моделей. Уже в ноябре прошлого года Samsung Electronics поставила более 8 тыс. 19-дюймовых мониторов, а в декабре их продажи достигли примерно одной пятой от общего объема продаж мониторов за этот же месяц. Между тем в июне 1998 года объем продаж 19-дюймовых мониторов был на порядок ниже. В начале нынешнего года Samsung Electronics начала производство 19-дюймовой модели SyncMaster 900SL.

С осени прошлого года в два с лишним раза увеличились ежемесячные поставки 19-дюймовых мониторов LG Electronics и Hansol Electronics. В планах Hyundai Electronics - начать в феврале поставки 19-дюймовых мониторов Deluxe Scan 9695 и 21-дюймовых мониторов Deluxe Scan 2595.

Предполагается, что 17- и 19-дюймовые модели с укороченной ЭЛТ составят до 40% общего объема продаж мониторов в нынешнем году. Причем 10% объема рынка ЭЛТ составят 17-дюймовые модели, хотя сейчас настоящим бестселлером является как раз 19-дюймовая. В первом квартале компании-производители намереваются ускорить производство ЭЛТ с укороченной трубкой, которые привлекают потребителей меньшими энергопотреблением и толщиной.

В конце прошлого года LG Electronics начала поставки 15-дюймового монитора с укороченной трубкой, а пока разрабатывает аналогичные трубки для 17- и 19-дюймовых моделей.

Hyundai Electronics уже разработала 19-дюймовую укороченную трубку, которую предполагает поставлять на внутренний корейский рынок. Над созданием 19-дюймового монитора с укороченной трубкой трудятся и специалисты Samsung Electronics; поставки этого устройства компания планирует начать в первой половине текущего года.

В эти же сроки намеревается представить 19-дюймовый монитор с укороченной трубкой и компания "второго эшелона" - Hansol Electronics. Еще одна корейская фирма - KDS - уже наладила производственные линии по выпуску аналогичных мониторов с ежемесячной мощностью до 20 тыс. устройств. Однако KDS нацеливается главным образом на внешний рынок.

Объем мирового рынка ЭЛТ-мониторов с плоским экраном в прошлом году не превышал 50 тыс. устройств. Тем не менее в этой области ожидается бурный рост: в нынешнем году должно быть реализовано до 2 млн. плоских мониторов, а к 2005 году - примерно до 32 млн. устройств.

В феврале LG Electronics объявила об открытии нового завода по производству 17-дюймовых плоских ЭЛТ-мониторов Flatron (компания впервые представила их в апреле-мае прошлого года). До сих пор было продано не более 10 тыс. устройств, однако компания планирует выпускать на новом заводе ежегодно 1 млн. мониторов. В LG Electronics рассчитывают, что выпуск плоских мониторов Flatron будет составлять в 2002 году половину общего производства мониторов компании. Во второй половине года LG Electronics предполагает наладить выпуск 19- и 21-дюймовых плоских ЭЛТ-мониторов. Спрос на 19-дюймовые модели на корейском рынке, по расчетам компании, до конца года составит ориентировочно 100 тыс. устройств.

Стремясь к повышению прибыльности бизнеса, связанного с ЭЛТ-мониторами, корейские компании расширяют производство или переносят его часть на свои зарубежные заводы. LG и Samsung особую роль при этом отводят громадному китайскому рынку. В частности, в конце октября прошлого года начал функционировать третий завод Samsung Display Devices по производству ЭЛТ в Китае. С открытием нового завода с ежегодной мощностью 3 млн. цветных ЭЛТ, в сооружение которого было вложено 400 млн. долл., Samsung рассчитывает увеличить производство трубок за рубежом до 24,2 млн. штук, что соответствует приблизительно 53% общего объема производства компании.

Orion Electric планирует перенести производство 14-дюймовых ЭЛТ во Вьетнам, а корейские производственные мощности переналадить на выпуск 17- и 19-дюймовых устройств.


Усовершенствованные ЭЛТ-мониторы (с укороченной трубкой или плоским экраном) рассматриваются некоторыми экспертами как промежуточный шаг на пути к использованию ЖК-мониторов, до сих пор остающихся - в силу высокой цены - недоступными для массового пользователя. Между тем постепенный переход на ЖК-дисплеи неизбежен. Согласно последним прогнозам IDC, доля рынка ЭЛТ-мониторов уменьшится с 71,3% в 1998 году до 59% в 2002-м. Объем продаж мониторов всех видов в мире достиг в прошлом году 45,15 млрд. долл., причем 32,8 млрд. из этой суммы пришлось на ЭЛТ-мониторы. И хотя в 2002 году продажи ЭЛТ-мониторов достигнут примерно 33,2 млрд. долл., общий объем продаж мониторов всех видов превысит 56 млрд. долл.


Структура рынка ЭЛТ-мониторов в мире в 1998 году

19-дюймовые и больше 7%
17-дюймовые 31%
15-дюймовые 42%
14-дюймовые 20%

Источник: Samsung Electronics