Джон Галлахер: "Я сразу понял, что наши студенты более тесно связаны с Университетом, чем обычные учащиеся"
Первоначально программу дистанционного обучения в Университете Дюка планировалось использовать для привлечения студентов, проживающих за пределами США. Теперь, когда всемирная сеть обучения уже создана, стало понятно, что "виртуальная классная комната" помогает укрепить навыки общения и удаленного управления, овладеть которыми иными способами было бы весьма трудно.

"Для преподавательского состава очень важна возможность общения с людьми, живущими за пределами США, - говорит Джон Галлахер, директор программы компьютерного обучения в Университете Дюка, в начале работы над проектом занимавший должность руководителя по информационным технологиям. - Мы убеждены, что такая форма обучения со временем станет одной из основных".

Программа удаленной подготовки магистров управления бизнесом (GEMBA, Global Executive Masters of Business Administration) - один из наиболее интересных курсов Университета Дюка: она функционирует круглосуточно, и по ней обучаются студенты из разных стран, имеющие уникальную возможность обмениваться знаниями.

Стоимость обучения - около 85 тыс. долл., длительность - 20 месяцев. Программа состоит из пяти семестров, куда входят пять двухнедельных курсов по месту жительства.

В начале программа дистанционного обучения работала всего на одном компьютере под управлением ОС Windows 95. Машина находилась в офисе одного из сотрудников службы поддеpжки, и преподаватели GEMBA заходили по выходным, чтобы посмотреть, функционирует ли ПО.

Затем Джону Кенту, директору по информационной инфраструктуре Школы бизнеса Фуке при университете, была поручена модернизация компьютерных систем.

"Среду, построенную по принципам инфраструктур, используемых на предприятиях, мы начали создавать с расширения помещения и установки источников бесперебойного питания, - сказал он. - Мы перенесли все программы на новые серверы - IBM Netfinity".

Для круглосуточного функционирования системы Кент установил ряд средств мониторинга и организовал процедуру немедленного реагирования на неиспpавности.

"Мы готовились к тому, чтобы обслуживать студентов во всех часовых поясах", - говорит Кент.

Системы мониторинга сети предупреждают сотрудников службы поддержки обо всех сбоях по пейджеру. Также на пейджеры технической поддержки немедленно передаются сообщения, поступающие от студентов GEMBA.

Студенты осуществляют доступ к системе GEMBA с помощью выданных им ноутбуков IBM ThinkPad, которые работают под управлением Windows NT. На эти компьютеры предустанавливается все необходимое ПО, включая подготовленную к работе коммуникационную систему. Hекотоpые из предустановленных программ локализованы.

"Если кто-нибудь из студентов не может осуществить доступ к GEMBA, это лишает всю группу возможности обучения", - говорит Галлахер.

На ноутбуки устанавливается пять коммуникационных программ, обеспечивающих успех курса обучения. Это клиенты для доступа к асинхронным доскам объявлений сервера Netscape CollabraShare и chat-каналам серверов IRC; персональный коммуникационный клиент Mirabilis ICQ; электронная почта и Microsoft NetMeeting.

"Я сразу понял, что наши студенты более тесно связаны с Университетом, чем обычные учащиеся", - отметил Галлахер.

Приведем пример. Студенты, принимающие участие в работе над совместными проектами, могут создавать соответствующие доски объявлений и размещать на них сообщения в свободное от учебы время. При необходимости организовать собрание участников проекта можно создать канал на IRC-сервере. Если один из студентов подключился к системе поздно ночью, он может увидеть полный перечень собеседников, посмотрев список buddy в ICQ.

"Это все равно что собраться в холле или библиотеке, - говорит Галлахер. - Подключившись к системе, вы сразу же можете убедиться, что вы не одни".

Такое общение очень важно для тех, кто собирается работать в многонациональных компаниях в условиях международного партнерства.