В настоящее время в России эксплуатируется около сотни систем S/390 и 4-5 тыс. машин серии ЕС
В конце 90-х вновь заметно возрос интерес к архитектуре IBM S/390, которую еще несколько лет назад считали «устаревающей». Эта тема звучала лейтмотивом на заседании круглого стола 18 декабря 1998 года, которое «IBM Восточная Европа» посвятила подведению итогов работы отдела больших систем и обзору мировых и российских тенденций развития этого сегмента рынка.

При определенном числе рабочих мест мэйнфреймы могут оказаться наиболее экономичным решением, поскольку при росте числа пользователей в распределенной системе стоимость рабочего места возрастает, а в централизованной, напротив, падает.

Росту интереса к архитектуре S/390 способствовали ежегодный выпуск новых процессоров и снижение «стоимости одного миллиона инструкций в секунду» (в настоящее время она составляет около 5-6 тыс. долл.). Соответственно уменьшилось пороговое число рабочих мест, при котором расходы на содержание одного рабочего места в системах на базе S/390 оказываются меньше, чем в распределенной системе. По утверждению самой IBM, в настоящее время граница проходит на уровне 100 рабочих мест.

Помимо невысокой цены и стоимости владения, а также хорошей масштабируемости, архитектура S/390 обладает значительными достоинствами с точки зрения надежности. Даже при очень высокой нагрузке, по словам консультанта отдела высокопроизводительных систем IBM Алексея Усанова, S/390 работает стабильно. Повышенная нагрузка проявляется только в снижении скорости реакции системы.

IBM приложила значительные усилия для того, чтобы облегчить перенос приложений из гетерогенной среды в среду S/390. Новая версия OS/390 позволяет запускать в качестве «гостя» приложение для другой операционной системы вместе с самой ОС.

В настоящее время в России эксплуатируется около сотни систем S/390 и 4-5 тыс. машин серии ЕС (из них 498 - в так называемых «критических» системах). Сейчас происходит постепенный переход с серии ЕС на серию S/390. Однако темпы этого перехода недопустимо низкие, поскольку работающие машины ЕС не позволяют полноценно решить проблему 2000 года. По мнению профессора Александра Шмида, единственный путь решения данной проблемы состоит в замене этих машин на современные в течение первых месяцев 1999 года. В противном случае министерствам и ведомствам, информационные базы которых обслуживаются такими машинами, следует позаботиться о создании перечня чрезвычайных мероприятий по их остановке. Госкомсвязи, курирующий проблему 2000 года в России, оценивает стоимость ее решения для критических отраслей в 500 млн. долл.