Конференция "Корпоративные системы комплексной автоматизации"

Андрей Волков

Picture
На конференции. Эндрю Дейли и Андрей Волков
25-26 февраля во Дворце культуры Московского государственного университета состоялась конференция "Корпоративные системы комплексной автоматизации". Организаторами конференции выступили МГУ, Computerworld Россия и экспертно-аналитическая компания "Корпоративные Системы". Информационными спонсорами - компания Gartner Group и журнал "Эксперт".

Конференция была посвящена системам комплексной автоматизации деятельности предприятия. Интерес, проявляемый сейчас к этой теме многими российскими предприятиями, несомненен. Прошло время разработки и внедрения автономных АРМов. Пришло понимание того, что необходим наиболее полный учет и управление всеми ресурсами предприятия в рамках единой автоматизированной среды. Уже очевиден и тот факт, что внедрение комплексных систем управления ресурсами предприятия - длительный процесс, требующий к тому же немалых инвестиций.

Основу программы конференции составили обзорные доклады независимых экспертов (независимых от успехов продвижения конкретных технологий или продуктов) и свободные дискуссии, позволившие участникам обменяться мнениями и высказать свою точку зрения по этой тематике. Такой способ организации конференции, довольно нетипичный для российского рынка, тем не менее, как считают устроители, является весьма актуальным и эффективным. Действительно, получить информацию о конкретной технологии и продукте сейчас очень просто - достаточно связаться с компанией-поставщиком. Получить же авторитетную независимую оценку этой информации уже на порядок сложнее - не настолько еще у нас развит экспертный и аналитический рынок, - и именно на решение этой задачи была нацелена программа конференции.

Несколько слов о самих выступлениях и дискуссиях.

С докладами "Критерии выбора и методики эффективного внедрения систем комплексной автоматизации" и "Поставщики и продукты систем комплексной автоматизации: текущее состояние и ближайшие перспективы" на конференции выступил Эндрю Дейли, директор по исследованиям в области систем управления ресурсами европейского отделения Gartner Group, крупнейшей в мире и наиболее авторитетной экспертно-аналитической компании. Названия докладов говорят сами за себя, при этом, правда, необходимо отметить, что второй доклад был посвящен только иностранным компаниям-поставщикам и не содержал никакой информации о российских фирмах-разработчиках, которые становятся все более и более активными и успешно конкурируют с западными коллегами.

Доклад Сергея Кузнецова "Стратегическое планирование корпоративных информационных систем" был в основном посвящен базовой информационной инфраструктуре корпоративных информационных систем. Необходимость осуществления стратегического планирования этой инфраструктуры уже давно осознана мировым сообществом специалистов в области информационных технологий, и идеи такого планирования все чаще проникают на наш рынок и начинают активно использоваться на нем.

В докладе Игоря Альтшулера "Российские системы комплексной автоматизации - тенденции и перспективы" основное внимание уделялось не технологическим, а, скорее, социологическим, организационным и иным аспектам выбора и внедрения систем комплексной автоматизации деятельности предприятия. Очень часто всем этим проблемам уделяется недостаточное внимание, что может привести к неудаче проекта внедрения систем такого рода в целом.

В обзоре "Оценка технологичности тиражируемых решений для ведения управленческого учета, присутствующих на российском рынке" Алексея Важнова и Елены Монаховой рассматривались технологичные решения, пригодные для организации управленческого учета в структурах разного масштаба. При этом акцент был сделан именно на решение, а не на продажу коробочного продукта. В отличие от обзора Эндрю Дейли, предметом данного доклада служили большей частью российские разработки.

В ходе конференции состоялись три дискуссии. Их темы - "Системы комплексной автоматизации: когда и с чего начинать?", "Российская специфика выбора и внедрения систем комплексной автоматизации - существует ли она?" и "Нужно ли обучать системам комплексной автоматизации в вузах". Первые две из заявленных тем вызвали живое участие участников - запланированное в программе время дискуссий было превышено почти вдвое.

В работе конференции приняло участие около 150 специалистов. Они представляли как небольшие предприятия, так и компании национального и транснационального масштаба. При этом были представлены все заинтересованные стороны - "конечные пользователи" (ЦБ РФ, РАО "Газпром", ФПГ "ИнтерРос", "Росвооружение", АО "Норильский никель", ОАО "Тюменская нефтяная компания" и т. д.), производители соответствующих программных средств (SAP AG, Oracle, Baan), системные интеграторы (ЛАНИТ, TopS), консалтинговые компании (KPMG, Deloitte&Touche), производители компьютеров (Hewlett-Packard, Dell), правительственные структуры (ФАПСИ), экспертно-аналитические компании и независимые эксперты.


Андрей Волков - президент компании "Корпоративные Системы"

Отечественные КИС - тенденции и перспективы*

Игорь Альтшулер

1. Рынок отечественных корпоративных информационных систем (КИС) появился. Это уже не механизация бухучета, а фиксация всех выполняемых операций. Наладив систему сбора информации, можно переходить к ее переработке, "расфасовке" и упаковке - в интересах не коллектива, как многие по привычке думают, а тонкого слоя высших менеджеров предприятия, то есть людей, принимающих серьезные управленческие решения. Давайте только договоримся, что решения - это то, что выполняется, в отличие от пожеланий и благих намерений.

Путь эволюции: от программы для бухгалтера - к программе для оператора (в широком смысле, то есть для человека, выполняющего конкретные операции). Следующий шаг: от программы для оператора - к программе для управленца. Пища, сырье для управленца - это информация (оперативная, прогнозная, архивная), руководит им опыт, знания, интуиция, а на выходе у него - управленческие решения. При этом КИС - не крыша, она ни от кого и ни от чего не прикрывает, КИС - фундамент. Благодаря ей вместо сложного коктейля разнородных показателей становятся видны финансовые результаты каждого вида деятельности - появляется возможность управлять этими видами не в целом, а конкретно и по отдельности.

Когда при огромных ресурсах (материальных, людских и прочих) КПД низок, это говорит лишь о потере управляемости. Избыток персонала, с одной стороны, с другой - недостаток квалифицированных работников, необоснованное привлечение заемных финансовых средств, непродуманный ассортимент - все это симптомы потери управляемости. Между тем мощная и разветвленная информационная инфраструктура позволила бы создавать оперативные модели объектов, явлений, ситуаций и видов деятельности - модели, которые нужны для управления.

Из теории управления известно, что по отношению к субъекту, который собирается управлять, его целям и возможностям объект должен быть целостным (иметь определенные границы), наблюдаемым (интересующие субъект стороны объекта надо "видеть" регулярно и достоверно). Кроме того, должна иметься возможность на объект воздействовать, и в ответ на определенные воздействия объект должен реагировать известным и гарантированным образом. З. Кучкаров (аналитический центр "Концепт") писал, что управлять кусками целостностей (здесь уместно вспомнить "кусочную", или "лоскутную" ,автоматизацию) столь же бессмысленно, как и строить плотину до середины реки. И если системные границы проходят по одним линиям, а ведомственные по другим, малопродуктивно заниматься сокращением штатов, менять начальников, ругать бюрократию. Прежде всего то, относительно чего вырабатывается управленческое решение, должно быть реконструировано как целостность. Система управления должна быть построена над этой целостностью. Иначе одна система сегодня асфальтирует, а другая назавтра вскрывает канализационные трубы.

Сегодня управленческие ошибки обходятся особенно дорого - а работая в режиме жестокого стресса, высокого риска, крайней неопределенности и постоянного дефицита времени на раздумья, управленец просто не может их не совершать, иногда просто не видя альтернатив, иногда видя, но делая неверный выбор. Необходимо фиксировать и накапливать управленческий опыт - для этого как минимум должен быть язык описания управленческих решений.

Программы автоматизации бухучета обращены в прошлое, они помогают достойно отчитаться, нынешние же системы автоматизации, уже обладающие в определенной степени такими свойствами, как комплексность и интегрированность, фиксируют настоящее. Завтрашние системы автоматизации, если они действительно хотят выйти на уровень высшего руководства предприятия, должны давать возможность "порассуждать о будущем". Современный менеджер все чаще вынужден предпринимать шаги малозаметные и на первый взгляд незначительные, но способные неожиданно привести организацию либо к прорыву, либо к катастрофе.

Истолкования прошлого, попытки выяснить и понять, в чем заключалась ошибка и что привело к неверному решению или сбою при его воплощении в жизнь, составляют одну из главнейших сторон деятельности менеджеров, занятых будущим.

Философ и дизайнер бизнеса Л. Переверзев писал: "Часто то, чем занимается менеджер, сравнивают с путешествием, морским или сухопутным. Но если такие сравнения и правомочны, то сравнивать надо не с регулярно-торговыми рейсами из пункта А в пункт Б, а с весьма рискованной первопроходческой экспедицией - вроде тех, что на заре капитализма приводили к открытию новых земель с залежами золота, драгоценных камней и прочих природных ресурсов, нередко дотоле вообще незнаемых, ждущих освоения и разработки энергичными и предприимчивыми колонизаторами. О подобном путешествии вряд ли можно говорить как о неуклонном движении к точно поставленной цели, ведь "цель" пока не локализована ни в пространстве, ни во времени, не специфицированы ее содержание и объем. Местоположение и предметный состав искомого выяснятся лишь после того, как будет обнаружено нечто достаточно ценное, чтобы прекратить дальнейшие поиски и начать что-то производить на основе найденного".

2. Отечественные КИС претендуют на универсальность (для любых отраслей, масштабов предприятия, видов производства). Скорее всего, готовность "браться за все" связана с общей финансовой ситуацией. Если она будет улучшаться, основным игрокам рынка придется определиться и расставить приоритеты. С этим тесно связана необходимость движения отечественных КИС в сторону реальной открытости - то есть соответствия выработанным рынком, согласованным и развивающимся промышленным стандартам. Пока речь идет (и то не у всех разработчиков) о соблюдении неких внутренних стандартов, стандарты же отраслевые и межотраслевые могут родиться лишь при помощи крупных пользовательских ассоциаций, инициирующих эту работу и создание соответствующих структур. Создание таких стандартов, кстати, позволит привлечь независимых разработчиков к работе над КИС и ускорит темпы развития КИС.

Открытость систем - это не анархия и не игра без правил. Поскольку стандарты в рыночной экономике имеют рекомендательный характер, их эффективность и "долгоживучесть" определяются механизмом, который их породил. Следование принципам открытых систем - хорошая основа для объективного проведения тендеров, позволяющая минимизировать потери, защитить инвестиции при смене поколений техники, "вживлении" в систему новых машин, программ и т. п. Специалисты считают, что будет и экономия большая, и защита отечественного рынка от западных некондиционных продуктов.

Сообщество потребителей должно вырабатывать требования к системам, инициировать создание отраслевых и межотраслевых экспертных структур. Пример такого сообщества - Ассоциация APICS в Соединенных Штатах. К сожалению, у нас степень самосознания еще не столь велика, и предприятия, представляющие различные отрасли, с удовольствием наступают на одни и те же грабли по очереди.

3. Создатели отечественных КИС именуют себя разработчиками, а не производителями. Это показательно - отечественным фирмам лишь предстоит выйти за рамки КБ или опытного производства. Еще не все разработчики сложного ПО осознали, что становятся, в сущности, поставщиками технологий управления. Есть постановщики и программисты, продавцы и специалисты по рекламе - всего этого сегодня уже мало, а завтра понадобятся серьезные промышленные технологии и концентрация ресурсов, в том числе финансовых и человеческих. Организуя других, разработчикам КИС нужно сначала посмотреть в зеркало и организовать себя как "образцовое" рыночное предприятие, ориентированное на нынешнего и будущего потребителя.

Даже великий бегун не может развить скорость более 40 км/час. Чтобы увеличить скорость на порядок, нужен самолет. Личность рождает идею самолета, но сами самолеты рождаются отраслями, технологиями, а не отдельными личностями. Российский рынок КИС слишком велик и разнообразен, чтобы на его завоевание могли серьезно претендовать кустари, даже очень талантливые.

4. Мешает жить черно-белая советская идеология "исключительного или": конкурент - враг, ему нельзя доверять. Сегодня конкурирующие системы, свои и западные, изучают (на мой взгляд, весьма поверхностно) с целью что-нибудь позаимствовать, завтра их будут изучать, чтобы перепрыгнуть. Другая важнейшая задача - привлечь службы АСУ самих предприятий, сделать их своими союзниками, помочь повысить их статус на родном предприятии. Персонал предприятия вовсе не жаждет появления КИС и свежих ветров, поэтому поставщики должны заранее готовить "пряники" (например, человек, изучивший распространенную систему, повышает стоимость своей рабочей силы и может хорошо устроиться на другом предприятии, если на своем не ценят). "Черно-белая" идеология влечет за собой некое шараханье - то все, от проектирования до послегарантийной поддержки, разработчик берет на себя, то вдруг заявляет о готовности передать большую часть работ дилерам в регионах и партнерам. Уже начался процесс "объяснения в любви" разработчиков КИС с консалтинговыми фирмами, прежде всего с теми, кто занимается вопросами управления; теперь предстоит перейти от деклараций к отработке реальных механизмов взаимодействия. Консультанты должны "подтянуть" руководителей предприятий до понимания роли и возможностей информационных технологий, для этого им нужно сначала "подтянуться" самим, преодолеть "языковой барьер".

Консалтинговые фирмы обладают уникальными возможностями участвующего наблюдения, оперативного анализа и обобщения опыта наиболее продвинутых и динамично развивающихся предприятий и отраслей. Предприятие (да и общество в целом) должно иметь более чувствительный, отзывчивый и гибкий механизм, реагирующий на непрерывное изменение ситуации перебрасыванием ресурсов туда, где они могут дать больше. В этой связи крайне важна роль государства и мощных частных финансовых структур. Поисковые исследования, пилотные проекты без взаимодействия с такими структурами организовать и провести практически невозможно. Хотя некоторые подвижки уже есть: находятся финансовые структуры, готовые сделать первый шаг - например, в виде выдачи "связанных" кредитов под информатизацию предприятий.

Еще одна важнейшая миссия консультантов - убедить руководителей предприятий, которым страсть как хочется чуда, в необходимости поэтапных, постепенных, эволюционных преобразований. Реальный путь вывода предприятия из кризиса - это годы упорного труда. Опыт уже показал, что даже самое лучшее западное бизнес-образование не дает нам руководителей, знающих искусство и науку того, как разрабатывать и успешно осуществлять проекты и превращение полуживых советских "предприятий" в предприятия, способные выжить и процветать в условиях рыночной экономики. Роль же руководителя в успехе внедрения КИС вообще трудно переоценить: если вратарь - половина команды, то директор - это половина завода. Особенно директор, понимающий, что ему нужны не чудо-решения, а нормально поставленные, регулярные, "прозрачные" для наблюдения процедуры выработки обычных решений - причем в условиях постоянных изменений.

5. Само выживание производителей сложного ПО зависит от того, станет ли конкуренция двигателем, а не разрушителем (как в тендерах, где цены сбиваются ниже разумных пределов) экономического развития. Нормальные конкуренты грудью встают на защиту друг друга при возникновении внешней угрозы. Механизмы саморегуляции рынка хорошо известны: независимый мониторинг качества, добровольная сертификация продуктов и услуг их производителями или поставщиками, регулярное присуждение общественных и/или государственных премий за лучший продукт/услугу и т. д.

На нынешнем диком рынке и конкурировать-то по-настоящему нельзя. Много говорят о конкуренции отечественных и западных систем, между тем как они пока выступают в "разных видах спорта". Западные эксперты не знают, что делать при хронических неплатежах энергетиков угольщикам, а угольщиков транспортникам - в условиях полного монополизма всех троих; они абсолютно не могут взять в толк, как люди, полгода не получая зарплату, остаются на рабочих местах, и почему не закрывают завод, выпускающий никому не нужную продукцию. Им объясняют, что нельзя, на заводе висит социальная сфера, а они опять спрашивают: "А почему она на нем висит?" Так что пересаженное либо не прививается, либо дает не те плоды, которых от него ждут.

Имеет место определенный разнобой: одни разработчики выступают за интеграцию с системами - лидерами западного рынка корпоративных систем - пусть, мол, на уровне предприятия пока действуют они, а на уровне цехов и участков пока мы потренируемся. Другие действуют по принципу "у советских собственная гордость". Третьи об эту пору тихо связывают свои торговые, к примеру, модули с западными финансовыми - только потому, что конкретному крупному клиенту велели во всемирном масштабе перейти на западную систему, а он хотел и руководящие указания выполнить, и привычную, удобную, полюбившуюся ему программу сохранить.

6. Предприятие + система = новое предприятие + обогащенная система. Поэтому процесс внедрения КИС должен быть объединен и синхронизирован с хорошо продуманным и спроектированным поэтапным процессом реорганизации предприятия (две перестройки подряд никакое предприятие не переживет). Сегодня сложность КИС выставляют напоказ (миллионы строчек кода, сотни человеко-лет разработки), завтра ее будут прятать - удобный "пульт управления", красивый дизайн, минимально необходимое количество "кнопок", "рычагов" и "индикаторных лампочек".

Вспомним: еще недавно так называемые системы обработки данных механизировали рутинный конторский труд, оставляя в неприкосновенности пирамидальную, строго иерархическую управленческую структуру. Была такая мечта - заменить учетчиков и экспедиторов автоматами. Потом пришло понимание того, что внедрение новых информационных технологий должно сочетаться с модернизацией оргструктур, построением более плоских структур, налаживанием горизонтальных связей между их элементами. В последние годы западные специалисты говорят о новой стадии, инженерии знаний, которая ознаменована переходом от продажи готовых рецептов к прямому повседневному участию в проектировании, исследованиях и разработках.

К сожалению, законы маркетинга и рекламы навязывают примитивное рассмотрение многих понятий по схеме "есть/нет". Мне представляется, что успеха в перспективе добьются фирмы, которые научатся соразмерять ширину рекламно-маркетингового шага с прочностью и эластичностью "брюк", то есть структуры, поддерживающей как саму систему автоматизации, так и ее пользователей в их развитии. Вольтметр - и тот меняет цепь, в которой пытается что-то измерить. Здесь же речь идет о взаимодействии двух сложных развивающихся объектов - предприятия и информационной системы. Неужели же предприятие не поменяется, перемещаясь на фундамент серьезной системы? И неужели система останется прежней, вобрав в себя опыт "посадки" на конкретное предприятие?

Отдельный вопрос - о сложности и гибкости. Простые системы очень мало умеют, "игрушка" - говорят про нее и вскоре выбрасывают. Сложные системы требуют много времени для освоения, серьезных специалистов для поддержки. Многотомная документация отпугивает. Вместе с тем надо понимать, что сложные задачи не имеют очень простых решений, и здесь необходим некий баланс. Такой же баланс нужно поддерживать и в плане развития системы. Как вы думаете, заплатит ли клиент за новую версию системы, если функционально она ничем не отличается от старой версии, зато обладает реальной интероперабельностью (то есть может работать не только на платформе, которую использует этот клиент, но и взаимодействует еще с десятью платформами, которые он в глаза не видел и, возможно, не увидит)? Мне представляется, что в данном случае поставщик еще должен приплатить пользователю, если он любезно согласится перейти на новую версию.

7. Важно не столько время отклика системы на конкретный запрос пользователя, сколько время отклика производителя (поставщика) системы на стоны ее пользователя.

Очень важна компания-разработчик, квалификация ее кадров, ее заинтересованность в решении не только мировых задач, но и конкретных сиюминутных проблем конкретного заказчика. Мало клиентов - плохо, значит, система не оттестирована. Много клиентов - еще хуже: как обратить на себя внимание разработчика, доказать ему, что твои проблемы - самые важные? И сможет ли разработчик, на ногах которого гирями висят сотни клиентов с их мелкими проблемами и капризами, обеспечить опережающее развитие системы?

Говорят, что хоккейные новички следят за шайбой, опытные бойцы - за игроком, который ею владеет. Так, качество пользовательского интерфейса нужно оценивать в первую очередь с точки зрения времени, необходимого для ввода информации и последующего поиска ошибок во введенных данных, а не с точки зрения соответствия его последним веяниям моды или личным вкусам клиента. К сожалению, тем, кто выбирает КИС, предстоит еще пройти столь же длинный и сложный путь, как и их производителям - чтобы научиться формулировать собственные требования, задавать разумные вопросы и выслушивать ответы.


Игорь Альтшулер - вице-президент компании "КУБ", вице-президент Гильдии профессиональных консультантов (г. Нижний Новгород).

* Сокращенная запись доклада на конференции "Корпоративные системы комплексной автоматизации"