Легенды и мифы трудоустройства за рубеж

Счастье белого человека

Как проверяют анкетные данные?

Легенды и мифы трудоустройства за рубеж

Сергей Юрлов
CW-R Карьера

С некоей периодичностью в средствах массовой информации (разумеется, в некомпьютерных СМИ) всплывает ура-легенда, греющая душу каждого ура-патриота, о непревзойденных качествах русских компьютерщиков (в частности - программистов). Как правило, в качестве иллюстраций приводится уже несколько подзатертый набор образов: "Тетрис" - "Параграф" - взлом "Ситибанка".

Самое интересное, что в некоторых странах живут очень похожие легенды. Например, в Польше существуют установки, практически идентичные нашим (с небольшой примесью антисоветской тематики). Польские программисты, разумеется - самые, самые. Их так много сейчас в Америке, потому что американский работодатель ценит умных и трудолюбивых выходцев с родины Адама Мицкевича. А если бы не запрет Советского Союза(!) полякам на некоторые виды разработок, они бы в Польше еще много лет назад... ух, чего! Ведь персоналки "типа Макинтошей, только лучше" появились в Варшаве раньше, чем Стив Джобс получил водительские права.

Бог с ними, с братьями по Варшавскому Договору, нас больше волнуют соотечественники. А именно штампы и клише, связанные с трудоустройством русских компьютерщиков за рубежом.

Миф первый

Нехватка специалистов в зарубежной компьютерной отрасли. И соответственно "забугорные" корпорации активно приглашают программистов из других стран, например из России. Чему должны способствовать многочисленные программы трудовой иммиграции, распахивающие двери для иностранных (то есть русских) компьютерщиков.

Самый популярный ответ российскому специалисту, просто отправившему резюме по объявлению о вакансии где-нибудь "за бугром", звучит в переводе с иностранного языка примерно так: "Уважаемый товарищ! Будем очень Вам рады в случае получения Вами разрешения на работу в нашей стране". Далеко не все зарубежные компании хотят связываться со своими иммиграционными службами с целью получить для вас подобное разрешение. Ибо занятие это небыстрое и хлопотное. И тут, как несложно догадаться, решающую роль сыграет степень вашей уникальности. Необходимо отметить, что очень часто зарубежный работодатель, как и отечественный, даже не утруждает себя ответом.

Иногда специалисты попадают "в вилку". Для получения соответствующей визы (ведь мы говорим о легальной работе!) необходимо иметь контракт. А для его подписания необходима соответствующая виза.

Здесь хочется предостеречь дорогих читателей. В случае если вы не пройдете по конкурсу в любой из эмиграционных программ и вам не дадут визу "с правом работы", то чуть позже получить другую визу, например гостевую, будет весьма проблематично. Ибо вас официально воспримут как потенциального нелегала. Вот так!

Есть еще один аргумент, доказывающий, что дефицит компьютерщиков на Западе не так уж велик, равно как и желание тамошних боссов видеть у себя русских программистов. В России работают десятки зарубежных кадровых агентств - американских и европейских. Все они занимаются подбором персонала для российских отделений инофирм. И лишь малая часть иностранных агентств в принципе берется за поиск русских специалистов за рубеж. Невыгодный бизнес! Собственно заказов со стороны головных (американских, европейских) офисов и, соответственно, клиентов - просто недостаточно. Вот так, дорогой читатель.

Миф второй

Русские специалисты выигрывают в сравнении с западными коллегами по показателю "цена - качество".

Трудно, дорогие читатели, свыкнуться с мыслью, что такие понятия, как "цена - качество программиста", например в американской компьютерной индустрии, могут существовать лишь на компьютерном рынке Брайтон-бич в конторах типа "Сикоморский и Цесаревич". Впрочем, попробуйте представить корпорацию типа IBM или Computer Associates, нанимающую на работу русских программистов, "потому что они дешевле американских". Законодательство США надежно защищает своих граждан уже многие годы. Кстати, и профсоюзы в Северной Америке никто не отменял.

Миф третий

Работа за границей - это, помимо всего прочего, перспектива профессионального роста. Ничего подобного. Точнее, так далеко не всегда. Сотрудники специализированного кадрового агентства Enter достаточно наслушались историй про разовые контракты на разные сроки со специалистами по устаревшим технологиям. Ведь в России под сенью многочисленных НИИ можно найти просто залежи спецов по различным технологиям, которые казались весьма перспективными лет десять-двадцать назад. Контракт заканчивается - русский специалист "по чему-нибудь устаревшему" зарубежному работодателю больше не нужен. Конъюнктура рынка сильно изменилась, равно как и рынка труда. Технологии давно ушли вперед (или в ту сторону, которую принято называть в компьютерной индустрии "передом"). Специалист, только если повезет, сможет найти приличное место. Впрочем, тема потери квалификации в силу старения знаний и отсутствия профессионального развития актуальна для любой страны.

Особенно забавно наблюдать стабильно растущий в последнее время поток резюме наших соотечественников, работающих в настоящее время за рубежом. Имея работу "за бугром" (разной степени легальности), хотят возвращаться к родным работодателям. Этому явлению (реэмиграции) стоит посвятить отдельную статью.

Теперь, извините за банальщину, о языке. Почему-то считается, что знания, например, "английского по профессии" вполне достаточно. Остальное - нарастет, как мясо к костям из русской поговорки. Мой американский приятель утверждал, что для американского работодателя предпочтительнее из иностранцев-компьютерщиков ирландцы, индийцы и китайцы из Гонконга. Английский язык для них родной. Они на нем думают! Считается, что для многих процессов это вопрос принципиальный. Вот ведь! Факты вещь упрямая: подавляющее большинство квалифицированных специалистов называют в резюме свой английский "техническим". Это, знаете ли, как вода: бывает питьевая, а бывает техническая.

Кстати, еще одно клише - у нас под вожделенной заграницей воспринимают, в первую очередь, США с Канадой и, во-вторую (с большим отрывом), - Европу. Хотя в настоящее время, пожалуй, самое реальное направление - Южная Корея. Именно крупнейшие корейские корпорации ведут активный поиск и перекачку некоторых категорий компьютерщиков (программистов) для работы в Стране утренней свежести (так, по-моему, она называется).

Впрочем, все вовсе не так плохо. И если есть достаточно сильное желание - уехать на легальные заработки нашему компьютерщику можно. Но к концу девяностых желание "просто уехать" встречается у наших соотечественников (квалифицированных компьютерщиков) все реже и реже. И слава Богу, дожили!


С автором можно связаться по E-mail: enter@osp.ru.

Счастье белого человека

Последние десять лет тема "утечки мозгов" весьма популярна в СМИ и успела набить оскомину. Агентство Enter, как известно, работает в значительной степени для того, чтобы российский специалист мог найти себе достойное применение на родине. Тем не менее многие уехали, а еще большее количество мечтает об этом ("Хотим, чтобы наши дети были счастливы!"). Вот эти последние и задаются обычно вопросами о том, как не попасть под пресс довольно жесткого западного иммиграционного законодательства.

Обычно используется такое всем известное, но мало кем понимаемое американское словосочетание, как Green Card. Считается, что для получения работы в США Green Card - документ необходимый и чуть ли не единственный. Представление это ошибочно. Если вы относитесь к числу специалистов "необходимых США" или въехали в страну по приглашению работодателя, то понадобится разрешение на работу (Employment Authorization), карточка социального страхования (Social Security Card) и, само собой, удостоверение личности (паспорт в данном случае может заменить выданное в США водительское удостоверение). Карточка социального страхования - весьма важный документ, но в ряде случаев не нужна и она. Например, право на работу сможет получить иностранец, въехавший в США по гостевой визе В-1 (Business Visitor).

Что же касается Green Card, то это регистрационная карточка иностранца (Alien Registration Receipt Card), выдаваемая лицам, начавшим иммиграционную процедуру и прошедшим первый этап процедуры - обретение статуса постоянного резидента (см. "Ошибка резидента", "Возвращение резидента").

К числу лиц, имеющих бесспорное право на иммиграцию в США, помимо родственников (ближайших) граждан и постоянных резидентов США, относятся требующиеся в Соединенных Штатах квалифицированные специалисты. Список профессий, требующихся в США, в данный момент можно (хотя и сложно) узнать в посольстве или консульстве. Обычно там есть несколько позиций для IT-специалистов. В любом случае процедуру получения статуса "постоянного резидента" необходимо начинать в самих Соединенных Штатах. Здесь понадобится целая кипа документов. Состав ее варьируется в зависимости от той категории иммигрантов, к которой относится соискатель статуса. Обязательны для всех отпечатки пальцев и справка о состоянии здоровья. Далее необходимо пройти собеседование (интервью) в Службе иммиграции и натурализации. Подобное "интервью" весьма похоже на показанное все в той же "Ошибке резидента" (сцена допроса в "музыкальной шкатулке", если кто помнит). Процедура довольно утомительная и унизительная, обычно растягивающаяся на годы, зато тот, кто пройдет ее, получит возможность с совершенно уникальным чувством "нового патриотизма" произнести клятву на верность США. Это завершающий аккорд, провозглашающий резидента гражданином.

Если вы "хотите счастья" своим детям (такого маленького белого англосаксонского протестантского счастья), тогда подобный путь для вас. Желаем всего, чего сами себе желаете. А лучше возвращайтесь, ей-Богу! Мозги скоро понадобятся и в России.

- Сергей Лаврущенко,

юрист компьютерного кадрового агентства Enter

Как проверяют анкетные данные?

Ким Нэш
Computerworld, США

Всегда ли вы вовремя платите по счетам? Были ли у вас судебные конфликты с коллегами? Личная информация такого рода вовсе не считается конфиденциальной. Более того, нередко она становится известна в ходе обычной проверки при приеме на работу.

Однако проблемы, связанные с приемом на работу в ту или иную компанию, подчас ставят работодателей, разыскивающих талантливых сотрудников, в безвыходное положение.

Если компания не проведет проверку, она рискует принять на работу какого-нибудь прохвоста. Более того, безответственность при приеме на работу может повлечь за собой судебное преследование виновных. В то же время работодателям следует проявлять осторожность при проверке, не нарушая права кандидата на тайну личной информации.

"Когда-то проверять требовалось лишь сотрудников управленческого звена. Сейчас ответственность одинаково высока на всех уровнях, и проверку проходят все кандидаты без исключения", - признал Паулетт Хиберт, вице-президент компании Information Resources, которая специализируется на проверке анкетных данных.

Задача федеральных законов и законов штатов, регламентирующих процесс приема на работу, - отыскать "золотую середину" между правом работодателя иметь все нужные данные и правом сотрудника на конфиденциальность. К примеру, кандидат должен письменно одобрить запрос на проверку руководством компании своих финансовых документов. Однако работодатели могут получить немало сведений и без его письменного согласия.

Во всех городах и округах, где жил соискатель, и по всем остальным адресам, которые можно обнаружить в его финансовых документах, обычно проводится проверка на уголовное преследование.

Однако по закону преступные деяния, совершенные в прошлом, не могут служить препятствием для получения того или иного места, кроме случаев, когда преступление напрямую связано со спецификой новой работы кандидата. Так, человек, имеющий судимость за взлом и проникновение в жилище, вряд ли подойдет для работы специалистом по ремонту ПК с выездом на место его установки. С другой стороны, судимость за кражу машины не обязательно помешает человеку стать программистом.

Кроме того, компании могут проверить, имел ли кандидат какое-либо отношение к гражданским делам, предъявил ли он гражданский иск на своего бывшего работодателя, или его прежний хозяин сам возбудил против него судебное дело.

18 месяцев назад компания Gateway 2000 начала проводить обстоятельные проверки, которые, по словам ее представителей, помогли наполовину сократить текучесть кадров.

Некоторые потенциальные боссы того или иного кандидата не прочь были бы заглянуть даже в историю болезни соискателя, что запрещено законом.

Данные о требованиях разного рода выплат, с которыми сотрудник обращался на предыдущей работе, можно получить только после того, как он принят на новую. Все опрошенные мной специалисты компаний по проверке анкетных данных отрицали, что они выполняют незаконные запросы, но в то же время признавали существование черного рынка конфиденциальной личной информации.

Так, некоторые компании стремятся ознакомиться с иммиграционными данными кандидатов-иностранцев. Закон не запрещает запрашивать такие данные, однако делать это надо в местном отделении Службы иммиграции и натурализации или в Управлении социальной безопасности США.

Однако некоторые работодатели, которым очень важно побыстрее раздобыть нужные сведения о кандидате, прибегают к услугам черного рынка, где иммиграционные данные продаются и покупаются.