Итоги года


Canon PowerShot 600
Kodak DC120
Sony Mavica FD-7
Olympus C-1400

Первую профессиональную цифровую фотокамеру примерно три года назад представила на рынок фирма Kodak. Она состояла из профессиональной оптической камеры Nikon, цифровой фотопринимающей матрицы, блока аккумуляторов и миниатюрного жесткого диска, применяемого в качестве устройства расширения в ноутбуках. Естественно, мы допускаем, что первым изготовителем коммерческого варианта цифровой камеры может объявить себя и какая-нибудь другая фирма. Так, например, уже 12 лет Toshiba и Compaq оспаривают первенство в изобретении ноутбука, при этом обе не грешат против истины. Видимо, в этом классе продукции не очень важно, кто был первым. Интереснее - кто лидирует сегодня и кто окажется в первых рядах завтра. Как бы то ни было, дебют профессиональной цифровой камеры состоялся.


Почему именно профессиональной? Потому, что стоимость одной фотопринимающей матрицы с числом точек 1500х1000 при существовавшем тогда уровне технологии была чрезвычайно высока - несколько тысяч долларов. Таким образом, был выявлен диапазон цен на новые товары - камера стоит более 10 тыс. долл., принтеры с фотографическим качеством печати примерно столько же. Это определило круг задач, которые решались цифровым способом: пошаговая съемка ответственных процессов, изготовление рекламных каталогов и т. д. В целом приложениями цифровой техники обуславливалось появление новых возможностей, недоступных при использовании традиционных методов фототехники. Вопрос о средствах достижения поставленных целей не ставился. Другими словами, то, что снималось цифровым способом, стоило намного дороже, чем цифровая техника.

Спустя год после появления на рынке дорогостоящей профессиональной цифровой фототехники появились дешевые цифровые камеры с параметрами фотопринимающей матрицы примерно 300х200 точек. Основная сфера приложения этих камер - расширение мультимедийных возможностей персонального компьютера. Также была сделана ставка на бурное развитие сети Internet с ее богатством изображений низкого разрешения. Мощная рекламная кампания заставила обывателя задуматься: а что, если сменить старенький "Зенит" ("Смену", "Киев" и т. д.) на наисовременнейшую вещь, к тому же не столь дорогую - всего за 300-500 долл.? Один из авторов статьи, занимавший в то время должность менеджера проекта "Тошиба ПК" по СНГ, рассматривал возможность совместных продаж ноутбуков и камеры Casio. Увы, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что фотография с незаметным цифровым ограничением будет размером не больше спичечного коробка. Подобные камеры так и остались игрушками для околокомпьютерного бизнеса. Директор одной из фирм, специализирующейся на продаже ноутбуков, рассказал о применении камеры буквально следующее: "Когда на выставке около стенда становится совсем пусто, мы вытаскиваем камеру, делаем снимки и показываем их на экране ноутбука. Народу тут же заметно прибывает. Правда, ни одной камеры мы так и не продали".

Компьютерщики, наверное, хорошо помнят сложный для бизнеса период - весну-лето 1996 года, когда катастрофически упали цены на память. Видимо, технология улучшилась. Увеличение процента выхода годных микросхем в два раза дает возможность немедленно снизить цены во столько же раз. С учетом того, что фотопринимающая матрица для цифровых камер производится примерно по той же технологии, становится очевидно: наступила новая эпоха в цифровой фототехнике. Фотопринимающая матрица с числом точек, достаточным для профессиональных приложений, стоит теперь менее тысячи долларов. Таким образом открылся новый рынок, намного более емкий, чем определившиеся к середине 1996 года рынки приложений профессиональной цифровой техники и "мыльниц" для Internet.

При анализе особенностей построения цифровой техники на новой, дешевой и одновременно мощной фотопринимающей матрице нужно рассмотреть некоторые стандарты, сложившиеся к 1997 году. Для нового обозначенного диапазона - 1000 долл. - это один из основных вопросов. Кстати, все розничные цены, приведенные в статье, характерны для мирового рынка 1997 года. В России они были примерно такими же. Напомним, что в "мыльницах" проблемы хранения изображений не возникало, так как изображения с малым числом точек не требуют большого объема оперативной памяти. По мере заполнения памяти они переносились в ПК. Репер для автономной работы задавался обычными камерами, то есть с 36 кадрами пленки. Конечно, проще заменить пленку, чем "сбросить" изображения на компьютер. Тем не менее производители стремились дать возможность держать в оперативной памяти "мыльниц" 10-15 изображений, считая, что этого достаточно.

Естественно, создатели новых камер особое внимание уделяли именно внешним носителям. Во внутреннюю оперативную память помещалось незначительное число изображений.


Canon PowerShot 600

CCD-сенсор: 570 000 точек (832x608/ 320x240); 24- или 8-битовый цвет
Cистема записи: JPEG (3 режима)
Емкость встроенной памяти: флэш-память 1 Mбайт, 4(36) кадров
Видоискатель: оптический
Объектив: 50 мм, автофокус TTL
Выдержка: 1/30-1/500 сек
Диафрагма: f/2,5 - f/16
Экспозиция: автоматическая, TTL; автоматический баланс белого
Вспышка: автомат; принудительное включение и выключение
Эквивалент чувствительности: ISO 100
Питание: Ni-Cd батарея
Программное обеспечение: Windows
Интерфейс: LPT port, SCSI
Внешняя память: PC Card (PCMCIA II), PCMCIA III (HDD), Compact Flash


Рассмотрим первый хит продаж (с марта по май 1997 года), цифровой фотоаппарат Canon PowerShot 600.

В качестве внешнего носителя использовались как жесткий диск, так и флэш-память. Жесткие диски, 90% которых производила фирма Integral Peripherals, мгновенно стали дефицитом. Чтобы удовлетворить потребности рынка, нам пришлось закупить крупную партию жестких дисков. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что ни в одной из следующих фотокамер жесткий диск не будет использоваться. Ошиблись не только мы, но и сам их производитель. Integral Peripherals анонсировала специально созданный для цифровых камер жесткий диск меньшей емкости - всего 80 Мбайт против 340-520 Мбайт уже выпускавшихся. Цель разработки - максимально снизить стоимость продукта, достигая при этом большей конкурентоспособности по сравнению с флэш-памятью. Однако развитие пошло по иному пути: и жесткий диск, и компакт-флэш оказались неприемлемы из-за высоких цен.

Итак, Canon имеет очень приличную оптику, матрицу с числом точек, не допускающим зерна на изображении формата 10х15 см, и очень удобный способ хранения информации на жестком диске. Тем не менее было очевидно, что долго оставаться лидером этот аппарат не сможет. На основании анализа реакции рынка на новую продукцию мы вывели параметры идеальной цифровой камеры стоимостью порядка 1000 долл.

1. Хорошая стеклянная оптика. Этот показатель при прочих равных условиях выводит на первое место фирмы, специализирующиеся на фототехнике, а не на компьютерах или бытовой технике. Аппарат Canon по этому критерию более-менее проходил.

2. Наличие, помимо видоискателя, ЖК-дисплея для быстрого просмотра отснятых кадров. В аппаратах Canon эта возможность отсутствует.

3. Трансфокатор ("зум"), который стал стандартом для фототехники стоимостью более 300 долл. Поэтому вполне естественно было бы ожидать его непременного наличия в фотоаппаратах стоимостью 1000 долл. и выше. Тем не менее в Canon, например, этой "примочки" нет - за основу цифровой взята, видимо, совсем дешевая камера.

4. Возможность записывать изображения на жесткий диск.

После определения критериев оставалось только ждать создания идеальной камеры, которая стала бы хитом продаж.


Kodak DC120

CCD-сенсор: 1,2 млн. точек (1280x 960); 24-битовый цвет
Система записи: TIFF, JPEG, Flashpix
Емкость встроенной памяти: флэш-память 2 Mбайт, 20 кадров
Видоискатель: оптический, ЖК-дисплей
Дисплей: выборочный просмотр 1, 4 или 9 кадров, выборочное удаление; счетчик кадров; режимы работы; состояние батарей Объектив: 3x Zoom (38-114 мм), автофокус (от 0,2 м), Macro
Выдержка: 1/500-16 сек
Диафрагма: f/2,5 - f/16
Экспозиция: автоматическая или ручная; автоматический баланс белого цвета
Вспышка: автомат; принудительное включение и выключение
Эквивалент чувствительности: ISO 160
Питание: 4 батареи типа АА
Программное обеспечение: Windows или Macintosh
Внешняя память: Compact Flash


Как ни странно, следующая камера, лидировавшая с июня по сентябрь 1997 года, - Kodak DC120 - также не обладала всем набором необходимых параметров.

Интересен внешний вид устройства. Фотоаппарат больше похож на видеокамеру. То есть эта разработка создана с нуля, а не на основе оптической камеры. Возникли вопросы с разрешением. Несмотря на то что продекларированное разработчиками число точек в матрице значительно больше, чем в Canon, по четкости изображения рассматриваемое устройство явно проигрывает последнему. Это наводит на мысль, что на самом деле разрешение здесь меньше, а результат получается программной интерполяцией. Для чего это было нужно - не совсем понятно. Сопоставление оптических возможностей и качества цветопередачи с аналогичными параметрами Canon PowerShot 600 также оказывалось не в пользу Kodak.

Однако Kodak стал хитом продаж во всем мире и попал в разряд дефицита. Как это часто бывает, через месяц после анонса камеру приобрести было сравнительно легко, а уже через два - даже на основном американском рынке - покупателей приходилось включать в лист ожидания поставок на месяц вперед. В России ситуация оказалась еще сложнее. Kodak не стал поставлять эти камеры через московское представительство - со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде отсутствия сервисной поддержки на территории России. Европейские филиалы Kodak, которые могли бы распространить сеть своих продаж на Россию, сами испытывали дефицит. Тем не менее, на фоне тотального мирового дефицита потребности российского рынка более-менее удовлетворялись. Учитывая накопленный нами опыт, можно утверждать, что при изобилии товара объемы его реализации вряд ли выросли бы выше чем на 20% от реальных продаж.

К середине лета появилось ощущение, что ожидание новых моделей явно затягивается. А новинок все не было. Хотя, казалось бы, всеми необходимыми возможностями для этого обладали и компьютерная индустрия, и производители оптических фотокамер. К осени же стало ясно, что все усилия направлены на дальнейшее уменьшение цен на устройства хранения информации. Действительно, использование носителей типа компакт-флэш-памяти или жестких дисков увеличивало стоимость камеры в 1,5-2 раза. Для решения профессиональных и полупрофессиональных задач это допустимо. Но производители явно нацелились на рынок бытовой фототехники. Это значит, что коль скоро стоимость матрицы оказалась сопоставима со стоимостью оптический части, то необходимо подтянуть к тому же уровню стоимость устройств хранения информации и принтеров для фотопечати. За лето в этих двух областях произошли существенные изменения.


Sony Mavica FD-7

CCD-сенсор: 380 000 точек (640x480); 24-битовый цвет
Система записи: JPEG (3 режима)
Емкость памяти: 3,5" 2HD Floppy Disk, 20(40) кадров
Видоискатель: оптический, LCD
Дисплей: выборочный просмотр, выборочное удаление; состояние батарей
Объектив: 35 мм, 10xZOOM (40-400 мм), автофокус TTL (от 0,1 м), Macro
Выдержка: 1/60-1/4000 сек
Диафрагма: f/1,8 - f/4,8
Экспозиция: автоматическая, TTL; цифровые эффекты; автоматический баланс белого цвета
Вспышка: автомат; принудительное включение и выключение
Эквивалент чувствительности: ISO 100
Питание: Ni-Cd батарея, блок питания
Программное обеспечение: Windows


Остановимся на устройствах хранения. Жесткий диск - это дорого. Что еще можно взять у производителей компьютеров столь же удобное, но при этом дешевое? Фирма Sony предложила использовать обычный трехдюймовый диск (модель Mavica FD-7).

Вышеупомянутое решение, пожалуй, оказалось наиболее изящным, но последним. Процесс магнитной записи при современном уровне технологии можно сделать намного более дешевым и быстрым, если отказаться от компьютерных стандартов многолетней давности. Что и сделали все производители фототехники. Далее, появилась главная загадка 1997 года - Smart media card, удивительно похожая на большую simm-карту от сотового телефона. И это еще не предел. Судя по печати, флэш-память также имеет резервы, позволяющие надеяться на существенное снижение стоимости.

Конечная цель фотографии - получение отпечатка, а не просмотр на экране ПК. К началу года для фотографической печати, как правило, использовались сублимационные принтеры. Они были представлены в двух классах - для профессиональных применений (формат А4, разрешение - 300 DPI, стоимость порядка 10 000 долл.) и чисто бытовые. Максимальный формат последних составлял 10х15 см, разрешение - всего 150 DPI, стоимость около 500 долл. К осени разрешение достигло 300 DPI при той же цене, что уже является гарантией качественной фотопечати.

Основное отличие сублимационного принтера от струйного в том, что в сублимационом принтере в каждой точке декларированного разрешения присутствует 24-битовый цвет. В струйном принтере, как известно, цвета получаются непосредственным смешиванием чернил, поэтому чем больший спектр цветовой гаммы и полутонов нужно передать - тем хуже получается разрешение. Поэтому имеющихся к началу года разрешений дешевых струйных принтеров (300 DPI) было явно недостаточно для цветной фотопечати. В этой области за лето также произошли существенные изменения. В ценовом диапазоне до 400 долл. теперь представлены принтеры с разрешением более 1000 DPI. При этом, в отличие от сублимационных принтеров, формат А4 никоим образом не влияет на стоимость. Если учесть, что обычный пользователь будет применять принтер и для обычной печати документов, и для печати фотографий, можно легко спрогнозировать победу "струйного направления". Но это дело будущего. Итог 1997 года - возможность получить настоящую цветную фотографию на устройстве за 500 долл. (в начале 1997 года это можно было осуществить с помощью техники стоимостью 5000 долл.).


Olympus C-1400

Разрешение: 1280x1024 точек (SHQ/HQ) и 640x512 точек (SQ)
Матрица прогрессивного сканирования CCD: 850 000 точек
Объектив: 3x Zoom (50-150 мм), стеклянный асферический автофокус F2, Macro, TTL замер экспозиции Сменные карты памяти: 2 Мбайт SmartMedia (от 3 до 25 кадров)
Видеоискатель: жидкокристаллический дисплей для просмотра полученных кадров (1 или 9 кадров), индикация режимов работы
Сжатие: 3 уровня сжатия (SQ-Standard Quality, HQ-High Quality, SHQ-Super HQ)
Режимы работы: точечный замер автофокуса, коррекция экспозиции ? 5 ед.; автоматический баланс белого; 4 режима работы вспышки. Вспышка со стробоскопическим эффектом для снижения эффекта "красный глаз"
Эквивалент чувствительности: ISO 100
Соединение: последовательный порт для соединения с компьютерами и быстродействующий параллельный порт для вывода Olympus P-300 непосредственно на принтер
Питание: 4 алкалиновые батареи типа АА, NiMH- или NiCd-аккумуляторы


Вот, собственно, мы и подошли к продукту, выпуск которого может считаться достойным завершением 1997 года - камере Olympus C-1000 или C-1400 (модели различаются числом точек в фотопринимающей матрице). Камера сделана на основе полупрофессиональной камеры (а не "мыльницы") с очень приличной оптикой. Камеры появились в продаже в ноябре. Про эту камеру трудно говорить иначе как в превосходной степени. Во-первых, при просмотре изображений на компьютере заметна превосходная оптика. Следовательно, возможности цифровой матрицы в предыдущих камерах использовались далеко не полностью, то есть матрица оказывалась намного лучше оптики, а не наоборот. Кроме того, устройства хранения - smart-media card, плоские карточки стоимостью 30 долл., которые к тому же легко заменяются (легче, чем пленка). Ну и конечно, сочетание зеркалки с дисплейчиком - очень удобно.


Зарубежный опыт - как бы он ни был хорош - часто неприменим в наших условиях. Поэтому мы решили использовать материал, предоставленный Сергеем Бородиным и Вадимом Никитиным - сотрудниками компании "Портативные системы" (www.portsys.ru), имеющей опыт продаж цифровых камер.


Итак, подведем основные итоги 1997 года.

Во-первых, можно отметить, что появился новый тип продукта - недорогая цифровая фотокамера с разрешением, достаточным для успешной конкуренции с традиционными фотокамерами. В этом плане все рассмотренные в этом обзоре камеры абсолютно одинаковы. Пользователь, купивший в начале года фотоаппарат Canon PowerShot 600, может решать с его помощью те же задачи, что и владелец других камер, выпущенных в этом году (а возможно, и в следующем).

Во-вторых, произошли существенные изменения в области так называемых сопутствующих товаров. Это в первую очередь память для хранения отснятых изображений и устройства вывода на печать. Эта область отошла от своих компьютерных корней и стала развиваться самостоятельно. Главное направление этого развития - снижение цен. Поскольку практически каждая фирма - производитель фототехники изобретает свой стандарт, есть основание полагать, что в этой области еще предстоят существенные изменения в будущем году. Следует также отметить, что производители компьютерной техники пока не ответили на брошенный вызов.

На основе вышесказанного очень легко сделать экстраполяцию на 1998 год. Процесс развития камер нацелен на потребительский рынок, то есть все нововведения в цифровых камерах ориентированы на обычных любителей фотографии. Такая камера будет стоить примерно в 1,5 раза дороже обычной с аналогичными оптическими характеристиками. Вряд ли можно ожидать какой-то конкуренции между традиционными и цифровыми методами фотографии. Это нелогично. Скорее всего, эти два метода будут взаимодополнять друг друга. Уже сейчас особое внимание уделяется разработке дешевых методов перевода фотографий с пленки в цифровой формат - через слайд-сканеры и наоборот.

Что касается бизнес-процессов, то в этой сфере период сложных исканий и ошибок (на какого производителя поставить, кто окажется лидером) завершится. Все оптические и компьютерные фирмы будут делать примерно одинаковые по качеству и ценам цифровые камеры. Прекратится ежемесячное падение цен. При этом и самих камер будет достаточно много. На рынок выйдут совершенно другие игроки, которые специализируются на закупке больших партий без риска проиграть в цене, если продукту суждено пролежать на складе год. Соответственно компании, занимающиеся этим интереснейшим продуктом сейчас и специализирующиеся на бизнесе высоких технологий, окажутся вытеснены с рынка. Это и понятно: цифровая фотография прочно войдет в быт и перестанет быть чем-то необычным. А 1997 и 1998 годы навсегда останутся в памяти как период, когда по небосклону бизнеса высоких технологий пролетела новая комета.