"Телега на коллегу" как компонент построения собственной карьеры

Да, дорогие читатели, тема нашего очередного материала - доносительство. Можно сказать иначе - сообщение информации о своих коллегах по работе другим заинтересованным коллегам и руководству. То самое явление, которое так не нравилось, так гневно осуждалось советской интеллигенцией еще в недавние горбачевские времена. А помните тот момент, когда наконец перестали рассматриваться пресловутые анонимки? И это было серьезным прогрессом. А как искренне в обществе стукачество считалось пережитком тоталитаризма. Ах, какие наивные параллели проводились с добровольными помощниками гестапо, НКВД и тому подобным...

Ведь оказывается, данное явление, столь несимпатичное русскому интеллигенту - весьма распространено, а в ряде случаев - еще и культивируется в очень даже демократических сообществах. Термины, правда, используются другие, например: "забота о соблюдении норм общественной морали". А в бизнесе это может называться заботой о процветании компании, а то и соблюдением норм корпоративной безопасности. Суть стукачества от этого ничуть не изменилась.

Как показывает практика, сообщение информации о коллегах, в той или иной степени, существует практически везде. Вот только формы и размах бывают различными. От банальных сплетен (почему-то психологи считают, что все женские коллективы заражены этим) до организованного стукачества. Правда, широкомасштабные системы взаимного доносительства сотрудников друг на друга всегда строятся руководством корпораций, иногда при помощи внутренних служб безопасности. Безопасность корпорации, в том числе и внутренняя - вообще хороший повод для слежки за специалистами и менеджерами, равно как для любых других "профилактических" действий со стороны руководства. Но грань между соблюдением принципов необходимой безопасности и тайным желанием побыть в роли эдакого партайгеноссе Мюллера такая призрачная, такая тонкая, что ее бывает очень легко перейти, просто не заметив. Вот тогда и начинаются нескончаемые потоки сообщений типа: "Довожу до вашего сведения, что сотрудник NN неодобрительно отзывался о..." и так далее и тому подобное.

Правильно налаженная система взаимного доносительства в руках умелого босса может стать неплохим дополнительным рычагом управления корпорацией. Часто "стук" становится еще одним каналом информации, поступающей из удаленных филиалов и отделов. Так сказать, система "засланных казачков". А вмешательство в личную жизнь сотрудников - неплохой вид развлечения для руководителя, если ему необходимо как-то компенсировать собственную неустроенность. На российском IT-рынке достаточно компаний, практикующих запрет на личные контакты сотрудников и сотрудниц в нерабочее время. И если у вас роман с незамужней женщиной, например из бухгалтерии вашей компании, это может послужить достаточным поводом для увольнения либо вас, либо ее, а скорее всего - обоих. Но это уже тема для отдельного материала "Право работодателя на личную жизнь сотрудников". Сейчас нас интересует другое - ведь руководство узнает об интимных подробностях от других сотрудников, добровольных осведомителей. Доносительство может затягивать...

С чего все начинается, или "стук" во время испытательного срока

В компанию приходит новый сотрудник. И в течение испытательного срока практически любой руководитель фирмы (подразделения либо отдела) интересуется мнением остальных сотрудников о новичке. Совершенно естественно, что босс стремится узнать не только профессиональные качества нового специалиста (менеджера), но и личные. И как следствие - возможность его адаптации в уже сложившемся коллективе, психологическая совместимость, если хотите. Поэтому любой новый сотрудник должен предполагать, что новый шеф будет интересоваться мнением о его персоне у большинства окружающих коллег и даже подчиненных, если новичок был нанят на должность менеджера. Да, очень часто функцию личного советника по психологическому климату в трудовом коллективе занимает личная секретарша шефа. И это стоит учитывать. Более того, в самом факте повышенного интереса шефа к атмосфере внутри вверенного ему коллектива нет ничего плохого. Наоборот, это одна из его прямых обязанностей.

Но испытательный срок проходит, к примеру, весьма успешно. А вот дальше новому сотруднику самому предлагают регулярно сообщать информацию о внутренних недостатках работы компании, о случаях просчетов или проколов в работе коллег, либо их нелояльности к принятым "наверху" решениям. Все это, разумеется, под благовидными предлогами оптимизации процессов работы фирмы и соблюдения норм внутренней безопасности. Например, для затягивания сотрудников во взаимное доносительство применяется следующий способ: сотруднику пересказывают, что о нем сообщил некий его коллега по отделу. Принцип: "Вот видите, это на вас доносят! Может, теперь и вы нам начнете помогать для объективного мониторинга?".

Стукачество, активно поощряемое руководством, приводит к созданию в коллективе очень неблагоприятной психологической атмосферы, нагнетанию серьезного напряжения в отношениях между коллегами. Правда, атмосфера взаимного недоверия между сотрудниками вполне устраивает некоторых боссов. Ведь при такой постановке вопроса именно шеф может стать единственным "другом". Однако ощущение, что все друг за другом следят - не самый приятный фон для работы большинства людей со здоровой психикой. А ведь значительную часть своего активного времени человек на работе и проводит... Вот и не выдерживают некоторые вполне достойные специалисты гнетущей атмосферы игры "попадания под колпак" (см. выше про Мюллера) и ищут иных мест приложения своей творческой активности. Мест, где можно сконцентрироваться на своих прямых профессиональных и должностных обязанностях, а не заниматься еще и сбором компрометирующего материала на окружающих коллег.

В заключение советы компьютерного кадрового агентства Enter.

Совет "стучащим"

Итак, дорогой читатель! Если вы считаете, что игра в осведомителей - нормальная составляющая карьеры, - дело ваше! Только одна рекомендация - никогда не стучите на своих коллег, сослуживцев и, тем более, начальников в письменном виде. Каким бы этот письменный вид ни был - бумага, текстовый файл или сообщение по электронной почте. Не давайте возможности вашему боссу-интригану использовать подобные вещдоки против вас самих, например, продемонстрировав их тем, о ком вы сообщили.

Совет "нестучащим"

Самая банальная рекомендация: старайтесь поддерживать со всеми сотрудниками ровные отношения. Включая тех, кого вы считаете стукачами. Незачем еще больше злить этих не очень уверенных в себе людей.

И уж если вы уверены, что в данной ситуации не сообщить о проколе коллеги не имеете права и возможности, предупредите его об этом до своего доклада, чтобы человек был морально готов к "разборке". Так у вас есть шанс заслужить репутацию честного и принципиального человека. А это уже очень и очень неплохо.