Особенности организации и структура центра
Учебные курсы
Сертификация в Гостехкомиссии России
Перспективы

После серии статей на тему "Подготовка кадров для работы с информационными технологиями", казалось бы, уже все сказано, и большинство аспектов проблем, связанных с обучением и организацией тренингов, доведено до сведения читателей. Тем не менее третья заключительная статья привнесет, возможно, новую информацию в копилку вопросов обучения. В ней речь пойдет об организации подготовки профессиональных администраторов сетей и систем в некоммерческом центре "Релком-Альфа".

На протяжении достаточно продолжительного периода советской истории человек с его знаниями и навыками ценился весьма невысоко - достаточно вспомнить хотя бы героические сентенции типа "рискуя жизнью, летчик, машинист или механик спасал самолет, паровоз или турбину". Постепенно пришло понимание, что построить современный самолет можно за месяц (не считая, конечно, периода его проектирования с нуля), а для подготовки опытного летчика требуется 10-15 лет. Все это относится и к администраторам сетей и корпоративных информационных систем - специалистов, управляющих работой парка компьютеров стоимостью несколько миллионов долларов, профессионалов, курирующих функционирование баз данных, информация в которых часто является жизненно важной для компании.

Учебный центр "Релком-Альфа" начинает свою историю с подразделения компании "Техно-Центр", организовавшего пять лет назад на базе МАИ обучение специалистов заказчиков, которым "Техно" поставлял оборудование. Волею судеб в числе преподавателей центра оказались "звезды" тогдашнего отечественного телекоммуникационного мира, многие из которых работают сегодня в компаниях "Релком", "Демос", "Совам Телепорт", "Спринт" и др.

Постепенно бизнес, связанный с продажей аппаратуры, стал терять свое значение, но одновременно обнаружился повышенный интерес к консультационным услугам в области телекоммуникаций, а также появилось несколько заявок на подготовку больших групп специалистов для весьма серьезных заказчиков. Кстати, о заказчиках "Техно-Центра", а теперь - "Релком-Альфа", учредителями которого выступили "Демос", компания "Техно", КИАЭ и "Релком". Среди слушателей учебных курсов были сотрудники ряда весьма солидных организаций. Банки: "Инкомбанк", "Российский кредит", "Менатеп", Национальный банк Беларуси, региональные отделения Сбербанка и еще с десяток банков, расположенных в крупных городах России. Узлы связи: МГТС, "АйТи", "Урал-Релком", телекоммуникационные компании Нижнего Новгорода, Челябинска, Читы, Петропавловска-Камчатского и др. Государственные структуры: ГУИР ФАПСИ, пресс-служба президента, Генштаб МО, МЧС, УВД Нижегородской области и т. д. Промышленные предприятия: объекты Минтопэнерго, РосНИИРос, МинАвиаПром, предприятия из системы Газпрома и т. п. Мало какой из куда более именитых учебных центров может похвастаться таким спектром заказчиков. Вообще, сегодня встречаются самые неожиданные клиенты, например туристическое агентство "Бегемот", которое планирует размещать информацию о шоп-турах на Web-сервере. География заказчиков также весьма разнообразна: Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, Иркутск, Кемерово, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский и т.д..

Уже из приведенного перечня клиентов "Релком-Альфа" можно сделать вывод о том, какой уровень обучения должен предоставлять учебный центр, чтобы удовлетворить любопытство слушателей. Сегодня на Западе, да и во многих отечественных учебных центрах распространяется практика, когда изложение материала ведется строго по заранее оговоренному плану. Вряд ли можно составить группу из профессиональных сетевых администраторов, которых интересовали бы одинаковые вопросы и не разрешалось бы отклоняться от темы.

Особенности организации и структура центра

Учитывая специфику контингента слушателей учебного центра "Релком-Альфа", а это уже подготовленные специалисты-практики, жесткая детерминация курсов ни в коей мере не могла отвечать задачам обучения. Для реализации действительно полноценного тренинга среди практикующих администраторов была составлена команда из специалистов КИАЭ, подготовлены методические материалы, построенные на конкретном опыте первопроходцев российского Internet и содержащими описание тонкостей нелегкого труда администратора сети.

Работа со слушателями, уже имеющим соответствующее образование и желающими на курсах учебного центра "Релком-Альфа" почерпнуть новые идеи и решения, требует и определенной организационной структуры. Специалисты центра учат более грамотно ставить задачу, самостоятельно выделять потребности в ресурсах для поддержки своего компьютерного хозяйства в работоспособном состоянии. Коротко говоря: состав группы не более 8 человек, гибкий график и плавающий тематический план. Обучение в центре осуществляется в условиях, максимально приближенных к "боевым", поэтому здесь неукоснительно придерживаются практики небольших групп и не увеличивают численность, даже если это желательно для некоторых заказчиков. В общей сложности имеется 10 преподавателей, время от времени привлекаемых для работы по контракту. Собственные методические материалы постоянно обновляются, что оказывается весьма кстати в условиях быстрого старения информации, да и ее отсутствия. Для студентов обучение проводится бесплатно.

Учебные курсы

Состав курсов, предлагаемых сегодня учебным центром "Релком-Альфа", отвечает его ориентации именно на профессионалов - администраторов сетей и корпоративных информационных систем. Учитывая, что невозможно предложить высокий уровень подготовки сразу на всех аппаратно-программных платформах, акцент сделан на работу с компьютерами компании SGI. Кроме того, сегодня имеется много заявок со стороны пользователей, интегрирующих компьютеры SGI в уже действующие сети, где одновременно должны уживаться несколько различных клонов Unix, имеются подсети Novell, а кое-где и NT. Например, проектные подразделения авиационной и автомобильной промышленности используют оборудование от SGI, а подготовкой системных администраторов для некоторых из них как раз и занят сегодня учебный центр "Релком-Альфа". Дополнительным стимулом для обращения заказчиков в центр становится сегодня интеграция в международное разделение труда, когда в обязательном порядке требуется сертификация для работы с программными и аппаратными продуктами.

Основа любой серьезной корпоративной сети - это, безусловно ОС Unix, поэтому главным стержнем учебной программы являются два курса: "Администрирование ОС Unix" и "Телекоммуникационные системы на базе ОС Unix". Сами по себе названия курсов мало о чем говорят, тем более что сегодня программы с такими заголовками встречаются у многих обучающих центров, поэтому имеет смысл посмотреть, что скрывается за этими названиями.

Первый курс состоит из семи разделов: "Историческая справка и концепция Unix"; "Структура и компоненты ОС"; "Команды Unix"; "Оболочка системы"; "Инструментальные средства"; "Особенности сеанса работы"; "Генерация и системное сопровождение ОС Unix". Для системного администратора прежде всего важно ориентироваться в вопросах мобильности операционной системы, разбираться в особенностях многозадачности и конфигурирования многопользовательской среды при соблюдении требований защиты данных. Именно эти темы и положены в основу учебного курса "Администрирование ОС Unix". Кроме того, освоение программы курса по телекоммуникационным системам позволит почувствовать себя гуру в налаживании систем электронной почты, начиная от адресации и конфигурирования компьютера клиента и заканчивая тонкостями построения почтового сервера корпорации и его управления. Еще раз следует подчеркнуть, что в центре нет ни одного штатного специалиста - только практики, привлеченные к преподаванию для обмена живым, конкретным опытом преодоления реальных проблем, сплошь и рядом возникающих сегодня во многих компаниях при управлении разветвленными, гетерогенными вычислительными системами.

Сеть Internet уже давно стала неотъемлемой частью жизни всего компьютерного сообщества. Сегодня появилось много изданий, обозревателей и разного рода толмачей, прекрасно на словах разбирающихся во всех вопросах построения, конфигурирования и управления сетями, использующими технологии Сети сетей. Однако практических специалистов, знакомых с Internet, способных самостоятельно выполнить все операции по включению компании в Сеть и интеграции ее бизнеса, например в информационное пространство WWW, оказывается совсем немного. Поэтому и неудивительно, что самая дефицитная специальность сегодня - сетевой администратор, работающий с технологиями Web, способный, в частности, наладить узел Сети и установить адекватную защиту от внешних воздействий. В такой обстановке курсы "Технология Internet" и "Информационная сеть WWW. Web-мастер" дают необходимый старт для понимания глубинных процессов, происходящих в недрах среды, управляемой сегодня технологиями Internet. Среди тем данного курса: "Введение в Internet", "Режимы и протоколы", "Программные средства" - почта, проверка соединения, файловые архивы, WWW-серверы и т. п.

Почти два года назад на российском рынке дебютировала компания SGI, и сегодня отечественный рынок потребовал новых кадров для работы с компьютерами этого производителя, от станций O2 и до суперсерверов Origin 2000. Необходимы именно кадры квалифицированных системных администраторов, чтобы освоить работу, например, с Octane или его предшественником Indigo IMPACT достаточно быстро мог любой грамотный пользователь. Сегодня сертифицированный учебный центр "Релком-Альфа" стал одним из первых, а точнее, единственным местом, где можно получить квалифицированный тренинг по системному и сетевому администрированию ОС IRIX. В курсе предусмотрены как общие для всех клонов Unix понятия, так и специфические для IRIX вопросы работы с интерфейсом, особенности настройки оболочки, порядок действий с файловой системой. Особый интерес представляет разбор самых распространенных ошибок, возникающих при инсталляции и системном сопровождении ОС IRIX, причем это не просто набор общих замечаний и рекомендаций, а конкретные советы практиков, имеющих богатый опыт работы с оборудованием от SGI.

Многие владельцы компьютеров SGI в России используют их не только в качестве графических систем, как принято считать, но и в роли серверов, поэтому весьма популярным оказался сегодня пятидневный курс по сетевому администрированию. Сюда вошли вопросы конфигурации сети на базе компьютеров SGI, оптимизация сетевых ресурсов, мониторинг сети, конфигурация DNS, защита сетевых файловых систем и собственно данных.

Помимо обучения, "Релком-Альфа" действует как системный интегратор и выполняет работы по защите сетей, благодаря чему преподаватели не теряют "форму". Кстати, недавно компания "Релком-Альфа" получила сертификат Гостехкомиссии России на брандмауэр Gauntlet. Учитывая, что тема защиты сетей стала сегодня весьма популярной, имеет смысл чуть подробнее остановиться на вопросах сертификации.

Сертификация в Гостехкомиссии России

Немногие знают, что всякая деятельность по разработке, продаже и использованию средств защиты информации подлежит обязательному лицензированию в ГТК, а все используемые средства защиты информации подлежат обязательной сертификации Государственной Технической Комиссией при президенте, и, в этой связи, оказывается, что совсем немногие из действующих сегодня на этом рынке компаний имеют сертифицированное программное обеспечение и лицензии на их продажу.

Процесс сертификации заключается в том, что соискатель обращается в ГТК, которая направляет его в один из сертификационных центров, которые по уставу имеют право на проведение таких экспертиз. В результате соискатель получает сертификат на соответствие требованиям на системы данного класса.

Такую строгую процедуру, получив сертификат на три года в классе 3Б, прошел межсетевой экран "Пандора", построенный на базе брандмауэра Gauntlet 3.1.1i компании Trusted Information Systems и станции SGI О2, работающей под управлением IRIX 6.3. Этот сетевой экран позволяет:

  • скрыть от пользователей глобальной сети структуру сети: IP-адреса, доменные имена и т.д.;
  • определить, каким клиентам, с каких хостов, в направлении каких хостов, в какое время, какими сервисами можно пользоваться;
  • описать для каждого пользователя, каким образом он должен проходить аутентификацию при доступе к сервису;
  • получить полную статистику по использованию сервисов, попыткам несанкционированного доступа, трафику через "Пандору" и т.д.
  • "Пандора" устанавливается на компьютер с двумя сетевыми интерфейсами на выходе между локальной сетью и сетью общего пользования. "Пандора" построена на серверах протоколов прикладного уровня (proxy) и поддерживает сервисы Telnet, Rlogin, FTP, SMTP, POP3, HTTP, Gopher X11, LP, Rsh, Finger, NNTP и Whois. Сервер с таким межсетевым экраном позволяет контролировать передачу фреймов, описаний на языке Java и JavaScript, HTML конструкций, не попадающих под стандарт HTML версии 2, и т.д. Межсетевой экран "Пандора" поставляется вместе с исходными текстами основных программ, что позволяет убедиться в отсутствии закладок и понять логику его работы.

    Перспективы

    Не секрет, что администратору приходится не только работать с ОС или конфигурировать брандмауэры, но и обеспечивать функционирование комплексной операционной среды, включающей СУБД, системы электронного документооборота, пакеты управления производством и проектированием. Поэтому одна из главных задач центра "Релком-Альфа" - расширение кругозора администраторов за счет связей с другими курсами и технологиями: САПР, дизайн, СУБД и т. п. Платформа SGI служит катализатором для решения этой задачи. Наличие годами наработанных связей - бывших слушателей, прошедших обучение в центре и теперь предлагающих свои услуги в качестве преподавателей, и новых заказчиков, - позволяет за месяц развернуть любой курс. Стоит заметить, что несмотря на постоянное давление СМИ по поводу альтернатив Unix, интерес к этой ОС, как к основному инструменту системного и сетевого администратора, огромен. Сегодня мало кто готовит специалистов по NT. Причина одна: нет потребности; нет и квалифицированных преподавателей.

    Темпы развития телекоммуникаций сегодня в России выше, чем где-либо за ее пределами. Потребность в современных линиях связи испытывают практически все отрасли отечественной экономики, научившиеся жить самостоятельно в условиях рыночных отношений. С другой стороны, уже имеющиеся корпоративные компьютерные системы сегодня активно модернизируются и расширяются. Все эти факторы достаточно убедительно доказывают, что потребность в квалифицированных кадрах в ближайшие два-три года будет неуклонно возрастать, а значит, понадобятся и соответствующие учебные центры.


    С Дмитрием Волковым можно связаться по телефону: (095) 529-1551.