Первый вице-президент Frontec Питер Стайлс рассказал корреспонденту Computerworld Singapore Соломону С. Эмануэлю о технологии, которая составляет основу продуктов компании - intelligent messaging (интеллектуальный обмен сообщениями).

Что означает интеллектуальный обмен сообщениями?

Основная идея intelligent messaging - возможность создания виртуальных процессоров между функциональными единицами и формирования рабочего потока между вычислительными системами, а также выделения информации, именуемой "decisionable", т. е. необходимой для принятия решений. А это, как правило, процесс фильтрации, процесс просмотра сотен или тысяч сообщений для выбора одного-двух бит действительно важной информации. После этого вам сообщают, что произошло нечто непредвиденное, на что надо немедленно отреагировать.

Если я занимаюсь выпуском автомобилей и мне грозит критическая нехватка деталей, то я сразу узнаю об этом и успею принять меры. Если я участвую в поставке зелени или чего-нибудь в этом роде, то я хотел бы узнать о возможности истечения срока хранения продукции, чтобы отреагировать должным образом.

Главная область применения наших систем - "цепные" поставки, поэтому мы отслеживаем все этапы от собственно выпуска продукции до доставки потребителю.

Если что-либо может вызвать у вас затруднения, то, очевидно, это будет стоить вам денег. А со временем ... Я люблю повторять фразу: "Неопределенность - причина создания запасов". Если люди не уверены, что у них будет все необходимое для работы, для производства, для заполнения полок в магазинах - для чего угодно, то они стремятся создать запасы и таким образом подстраховаться, а это обходится очень дорого. Это как раз те вопросы, на которых мы концентрируемся.

Как был построен EDI (electronic data interchange, электронный документооборот)? Очевидно, что это ряд стандартов, позволяющих нам разговаривать на общем языке - электронном. Интеллектуальный обмен сообщениями организует процесс и позволяет не только переместить документ или преобразовать в другую форму, но прочитать его, разобраться, что он содержит, и в зависимости от этого принимать решения.

У каждого документа существует собственный набор правил, а правила разных пользователей могут различаться, но мы обнаружили, что они соответствуют определенным схемам.

Если вы выполняете заказ на поставку продукции или запрос на обслуживание, он может не совпадать с аналогичным процессом другой компании, но атрибуты этих процессов должны быть похожи. Таким образом, есть условия для создания того, что мы называем схемами.

В своей основе идея intelligent messaging состоит в следующем. Очевидно, интеллектуальный обмен сообщениями берет свое начало в EDI и работе с документами, но существует множество других важных форм электронной коммерции. Безусловно, это относится к Internet. Всего пять лет назад позиция бизнеса была такова: "Мы никогда не используем Internet, это совсем не то, что можно было бы применять в коммерции". Теперь же каждый пытается найти все возможные способы его использования.

Email и Lotus Notes становятся вездесущими. Каждый пользуется какими-либо электронными средствами связи, СУБД, голосовой почтой - этот список можно продолжать.

Наша идея состоит в том, чтобы охватить все в целом. А следующее, что мы хотим сделать - это фильтрация и классификация сообщений. Так что, когда приходит сообщение, я задаю вопросы: "Что это?" и "Что мне с этим делать?"

Ответ: "Это собщение о состоянии поставки". У меня есть ряд правил, относящихся к сообщениям о состоянии поставки. Они предписывают мне заглянуть в график доставки и сравнить полученное сообщение, то есть когда груз прибыл или ожидается, с датой, когда он должен был прибыть - сравнить план с результатом. Затем я могу констатировать, что называется, business event - груз прибыл вовремя или с опозданием. Если он прибыл вовремя, мне больше ничего не надо делать. Если он опаздывает, то, возможно, еще 10 человек в организации должны об этом узнать, и каждого интересует свой аспект.

Таким образом, я могу принять сообщение, применить к нему правила обработки и разослать электронную почту, сообщения Lotus Notes, факсы, или, если это важно, передать сообщение на чей-то пейджер о том, что данным вопросом необходимо срочно заняться. Следовательно, идея интеллектуального обмена сообщениями означает анализ содержимого приходящей коммерческой информации и передачи необходимых предостережений и вызовов, или просто перенаправление ее соответствующим процессам и выполнение действий, предусмотренных для данного типа сообщений.

Это можно рассматривать как формирование рабочего процесса в системе передачи сообщений между предприятиями или внутри предприятия.

Значит, интеллектуальный обмен сообщениями необязательно должен работать с системой EDI?

Законченная система состоит из четырех компонентов. Прежде всего, должна присутствовать система передачи сообщений, возможность перенаправлять сообщения от одного адресата к другому. Конечно, эти составляющие связаны с протоколами, средой передачи и так далее - это транспортный уровень. Следующий - уровень управления сообщениями, предусматривающий адресацию и очередность.

Традиционное для EDI преобразование сообщений означает их перевод из одной формы в другую - из формы, понятной мне, в форму, понятную вам. Обычно это делается двумя способами - либо простым преобразованием формы представления, например, с одного языка на другой, либо изменением протокола.

И, наконец, интеллектуальный обмен сообщениями добавляет к этому верхний уровень - организацию диалогов, фильтрацию и уведомление. Это и есть четыре ступени обработки или четыре основных компонента.

Internet представляет собой еще один способ связи и еще одну форму сообщения, с которой мы должны уметь работать. На сегодняшний день он используется как транспортный механизм EDI, и будет выполнять функции системы сбора и распределения информации плюс некоторые функции управления сообщениями. Мы работаем со всеми этими функциями.

Как вы реализуете доступ в Internet?

Наш транслятор может работать с системами EDI, текстовыми файлами, реляционными базами данных и документами HTML. Эти возможности встроены в систему. Они оказываются полезными при использовании Internet для сбора информации от торговых партнеров, которые не умеют пользоваться EDI - это простые люди. EDI становится технологией для посвященных; в ней не остается места для массового пользователя. Но если я хочу контролировать свой бизнес, мне понадобятся все 100% необходимой информации. Я не хотел бы упустить возможность контактировать с кем-либо из нужных мне людей. Следовательно, мне нужен полный набор различных технологий, которые я мог бы связать вместе, чтобы иметь возможность успешно заниматься бизнесом.

Насколько широко используются подобные системы в Азии?

В настоящее время практически не используются. Мы только начинаем проникать в этот регион, и, фактически, только в 1996 году вышли на рынок. У нас уже есть крупные клиенты в США, например Sears и Chase Manhattan Bank, которым принадлежат самые важнейшие инициативы в области интеллектуального обмена сообщениями. Но на самом деле даже здесь у нас масса нерешенных проблем.

И все же, когда вы установите свои системы в Азии, как это поможет укрепить ваши позиции?

Взгляните хотя бы на схему цепи поставок, по которой мы работаем. Сингапур - это узловой пункт коммерции, и в то же время он территориально удален от большинства торговых партнеров. Если вы представите себе объем информации, необходимой для управления глобальной цепью поставок, ответ на этот вопрос станет очевидным.

Например, мне необходимо знать ситуацию на своем заводе в Европе и состояние поставок в Северной Америке. Для этого мог бы послужить мой распределительный пункт в Сингапуре. На что я хотел бы обратить основное внимание в области бизнеса? На то, что я называю информационным "полюсом" - кто-то, обладающий всей необходимой информацией для управления процессом. В этом случае информационная точка фокуса вполне могла бы находиться здесь, поскольку именно здесь определяется работа всей глобальной цепи поставок. Посмотрите на хранилища продукции и на поток бумаг, с помощью которого мы управляем процессом поставок - за сто пятьдесят лет практически ничего не изменилось.

Если мы сможем выполнять все эти операции с помощью электроники и организовать их как процесс, то появится возможность существенно сократить некоторые стадии, и экономия будет огромной.

Я могу привести простой пример. Самой сложной задачей для многих компаний оказалась интеграция систем EDI в уже существующую схему бизнеса. Перенести данные из одного места в другое несложно. Это можно сделать с помощью ряда технических приемов, EDI всего лишь предлагает стандарт. Но когда я доведу дело до конца, множество фирм "дадут задний ход", вручив оператору со словами: "Верните это обратно в компьютер".

Для этого можно найти сколько угодно обоснований - и проблемы с унаследованными системами, и то, что полученные данные могут быть неполными, могут не содержать всей необходимой информации, и мне придется наладить процесс подготовки данных для передачи в мой компьютер. Предположим, вы прислали мне заказ на поставку, включив в него некоторый идентифицирующий вас код. Моей системе обработки заказов требуются номер телефона, имя и адрес, которые вы не сообщили. Я должен внести в заказ эти данные, чтобы сделать его достаточно информативным для моей системы. То есть здесь мне потребуется дополнительный шаг.

Даже если я преобразую заказ в формат, понятный моей системе, сообщение все равно останется неполным. Интеллектуальный обмен сообщениями может сделать процесс законченным, то есть выполнить этот шаг - добавить в запрос адрес из имеющегося файла с именами и адресами и передать его системе обработки запросов, так что мне не понадобится участие человека в середине процесса.

Если вы разработаете собственные правила, то сущность интеллектуального обмена сообщениями можно обрисовать так: "Скажите мне, что для вас важно. Я сообщу, когда это произойдет. Я не буду отвлекать вас в течение остального времени, и проведу всю необходимую обработку".

Организации какого профиля смогут использовать интеллектуальный обмен сообщениями?

Он может использоваться практически везде. Мы уделяли основное внимание управлению цепью поставок, так что эти системы смогут применять крупные производители, торговые фирмы, транспортные или посреднические компании.

Кроме того, мы планируем привлекать команды специалистов по различным отраслям промышленности. Они будут решать задачи, не актуальные для нашей области бизнеса.

В настоящее время мы концентрируемся на управлении цепью поставок, поскольку обладаем достаточно большим опытом в этой области, но собираемся найти применение для интеллектуального обмена сообщениями во всех отраслях промышленности.

Мы создали совершенно новую концепцию. Это следующая логическая ступень после систем сообщения между предприятиями. Это именно то, что было необходимо с самого начала. Во многом данная область находится на ранней стадии развития, но мы видим, что потребность в ней растет, а ее успех на рынке просто феноменальный.