В работе "Круглого стола" приняли участие представители производителей программного обеспечения, издательств мультимедиа-продукции, правоохранительных органов, розничных торговых фирм, а также юристы и журналисты.

Отправной точкой дискуссии послужили недавние заявления некоторых средств массовой информации (в частности газеты "Московский комсомолец") о том, что правовой охраны авторских прав в России не существует. Трудно сказать, как обстоят дела с авторскими правами вообще, но в том, что касается программного обеспечения (согласно мировой практике, одного из наиболее "уязвимых" в правовом отношении объектов авторского права) это утверждение не совсем верно. В России существует Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", вступивший в силу 20 октября 1992 года.

Его положения входят составной частью в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который начал действовать 3 августа 1993 года. Нормы этого Закона, в свою очередь, дополняют (и частично изменяют) нормы Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". Указанные законы создали нормативно-правовую базу для регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой и использованием компьютерного программного обеспечения.

Официальную регистрацию программных продуктов (а также баз данных и топологий интегральных микросхем) осуществляет РосАПО, государственная некоммерческая организация, действующая в соответствии с Указом Президента РФ от 12.02.93 при РосПатенте. Регистрация носит необязательный характер, но в случае нарушения авторских прав владельца зарегистрированного программного продукта потерпевший будет вправе требовать пресечения нарушения в судебном порядке.

Естественный вопрос, возникающий после прочтения всего написанного выше: насколько сегодня в России эффективна защита авторских прав в области программного обеспечения? Разумеется, участников "Круглого стола" в первую очередь волновала ситуация с воровством программных продуктов и последующей их продажей. Не секрет, что компьютерное пиратство сегодня в России процветает. По данным BSA, количество пиратских копий по отношению к общему объему находящихся в использовании программных продуктов в нашей стране составляет около 95% (для сравнения, в США - около 35%). Причем многие независимые обозреватели склонны считать эти данные заниженными.

Потери отечественных производителей программного обеспечения от пиратства оценить достаточно сложно. В качестве минимальной оценки приводится цифра в 85 млн долл., ежегодно недополучаемая российским бюджетом от этих фирм.

В последнее время в столице наблюдается усиление активности правоохранительных органов в борьбе с нелегальной продажей программного обеспечения. Места, где можно практически беспрепятственно приобрести заведомо пиратские копии программных продуктов в Москве, давно и хорошо известны, однако раньше это почему-то не особенно волновало органы правопорядка. С конца августа ситуация начала меняться. Московская милиция совместно с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г.Москвы начала проводить проверки точек массовой продажи пиратского программного обеспечения. В результате первого рейда, проведенного в конце августа на ВВЦ, было изъято свыше 3000 компакт-дисков. 1 сентября на широко известном даже за пределами столицы Митинском радиорынке была проведена четырехчасовая операция, в ходе которой задержано 255 человек. Стоимость изъятого товара превысила 2,5 млрд. рублей. 28 сентября аналогичная операция проводилась на радиорынке около ДК им. Горбунова (называемом в просторечии "Горбушкой"). Было конфисковано более 5000 компакт-дисков и свыше 500 видеокассет. Во всех трех указанных случаях правоохранительные органы осуществляли свои действия в сотрудничестве с представителями РосАПО, а также компаний "Кирилл и Мефодий" и New Media Generation, производителей мультимедийных программных продуктов.

Комментируя принятые меры, начальник отдела по борьбе с преступностью, связанной с внешнеэкономической деятельностью, УЭП ГУВД Москвы Олег Васильев подчеркнул, что главной задачей правоохранительных органов является не пресечение торговли нелегальной продукцией в конкретных точках, а выявление каналов ее ввоза в Россию (подавляющее большинство "пиратских" компакт-дисков попадает в нашу страну из-за рубежа) и прекращение этого потока. Борьба со стихийно возникающими рынками, именуемыми в народе "толкучками", ведется в нашей стране непрерывно на протяжении многих лет. Результаты этой борьбы известны - "толкучки" как существовали, так и продолжают существовать. Поэтому бороться с компьютерным пиратством с помощью одних лишь удалых рейдов бессмысленно. Выйти же на более высокий уровень в преступной пирамиде правоохранительным органам пока не удавалось. Однако на этот раз, и это было заметно в ходе "Круглого стола", они настроены более решительно. С 1 января будущего года вступает в силу новый Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая текущего года. Он предусматривает более суровые наказания за нарушения авторского права или смежных прав. В своем выступлении Васильев отметил, что это позволит правоохранительным органам вести более эффективную борьбу с компьютерным пиратством.

Многих участников "Круглого стола" интересовал вопрос отношения российских официальных структур к действиям BSA, в которую входят такие гиганты мировой индустрии, как Microsoft, IBM, Autodesk, Symantec и т.д. В нынешнем году BSA заметно активизировала свою деятельность в России, проведя несколько громких судебных процессов. Здесь участников дискуссии ждал небольшой сюрприз. Выяснилось, что подобная активность не вызывает большого восторга на государственном уровне, поскольку направлена, в основном, на поддержку западных производителей. Было отмечено, что довольно большое количество российских фирм (география адресов довольно обширна и отнюдь не ограничивается столичным регионом), занимающихся различными видами бизнеса, за последнее время получило в свой адрес письма BSA с угрозами судебного преследования. "Защищать интеллектуальную собственность необходимо, но в первую очередь - отечественную". Именно эта мысль стала лейтмотивом обсуждения.

Помимо пиратства в ходе "Круглого стола" были подняты и другие важные проблемы: взаимоотношения авторов и издателей программной продукции, производителей программного обеспечения и государства, конкретные механизмы защиты авторских прав. Было отмечено, что очень часто отечественные производители программного обеспечения (как фирмы, так и отдельные авторы) страдают от нехватки правовых знаний. "Достигая компьютерной грамотности, многие забывают о грамотности правовой", - сказал в своем выступлении генеральный директор РосАПО Булат Асфандиаров. А подобное незнание может запросто свести на нет работу целого коллектива в течение нескольких месяцев.