Сергей Юрлов

Рынок, как известно по Адаму Смиту, вечен, поэтому квалифицированная рабочая сила всегда была объектом спроса и предложения; иногда общее предложение на рынке труда было выше, иногда - ниже. В одном случае явлению обычно сопутствовали термины типа "кризис", "безработица", "упадок", в другом - "подъем", "бурное развитие". Становление, развитие и упадок любой отрасли сопровождались, соответственно, становлением, развитием и упадком отраслевого рынка труда.

Полная занятость работоспособного населения в настоящее время возможна, к сожалению, лишь в Корейской Народно-Демократической Республике или в некоторых других государствах со столь же оригинальными режимами, где работа становится почетной обязанностью каждого гражданина. "Кризисы" и "безработица" остаются уделом капиталистических (и стремящихся стать таковыми) стран. В целом, Россия избежала напророченной ей, в связи с переходом "на новые рельсы", массовой безработицы. Официальные данные свидетельствуют о менее чем четырех процентах зарегистрированных безработных от общего количества трудоспособного населения. Разумеется, верить официозным сводкам следует с большой оглядкой, но все же статистика, в данном случае, не далека от истины.

Рынок компьютерных и телекоммуникационных технологий, пережив бурный подъем и закономерный спад, в настоящее время являет собой пример самого развитого, цивилизованного отраслевого рынка в стране. Времена сверхприбылей давно прошли, вслед за ними сгинули и "случайные люди". Стабильный высокотехнологический рынок не терпит дилетантства. Развитие компьютерной отрасли стимулировало развитие рынка труда специалистов в области вычислительной техники и телекоммуникаций. В России уже сформирован не только рынок ВТ и телекоммуникаций, но и рынок специалистов в этих областях. Требование узкой специализации к наемным работникам - верный признак развитости рынка труда.

Перспективы рынка ВТ и ТК выглядят довольно оптимистично. Статистические данные, касающиеся компьютерного рынка - рост числа компьютеров, локальных сетей, становление компьютера как потребительского товара, - дают основания для разумного оптимизма.

А значит, логично рассчитывать на рост рынка квалифицированных специалистов.

Кого мы называем "компьютерщиками"? Объединим под этим названием всех "специалистов по железу и софту": программистов, разработчиков, производителей и сборщиков, интеграторов, администраторов ЛВС и т. д., плюс некоторые категории пользователей - компьютерные художники-графики, верстальщики, разработчики на AutoCAD (как их назвать?) и т. д. Также все сотрудники компаний в цепочке "производитель ВТ и ТК (вендор)-дистрибьютор-дилер-розничный продавец"; т.е. закупщики и продавцы КТ, маркетологи, сотрудники сервисных служб и т.д.

Кого мы рассматриваем в качестве потенциальных работодателей для наших "компьютерщиков"? По признаку участия в рынке КТ и ТК (а их практически бесконечное множество), можно выделить 2 категории. Первая - компьютерные фирмы и организации, работающие на рынке ВТ и ТК: разработчики ПО, производители и сборщики, дистрибьюторы и крупнооптовые продавцы, дилеры и розничные продавцы, системные интеграторы, а также - представительства компьютерных инофирм. Вторая категория - некомпьютерные компании и организации, желающие иметь квалифицированные "компьютерные" кадры для решения задач "компьютерного обслуживания".

Любое кадровое (рекрутинговое) агентство исходит из того, что нужный специалист заведомо существует и занимается его поиском под конкретную вакансию. Такой принцип оправдывает себя, когда одновременно ведется поиск работников в разных отраслях, с разными требованиями и с разным уровнем подготовки. Последовательность "сначала вакансия - потом специалист" предполагает две формы поиска, используемые примерно в равной пропорции. Вакансия на часто встречающуюся должность (скажем, секретарь-референт) заполняется сразу за счет банка данных агентства. Постоянно возникают другие вакансии - например, появилась потребность в специалисте по плетению лаптей. В банке данных агентства такого специалиста, разумеется, нет. Тогда даются объявления в газетах, по радио и телевидению - рано или поздно специалист по плетению лаптей найдется.

Для специализированного рынка, каковым является рынок труда "компьютерщиков", подобная процедура не подходит. Специализированный рынок предполагает, что специалист не только существует, но и известен. Следовательно, в качестве формы поиска используется банк данных агентства. Это удобно работодателю - нужного ему специалиста в банке данных отыскать нетрудно. Если же работодатель ищет специалиста, размещая объявления в газетах (сам или через агентство), велика вероятность, что они никогда не встретятся - вдруг специалист читает только "Пионерскую правду", а там объявление не опубликовано?

Тем более это удобно специалисту - его данные находятся в специализированном банке и могут быть предложены работодателю сразу же. В крупном рекрутинговом агентстве анкета специалиста по компьютерной верстке может годами лежать в папке "программисты" просто потому, что папки "верстальщики" нет. Но кому придет в голову искать верстальщика среди программистов? Просматривать все объявления во всех газетах - непосильный труд, к тому же несколько раз придется проходить сито собеседований и заполнять множество анкет с сомнительным результатом.

Специализированное кадровое агентство "Enter" предполагает ориентировать свою работу на поиск специалистов, а не вакансий. Потребность в "компьютерщиках" есть, она велика, поэтому вакансии уже существуют. Главное - не в том, чтобы найти вакансию, а в том, чтобы заполнить ее сразу же после возникновения. Этой цели должен служить специализированный банк данных агентства, составляемый на основе анкеты.


Enter Logo
По вопросам трудоустройства обращайтесь в Компьютерное кадровое агентство "Enter"