Бизнес и технологии

Итого

Gartner: 5 ошибок при проведении DevOps-инициатив

Многие организации, беря на вооружение DevOps, не учитывают риски и последствия для бизнеса в условиях, когда персонал не обладает необходимыми для этого средствами и подходами. Они обращаются к концепции DevOps ради самой DevOps, утверждается в новом отчете Gartner. И это лишь одна из пяти ошибок, о которых говорится в отчете.

Во-первых, предприятиям необходимо не только анализировать целесообразность инициатив DevOps с точки зрения лучшей организационной эффективности, но и ориентироваться на реальные клиентские ценности и нужды.

Вторая ошибка заключается в неспособности управлять организационными изменениями. Некоторые клиенты продолжают игнорировать важность организационных изменений и сосредоточивают усилия на инструментах DevOps, но с помощью инструментов нельзя решить культурные вопросы.

Третья ошибка заключается в слабом взаимодействии. Часто многие усилия DevOps ограничиваются рамками ИТ-подразделения и не направлены на вовлечение других групп и заинтересованных лиц. DevOps подразумевает, что люди придумывают решения, разрушают барьеры и функционируют как единая команда. Разобщенность и отсутствие координации неприемлемы.

Четвертая ошибка — это стремление внедрить DevOps за один шаг. Но в крупной ИТ-организации подобный подход не может увенчаться успехом, поскольку у DevOps слишком много параметров.

И наконец, последняя причина связана с отсутствием управления теми ожиданиями, которыми сопровождаются инициативы DevOps. Оцените реальное положение дел в организации и продвигайтесь к цели постепенно. DevOps — это не единичный решающий рывок, а непрерывное итерационное улучшение.

 

Бизнес столкнулся с перенасыщением данными

Большой объем информации, в котором утопают компании, не идет им на пользу. Как показало исследование, проведенное Experian, организации по-прежнему не могут похвастаться тем, что полностью понимают клиентов.

Источник: Experian, 2018

Компании осознают ценность данных и важность глубокого понимания клиентов. Например, 83% компаний считают данные неотъемлемой составляющей при формировании бизнес-стратегии, а 81% респондентов полагаются на них в ходе принятия ключевых решений. 65% компаний считают основным приоритетом улучшение знаний о клиентах. Однако только каждая пятая компания уверена, что раскрывает весь потенциал имеющихся в ее распоряжении данных.

Компании понимают, что удовлетворенность клиента может стать для них одним из ключевых конкурентных преимуществ. 60% опрошенных отметили, что удовлетворенность клиента в ближайшие три года будет основным критерием дифференциации. 50% респондентов считают, что для обеспечения удовлетворенности клиента необходимо иметь о нем полное представление.

В связи с постоянно растущим объемом данных, более правильно было бы думать о том, как инвестиции в передовые технологии и аналитику способны помочь перейти от традиционного «единого представления о клиенте» к «универсальному представлению о клиенте», а также о том, что обеспечит более глубокое и полноценное понимание рынка и потребителей и позволит разработать для них наиболее привлекательные предложения.

 

Microsoft: недоверие компаний к искусственному интеллекту уходит в прошлое

Несмотря на существующие предубеждения, 94% руководителей считают, что технологии искусственного интеллекта важны для решения стратегических задач их организаций, причем 37% характеризуют их как «очень важные». Таковы результаты организованного компанией Microsoft глобального исследования «Интеллектуальная экономика: трансформация индустрий и общества под влиянием искусственного интеллекта» (Intelligent Economies: AI’s Transformation of Industries and Society), призванного выявить отношение бизнеса к технологии ИИ.

Источник: Microsoft, 2018

Руководители уверены, что ИИ в ближайшие годы улучшит многие сферы их бизнеса. В частности, поможет во внедрении инноваций (89%), в привлечении и удержании талантливых сотрудников (85%), а также в развитии продуктов (84%). Причем 27% опрошенных организаций уже внедрили эти технологии в ключевые бизнес-процессы и сервисы, а еще 46% готовят соответствующие пилотные проекты. Также 59% руководителей уверены, что благодаря ИИ вырастет зарплата сотрудников, а 56% связывают с ним повышение уровня занятости в своей стране или отрасли.

Компании наиболее часто используют ИИ для предсказательной аналитики, управления операциями в режиме реального времени, обслуживания клиентов и риск-менеджмента. Какова его наиболее популярная сфера применения, зависит от индустрии: респонденты из розничной торговли чаще указывают обслуживание клиентов (31% по сравнению с 21% в среднем по всем индустриям), а финансовый сектор — выявление мошеннических действий (25% к 16%).

Респонденты уверены в позитивном влиянии ИИ не только на развитие их бизнеса, но и на экономику в целом в течение ближайших пяти лет. По их мнению, он будет способствовать экономическому развитию (90%), повышению продуктивности (86%) и инновационности (84%), а также созданию рабочих мест (69%) в их стране и индустрии.

Источник: Microsoft, 2018

Оценивая успешность внедрений, руководители наиболее частым критерием называют качество работы решения (36%). Затем следуют окупаемость инвестиций (32%) и удовлетворенность клиентов (31%). 14% компаний признают, что у них пока нет установленных показателей, позволяющих оценить успех развернутого решения.

Основными сдерживающими факторами при внедрении подобных технологий являются финансовые риски (42%), сложности в развертывании, если организация не имеет необходимых ресурсов (36%), а также трудности, связанные с обучением сотрудников (35%). Тем не менее 76% компаний заявили, что подготовлены к рискам, связанным с ИИ, а 71% — что уже разработали политики и правила по его внедрению и контролю.

 

Более половины компаний признают эффективность маркетинга в реальном времени

Итого

Маркетинг в реальном времени (Real-time marketing) способствует значительному повышению прибыли и росту бизнеса. Об этом сообщили 44% участников исследования, проведенного изданием Harvard Business Review по заказу компаний SAS, Intel и Accenture Applied Intelligence. 58% респондентов отметили, что аналитика в реальном времени позволяет добиться высокой лояльности клиентов и снизить их отток, а 51% подчеркнули, что она помогает им лучше понимать своих потребителей.

Маркетинг в реальном времени подразумевает способность компании «на лету» определить оптимальный способ и тему для взаимодействия с клиентом в каждый конкретный момент. Он использует текущие местные и глобальные события и позволяет предлагать потребителю наиболее актуальный для него товар в самый подходящий момент.

60% участников опроса признают важность таких решений для компании, а 79% организаций планируют внедрить их в ближайшие два года. Еще 70% респондентов указали, что за последний год увеличили инвестиции в клиентскую аналитику. Наконец, 80% не сомневаются в том, что компания должна не только получать данные о своих клиентах, но и извлекать из них пользу.

Однако на сегодняшний день далеко не все компании используют преимущества аналитических инструментов в полной мере. Лишь 16% опрошенных выстроили эффективную коммуникацию с потребителями в режиме реального времени, а 30% признают, что их бренд взаимодействует с клиентами неэффективно.

 

Техника безопасности

Итого

Каждое второе промышленное предприятие увеличит инвестиции в киберзащиту в ближайшие 2 года

В основном на это решение повлияли произошедшие инциденты или возросший риск столкновения с подобными ситуациями.

Исследование «Кибербезопасность систем промышленной автоматизации в 2018 году», организованное «Лабораторией Касперского», показало, что почти половина российских промышленных компаний (48%) планируют увеличить бюджет на кибербезопасность АСУ ТП.

Источник: «Лаборатория Касперского» , 2018

В исследовании отмечается, что защита всей промышленной сети от современных киберугроз требует особого подхода, который должен опираться и на информационные, и на операционные технологии. Ведь даже такие базовые меры, как установка обновлений, вызывают определенные трудности. Поэтому почти четверть (23%) предприятий могут устанавливать обновления не чаще раза в месяц, и только 27% делают это каждую неделю.

В рамках исследования были выявлены меры, принимаемые современными российскими промышленными компаниями для обеспечения киберзащиты АСУ ТП: 65% респондентов уже имеют программу реагирования на киберинциденты, 28% планируют внедрить ее в свою ИТ-инфраструктуру в течение ближайших 12 месяцев, 8% обсуждают подобную перспективу.

Исследование показало, что в первую очередь специалисты промышленных предприятий нацелены на предотвращение заражений стандартными вредоносами и атак программ-вымогателей. Эффективно бороться с этими угрозами, не оказывая негативного влияния на технологические процессы, позволяют только специализированные защитные продукты для конечных устройств.

В топ-5 киберинцидентов, вызывающих озабоченность, попали также целевые атаки, утечки данных и шпионаж. Для предотвращения подобных угроз необходимо применять одновременно средства обнаружения аномалий в АСУ ТП и специализированную защиту конечных устройств.

 

Киберзащита российских предприятий отстает от цифровизации

Более половины предприятий в России (58%) полагают, что индустриальные системы подвергнутся еще большему риску столкновения с киберугрозами из-за распространения Промышленного интернета вещей, показало исследование «Лаборатории Касперского».

На практике же передовыми технологиями, например облачными решениями для автоматизированных систем управления технологическими процессами, пользуются всего 3% российских организаций. Хотя 25% респондентов рассказали, что их компании продумывают возможность внедрить подобные решения в ближайшие 12 месяцев.

В то же время результаты исследования говорят о том, что темп цифровизации промышленных инфраструктур существенно превышает скорость построения защиты. При этом компании уделяют больше внимания реагированию на киберинциденты в традиционных ИТ-сетях. Из-за этого уже сегодня критически важные индустриальные сети страдают от довольно банальных атак вредоносных программ, например шифровальщиков. Более того, 17% участников опроса рассказали, что за последний год ущерб от инцидента в индустриальной сети значительно увеличился.

На деле причины их беспокойства и реальные причины инцидентов часто не совпадают. Так, 55% опрошенных компаний в России полагают, что индустриальным сетям может угрожать сложная целевая атака. В действительности же на долю таргетированных атак в промышленных системах пришлось 17% инцидентов. В подавляющем большинстве случаев (67%) индустриальные сети становятся жертвами традиционных вредоносных программ и массовых вирусных атак.

Второй по распространенности причиной инцидентов в промышленных сетях стали шифровальщики и вымогатели (33%), а в 17% случаев проблемы были обусловлены ошибками и некорректными действиями сотрудников.

 

Рынок высоких технологий

Итого

Цифровая трансформация, импортозамещение, обновление ERP и удачная политика SAP: темпы роста рынка ИСУП удивили аналитиков IDC

Объем российского рынка информационных систем управления предприятием (ИСУП) за 2017 год вырос в долларовом выражении почти на 30% и составил 819 млн долл. В рублях рост составил около 13%. Такие результаты показало ежегодное исследование IDC российского рынка корпоративных систем.

Лидерами рынка по-прежнему остаются компании SAP и «1С», на долю которых приходится более 80% расходов организаций на ИСУП. При этом компания SAP завершила 2017 год с лучшими показателями в России за последние пять лет. По итогам года рост выручки SAP составил 33% в долларовом и 16% в рублевом выражении. Объем продаж «1С» вырос соответственно на 30 и 13%.

Основными потребителями корпоративных систем остаются производственный сектор и розничная торговля. Первые продолжают внедрять новые технологии с целью повышения эффективности и безопасности производства, вторые подстраивают свои бизнес-модели под растущий объем онлайн-продаж.

Решения по управлению ресурсами предприятия (ERP) являются не только крупнейшим сегментом рынка ИСУП, но и самым динамичным в 2017 году. На втором месте по темпам роста — сегмент приложений для управления взаимоотношениями с клиентами, а сегмент приложений для бизнес-аналитики сохранил вторую позицию по объемам продаж.

Как признают в IDC, темпы роста рынка ИСУП оказались в 2017 году существенно выше, чем ожидалось. Для российских поставщиков прошлый год тоже получился удачным на фоне политики импортозамещения и продолжающейся автоматизации предприятий.

 

К 2022 году мировые расходы на блокчейн могут достичь 12 миллиардов долларов

К 2022 году мировые расходы на решения, использующие блокчейн, достигнут 11,7 млрд долл. и будут устойчиво расти в течение прогнозного периода 2017–2022 годов, считают в IDC. Ожидается, что в 2018 году мировые расходы на блокчейн составят 1,5 млрд долл., удвоившись по сравнению с 2017 годом.

В США будут самые крупные инвестиции в блокчейн: они составят более 36% мировых расходов на протяжении прогнозного периода. Западная Европа станет следующим по масштабам внедрения регионом; далее идут Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион.

По расходам на блокчейн будет лидировать финансовый сектор — 552 млн долл. в 2018 году.

В финансовой отрасли блокчейн может служить для общих применений, таких как соблюдение требований регулирующих органов, трансграничные платежи и расчеты, кастодиальные услуги и управление активами, а также торговые и послеторговые финансовые расчеты и расчеты по сделкам. В секторе дистрибуции и услуг, а также в производственной и сырьевой отраслях главными применениями являются управление активами/товарами и отслеживание источника/происхождения партии. На трансграничные платежи и расчеты будет приходиться самый большой объем расходов в 2018 году (193 млн долл.); далее идут отслеживание источника/происхождения партии (160 млн долл.), а также торговые и послеторговые финансовые расчеты и расчеты по сделкам (148 млн долл.). Эти три направления использования будут оставаться главными по объему расходов и в 2022 году.

ИТ-услуги и бизнес-услуги с точки зрения технологии будут составлять совокупно примерно 70% всех расходов на блокчейн на протяжении прогнозного периода, причем расходы будут достаточно сбалансированными по этим двум категориям. Программное обеспечение блокчейн-платформ будет крупнейшей категорией расходов вне категории услуг и одной из самых быстро растущих категорий в целом наряду с программным обеспечением безопасности.

Итого

 

Inventive Retail Group: российский рынок DaaS вырастет на четверть в 2018 году

Объем российского рынка DaaS (Device-as-a-Service, устройство как сервис) в 2018 году достигнет 2,5 млрд руб., что на 20–25% больше, чем в 2017 году. В дальнейшем рынок DaaS продолжит расти на 15–20% в год.

Такие прогнозы сделаны на основе анализа формирующегося российского рынка DaaS, проведенного Inventive Retail Group (входит в ГК «ЛАНИТ»), розничной группой, объединяющей сети специализированных магазинов цифровой электроники, детских и спортивных товаров.

Крупнейшие потребители DaaS — торговые сети федерального масштаба (40,7% от общего объема российского рынка на август 2018 года), для которых мобильность сотрудников критически важна. Менее востребована подобная модель на производстве (19,8%), в медицине (11,8%) и ИТ (10,6%).

Облачное владение гаджетами только начало проникать в банки (2,7%), госсектор (0,8%) и на транспорт (0,6%).

Наибольшим спросом на рынке DaaS пользуются устройства брендов Apple и Samsung. Их совокупная доля превышает 80% общего объема российского рынка DaaS.

Крупнейшие интеграторы проектов DaaS — компании-дистрибьюторы мобильной и компьютерной техники, специализированные ретейлеры, розничные подразделения операторов связи.

Сделки на рынке ведутся по отработанной модели лизинга, финансовыми партнерами в них выступают банки или специально созданные кредитные организации, такие как HP Finance Services (47,7% — доля по выручке по итогам первого квартала 2018 года), «Юникредит лизинг» (11,4%), «РБ Лизинг» (8,4%), «Северная Венеция» (7,8%), «Альфа-Лизинг» (4,7%). Пятерка крупнейших игроков лизинговых услуг контролирует около 80% финансирования рынка DaaS.

 

Управление ИТ-персоналом

Итого

В сфере ИТ резко «ухудшилось настроение»

Почти 60% компаний в сегменте малого бизнеса готовы поменять вид деятельности и бизнес-модель, чтобы адаптироваться к изменениям потребительского поведения. Таковы результаты исследования «Пульс малого бизнеса», проведенного «Альфа-Банком».

Индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года составил минус 27 пунктов, что ниже показателей 2017 года. По сравнению с 2017 годом пессимизм усилился: компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения.

Негативные настроения характерны только для ИТ-компаний. В июне 2018 года исследование впервые показало резкую смену настроения у представителей сферы ИТ: оптимизм прошлых периодов сменился на негативные ожидания в отношении как экономики в целом, так и отрасли и собственной компании.

Ранее энтузиазм ИТ-компаний подогревался ожиданием государственных инвестиций в цифровую экономику, которые простимулируют всю отрасль — как крупных игроков рынка, так и малый бизнес в сфере ИТ.

На настроения представителей сферы ИТ оказало влияние и усиление налогового контроля за малыми предприятиями и самозанятыми гражданами. Помимо нескольких гигантов в ИТ-отрасли, остальные участники рынка — это компании малого бизнеса, многие из которых предпочитают держать сотрудников на фрилансе.

 

Итого

Цифровое рабочее пространство позитивно влияет на сотрудников

Преимущества цифровизации выходят за рамки повышения производительности и влияют на вовлеченность и развитие сотрудников. При этом, как показало исследование, проведенное Aruba, организациям следует быть готовыми к рискам в области безопасности данных.

В ходе исследования выяснилось, что у сотрудников, работающих в цифровом рабочем пространстве, повышается не только производительность, но и мотивация, и удовлетворенность работой, и общая оценка собственного благополучия. Исследование «Правильные технологии раскрывают потенциал цифрового рабочего места» («The Right Technologies Unlock the Potential of the Digital Workplace») выявило преимущества цифровизации рабочего пространства как для бизнеса, так и для сотрудников. Оно акцентирует внимание на том, что менее технологичные компании рискуют отстать от конкурентов и выпасть из поля зрения наиболее талантливых специалистов. Однако компании должны быть бдительными, поскольку более подкованные в цифровых технологиях сотрудники чаще склонны к рискованным действиям в области информационной безопасности данных.

Проведенный опрос выявил ярко выраженный разрыв в производительности и рабочем настроении тех сотрудников, которые уже работают на цифровых рабочих местах, и сотрудников, чьи компании используют цифровые технологии в меньшей степени.

Убежденными «сторонниками» цифровизации были признаны те сотрудники, которые уже в полной мере работают на цифровых рабочих местах: они на 51% чаще удовлетворены работой и на 43% чаще положительно оценивают баланс между работой и личной жизнью, чем «аутсайдеры» цифровизации, имеющие ограниченный доступ к технологиям на рабочем месте. Согласно исследованию, 60% сотрудников из числа «сторонников» чаще заявляют о своем высоком уровне мотивации на работе и 91% из них положительно отзываются о стратегии своей компании.

Цифровое рабочее пространство также способствует профессиональному развитию. 65% «сторонников» сообщают, что использование цифровых технологий положительно отразилось на профессиональном росте, а 72% подтвердили, что благодаря цифровым рабочим местам повысилась их способность приобретать новые рабочие навыки.

Несмотря на то что автоматизация воспринимается многими людьми как угроза гарантии трудовой занятости, большинство опрошенных на самом деле относятся к ней с энтузиазмом. 71% опрошенных приветствуют подобные изменения, если полная автоматизация рабочего пространства позволит организациям построить более интеллектуальную и эффективную рабочую среду.

 

Общество и ИТ

Итого

Бюджет цифровой экономики оценили в 1,2 триллиона рублей

Расходы федерального бюджета на национальную программу «Цифровая экономика» в 2019–2024 годы могут составить 1,2 трлн руб., из которых пока что предусмотрены деньги только на 2019–2021 годы, и изыскать придется 1,08 трлн руб., пишут «Ведомости».

Деньги пойдут на шесть направлений цифровой экономики.

  1. Дороже всех обойдется направление информационной инфраструктуры — развитие сетей связи и дата-центров, 5G, внедрение платформ работы с данными, — которое потребует 627,9 млрд.
  2. Новое направление цифрового госуправления будет стоить 233,1 млрд.
  3. Кадры для цифровой экономики потребуют 138,9 млрд.
  4. На цифровые технологии (большие данные, искусственный интеллект, квантовые технологии и т. д.) нужно 125,3 млрд.
  5. Самые скромные направления — это информационная безопасность за 18 млрд руб. и нормативное регулирование — всего 1,5 млрд руб.
  6. Источники и способы внебюджетного финансирования еще будут дополнительно прорабатываться.

 

Будущее умных городов: Интернет вещей, социальные выгоды и безопасность

Технологии умных городов будут зависеть от понимания бизнесом и городскими властями тонкостей Интернета вещей и его влияния на модели ведения бизнеса и жизнь горожан, утверждается в недавнем отчете, выпущенном рабочей группой Технологического института Джорджии.

Один из ключевых моментов заключается в том, что устройства Интернета вещей развертываются в общественных местах, в связи с чем появляется множество заинтересованных лиц. Жителям нужны в первую очередь прозрачность, безопасность и конфиденциальность.

В исследовании рассматриваются несколько конкретных сценариев использования Интернета вещей в умных городах. Большинство этих сценариев непосредственно связано с гражданами. В верхней части списка потенциальных сценариев находится управление муниципальными услугами, позволяющее жителям непосредственно взаимодействовать с городскими властями. Другим важным сценарием является общественная безопасность — например, идея использования датчиков Интернета вещей для получения более точной информации при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Бизнес-модель частных предприятий, вовлеченных в развитие технологий умных городов, строится вокруг идеи о том, что датчики придают уже существующим продуктам и услугам дополнительную ценность.

Бизнес проявляет интерес не только к современным устройствам с датчиками, но и к идее платформ Интернета вещей — программных сред, позволяющих создавать широкий спектр продуктов и сервисов Интернета вещей. Догадаться, почему это происходит, несложно. Аналитики утверждают, что в следующие пять лет объем продаж платформ Интернета вещей достигнет 22 млрд долл. Однако создать платформу, отвечающую требованиям к безопасности, устойчивости и прозрачности, предъявляемым со стороны умных городов, по мнению авторов отчета, будет довольно сложно.

 

В McKinsey назвали Москву одним из самых умных городов мира

По уровню внедрения умных решений Москва стала второй в Европе после Лондона. А по числу жителей, которые знают и используют инновационные решения, Москва первая в Европе. Таковы результаты проведенного Институтом McKinsey исследования-рейтинга умных городов, обнародованные Департаментом информационных технологий столицы.

Абсолютным мировым лидером по технологической оснащенности стал Сингапур, он набрал 25 из 37 возможных баллов. Москва получила 16,3 балла, а, например, Берлин и Париж — 15,9 и 15,5 балла.

Среди европейских городов Москва выделяется по степени внедрения умных решений по двум направлениям: здравоохранение и экономическое развитие, жилье и сообщество. Примеры подобных решений — ЕМИАС, «Наш город», «Активный гражданин».