Аналитики еще два года назад предупреждали, что «корабль BYOD» уже уплывает, а на смену ему ожидается концепция Wear Your Own Device (WYOD), подразумевающая появление в корпоративной сети не только смартфонов и планшетов, но и более специфичных носимых устройств. Понятие корпоративного ИТ-периметра постепенно уходит в прошлое, и надо пытаться использовать силу потребительских технологий на рабочем месте.

Как выяснилось, концепция BYOD в Россию по-настоящему так и не пришла. Еще несколько лет назад крупные производители были уверены, что она совершит революцию, и направляли свои усилия на разработку целых инфраструктурных решений. Но уже становится ясно: этот рынок не сформировался. Тем не менее перспективы носимых устройств в бизнесе заслуживают отдельного рассмотрения. Сейчас они вызывают те же вопросы, что и планшеты в начале появления на рынке. Однако мобильные решения массово приобретаются компаниями для обеспечения оперативного доступа сотрудников к информации. Носимым устройствам придется пройти подобный путь до момента, когда их роль будет определена более четко.

Корпоративный сегмент перспективнее

В течение пары последних лет носимые устройства позиционировались в первую очередь как потребительские гаджеты, их реальная бизнес-ценность была под большим вопросом. Однако скепсис постепенно уходит, и, как ожидается, наиболее значимый эффект от использования ранних носимых устройств будет наблюдаться именно в корпоративном секторе. Например, Deloitte чуть больше двух лет назад организовала консалтинговую практику Wearables Division, направленную на помощь компаниям в развертывании инфраструктуры носимых устройств, особо фокусируясь на «умных» очках, и заключила альянс с APX Labs – разработчиком интеграционных решений для встраивания носимых устройств в традиционную корпоративную инфраструктуру.

Как утверждают в Deloitte, потребительский рынок этих устройств очень интересен, но есть серьезные проблемы в отношении массовости их использования. В корпоративном же секторе уже появился первый положительный опыт их применения. Именно предприятия будут внедрять такие технологии первыми. Главное преимущество при этом – работа со свободными руками и поднятой головой, в целях безопасности перемещения или соблюдения правил этикета, что делает носимые устройства действительно прорывной технологией в корпоративном сегменте. Есть задачи, которые по-другому просто не решить.

В Juniper Research также полагают, что наиболее эффективные технологии для носимых устройств будут разработаны в расчете на корпоративный сектор и здравоохранение. Только затем похожие приложения появятся в потребительском сегменте.

Поставщики устройств также заинтересованы в продвижении своих технологий в корпоративном сегменте: это поможет им остаться на плаву, пока потребительский рынок разогревается. Они будут помогать заказчикам создавать оптимальные практики использования устройств. Дело в том, что на рабочем месте эффективность важнее моды. Даже один-единственный удачный пример, демонстрирующий очевидный эффект и реальную бизнес-ценность, может обосновать инвестиции многих компаний в носимые устройства.

Первыми проектами становятся внедрения отраслевых приложений на базе носимых устройств – специфичные, с четким предназначением, ясными целями и показателями эффективности. Однако самостоятельное использование носимых устройств работниками умственного труда дает примеры более общего характера. Как уверены аналитики, устройства, которые в итоге победят в корпоративном секторе, будут многофункциональными. Именно в многофункциональности сейчас заключается ценность смартфона для сотрудников, работающих с информацией, и его преемник не должен уступать по функционалу.

Однако сказанное не означает, что взрывное использование носимых устройств на предприятиях произойдет уже завтра. Предстоит решить большое количество технических проблем: надежность связи, длительность работы, яркость экрана и т. п.

Как утверждает Аарон Салоу, глава компании XOEye, занимающейся «умными» очками для бизнес-сегмента, эти устройства дают пользователю иной опыт по сравнению с другими технологиями. Ношение на своем лице приборов – процесс довольно-таки интимный, поэтому требуется соответствие множеству требований, как технических, так и этических. Как минимум надо убедить пользователей в том, что задача – повышение их эффективности, а не шпионаж. Многие выражают озабоченность относительно безопасности использования носимых устройств, а также считают что компании могут таким образом собирать персональную информацию о них.

Спрятать электронику

Корпоративная мобильность со свободными руками

Чтобы «умные» очки нашли признание среди широкой аудитории, мало улучшить их технические характеристики. Гораздо важнее спрятать электронную начинку: такие очки должны выглядеть как обычные.

Google Glass были высмеяны как крайне неудачные – «глючные», громоздкие, небезопасные. Фактически это был смелый эксперимент, который запустил революцию «умных» очков. Они доказали, что бросающийся в глаза гаджет плохо смотрится на человеческом лице. Камера заставляла людей нервничать, а взгляд в экран приводил к ситуации, когда человек во время разговора смотрел мимо собеседника. Были и технические проблемы.

Можно выйти из положения, сделав устройство «невидимым», то есть придав ему привычный внешний вид – например, обычных или солнцезащитных очков.

ИТ-департаменты должны быть готовы к проблемам

Несмотря на обилие устройств, направленных на спорт и здоровье в целом (различные браслеты), внимание аналитиков фокусируется на очках и, в определенной степени, на часах. В этой области наблюдаются общие проблемы – например, безопасность корпоративных данных. Во многом дело упирается в вопрос доверия бизнеса поставщикам решений.

ИТ-департаменты должны быть готовы к возникающим проблемам. Во-первых, это новые требования к качеству решений для носимых устройств. Они более чувствительны к ошибкам. Во-вторых, требуется готовность инфраструктуры: невозможно управлять тем, к чему нет доступа.

Наконец, истинная ценность «умных» устройств будет зависеть от их интеграции с корпоративными системами. Эффективность работы будет достигаться только при мгновенном обмене информацией между ними. Если пользователям придется ждать, они предпочтут выполнять работу по-старому. Кроме того, у носимых устройств обычно нет клавиатуры. Поэтому необходимо эффективное средство ввода данных – голосовое или какое-либо еще. Это означает принципиально иную схему взаимодействия с корпоративными системами.

Обычно большее разнообразие устройств подразумевает большую нагрузку на ИТ-департамент по управлению ими. В данном случае не должно возникнуть большой проблемы, поскольку уже существует множество платформ для управления корпоративной мобильностью, и с этой точки зрения носимые устройства принципиально не отличаются от смартфонов и планшетов. И скорее всего, «умные» очки заменят многие из использующихся сейчас мобильных устройств.

Заказчикам нужно время

«Предприятиям нужно время: технологию мало придумать и развить, ее надо еще и научиться эффективно применять» 
Дмитрий Блинов,  технический директор LogistiX

«Мы начали освоение носимых технологий с очков дополненной реальности в 2014 году, когда было разработано решение Pick-by-vision. Оно подразумевало использование очков для получения и исполнения заданий, применение разнообразных инструментов визуализации для обучения, мониторинга и анализа ситуации», – говорит Дмитрий Блинов, технический директор LogistiX. Несколько позже появилась целая экосистема для проектов в области биотелеметрии. Сфера применения разработанных технологий – любое производство, склад, аграрный сектор, обучение. Со временем спектр применения будет только расти.

Основной принцип, который необходимо соблюсти при внедрении любых носимых устройств, – экономическая целесообразность решения. Все зависит от целей внедрения тех или иных гаджетов. Это могут быть приватность сотрудника, необходимость сосредоточиться в условиях открытого офисного пространства (здесь помогут шлемы виртуальной реальности), обучение, необходимость доступа к единой рабочей системе, физические показатели сотрудника (это задача фитнес-браслета). Любые устройства снижают человеческий фактор в труде и обеспечивают внешний контроль работы сотрудника. Это неплохо и поэтому в будущем неизбежно.

«Недавно руководитель крупной компании, имеющей большой штат офисных сотрудников, сказал, что было бы очень здорово знать, кто из сотрудников спит на рабочем месте. У них, оказывается, есть такая серьезная проблема», – говорит Блинов. Выявлять спящих предполагалось через фитнес-браслеты. Дальше обсуждения тот проект не пошел: компании предложили сдвинуть рабочий график у части сотрудников и использовать традиционные методы постановки задач и контроля исполнения. Однако на складах – в отличие от офиса – фитнес-браслеты используются уже в рамках нескольких пилотных проектов, и, надо сказать, результаты весьма обнадеживают.

Корпоративная мобильность со свободными руками

Освоение носимых технологий в LogistiX началось с очков дополненной реальности в 2014 году, когда было разработано решение Pick-by-vision. Оно подразумевало использование очков для получения и исполнения заданий, применение разнообразных инструментов визуализации для обучения, мониторинга и анализа ситуации

 

«Скорость появления инструментов сегодня выше, чем скорость поиска их применения», – признает Блинов. Быстро систематизировать, структурировать эти лавинообразные технологические прорывы по всем фронтам сейчас практически невозможно.

Не забывайте, что для внедрения тех или иных решений нужно время. Технологию мало придумать и развить, ее надо еще и эффективно применять. Если на предприятии научились применять технологию, а на смену этой технологии уже пришла другая – это катастрофа, а не прорыв. Было бы полезно идти от обратного: на стадии разработки связывать технологии с отраслевыми потребностями, а это произойдет еще очень и очень нескоро.

Контролер и помощник

«Очень сложно найти баланс между различными форм-факторами гаджетов и современными реалиями бизнеса»
Александр Кузьмин,  генеральный директор холдинга «РусХолтс»

«Очень сложно найти баланс между различными форм-факторами гаджетов и современными реалиями бизнеса», – согласен Александр Кузьмин, генеральный директор холдинга «РусХолтс».

В построенное «РусХолтс» решение для «умной» автозаправочной станции вошли «умные» часы начальника АЗС, пока существующие в единственном экземпляре и созданные на основе модели Samsung. На них выводится информация обо всех необходимых действиях персонала – заправить кофемашину, подтвердить автозаказ, вымыть туалет и т. п. Они получают всю информацию с систем удаленного мониторинга, и эта функция по сути дублирует то, что можно сделать со смартфона или компьютера. Злые языки называют это решение «электронным браслетом», и оно действительно способно стать таковым для нечистых на руку сотрудников. В остальных случаях оно становится ценным помощником.

Другая идея заключается в том, чтобы на основе таких же часов сделать прибор не только для начальников, но и для рядовых сотрудников – например, напоминающий об уборке санузла и контролирующий этот процесс. Уборщик должен в определенное время появиться в санузле, что фиксируется часами, и пробыть там некоторое время в движении, то есть убираться, – лишь после этого в информационной системе появляется отметка, что в этот час санузел убран.

«Очки отпали еще на “нулевой” стадии: дорого и много лишних функций – не кино же снимать про уборку туалета. Браслетам явно не хватает функционала. Часы – солидно и престижно, они сразу были признаны оптимальным вариантом», – говорит Кузьмин. Пока что дело не дошло до массового внедрения таких решений – «азартного» клиента не нашлось. Кроме того, есть значительный разрыв: одно дело – статусный гаджет для начальника, а другое – для подчиненных. Во втором случае идея становится дорогой.

Корпоративная мобильность со свободными руками

Банкинг в часах

Носимые устройства должны играть все большую роль в предоставлении клиентам персонализированных банковских услуг.

Банки одними из первых начали серьезно рассматривать использование «умных» часов для взаимодействия с клиентами. Банковское руководство быстро подметило, что клиентам в целом нравится иметь дело с инновационными сервисами, демонстрирующими благополучие банка.

Nationwide, выпустившая приложение для «умных» часов на платформе Android Wear, стала одной из первых финансовых компаний, начавших предоставлять информацию о счете с помощью мобильных устройств. Часы взаимодействуют с мобильным приложением на смартфоне, позволяя клиентам просматривать баланс счета и вносить небольшие суммы денег, реализуя концепцию «импульсивного сбережения». Позже в приложение добавили функцию мобильных платежей.

«Альфа-Банк» тоже не смог пропустить этот яркий тренд ИТ-индустрии и пару лет назад реализовал поддержку Apple Watch в мобильном банке «Альфа-Мобайл». Правда, об успешности и востребованности этого решения ничего не известно.

Корпоративная мобильность со свободными руками

Браслеты на массовых мероприятиях

Как известно многим болельщикам, наиболее проблемные аспекты спортивных мероприятий (помимо собственно приобретения билетов) – очереди: на входах на стадион, за едой и напитками, при проходе в свой сектор трибуны. Лондонский регбийный клуб «Сарацины» реализовал концепцию «безналичного стадиона». В 2015 году совместно с Gemalto он осуществил пилотный проект, позволивший посетителям стадиона Allianz Park без проблем проходить на свои места, а также быстро платить бесконтактным способом с помощью браслетов за еду и напитки; баланс пополняется через Интернет или мобильный банк.

Первым очевидным эффектом стали сокращение очередей за напитками и избавление посетителей от возни с наличностью. Разумеется, имелась и подводная часть айсберга, не менее значимая для клуба. Решение построено на платформе Allynis Smart Event, обеспечивающей не только расчеты, но и дополнительные услуги – например, мобильный маркетинг и социальные медиакампании.

Удачный пример использования технологии мгновенно повлек за собой ее тиражирование на социально значимых мероприятиях. На финале Евровидения-2016 в Стокгольме 65 тыс. посетителей деревни Евровидения на протяжении недели могли с помощью браслетов оплачивать услуги. У владельцев браслетов был доступ в реальном времени ко всей платежной информации и балансу. «Предоплаченные» браслеты использовались и на еще более масштабном мероприятии – футбольном чемпионате Европы – 2016 во Франции.

Корпоративная мобильность со свободными руками

Устройствам нужна автономность

«Наиболее востребованными для корпоративного применения в ближайшем будущем станут “умные” часы и фитнес-трекеры»
Ольга Бабинина, аналитик IDC

По мнению аналитика IDC Ольги Бабининой, среди главных факторов, сдерживающих выход носимых устройств на рынок, можно выделить два. Во-первых, у пользователей нет четкого понимания, с какой именно целью эти устройства можно использовать. Люди мало осведомлены о самих устройствах и их функциях, отсюда и прохладный интерес как на потребительском, так и на корпоративном рынке. Второй фактор – жесткая зависимость устройств от смартфона. В конечном счете носимое устройство становится аксессуаром телефона, дополнением к нему, а не самодостаточным продуктом. Автономная мобильная связь поможет избавиться от этой зависимости.

«Наиболее востребованными для корпоративного применения в ближайшем будущем станут “умные” часы и фитнес-трекеры», – полагает Бабинина. В отдаленной перспективе наибольшие надежды возлагаются на очки дополненной и виртуальной реальности. При этом, помимо обучения персонала и выбора наиболее подходящих устройств и приложений, потребуется решить массу серьезных задач, связанных с процессом сбора данных, совместимостью с существующими системами, интерпретацией и анализом собранных данных. Важно избежать «зоопарка» решений, внедрять заранее продуманную единую систему устройств, желательно от одного производителя.

Эффект от применения носимых устройств в сфере физического труда – например, водителями, летчиками, грузчиками – очевиден: носимое устройство сможет постоянно отслеживать физическое состояние работников. Что касается умственного труда, то основной эффект будет обеспечен благодаря оперативному доступу к информации и ускорению рабочих процессов. В любом случае, для того чтобы устройство реально приносило пользу, оно должно не только собирать данные, но и предоставлять указания, давать советы, предписания.

 

 

 

«Умные» устройства в России

В России двумя самыми популярными категориями носимой электроники являются смарт-часы и спортивные браслеты, широко представленные в розничных сетях. Другие типы «умных» носимых устройств являются скорее нишевыми товарами и пока серьезно не влияют на рынок.

В последнее время повысился спрос на средства связи, геопозиционирования и распознавания речи, жестов и текста в компактных и переносимых вариантах. Развиваются технологии дополненной реальности, а миниатюризация чипов и сенсоров делает устройства более удобными. Все это будет способствовать развитию экосистемы высокотехнологичных носимых устройств.

Российский рынок «умных» часов представлен 160 моделями 39 брендов. Наибольшим модельным рядом обладает компания Garmin, за ней следуют Apple и Suunto. Помимо основной функции демонстрации времени, на сегодняшний день «умные» часы имеют ряд дополнительных функций. Почти 80% моделей вибрируют при поступлении вызова или подают на смартфон сигнал «взять трубку». Каждая третья модель имеет частичный функционал фитнес-браслета – включает функцию пульсометра и трекера активности.

Российский рынок «умных» браслетов представлен 56 устройствами 33 производителей. Наибольший модельный ряд также у компании Garmin. Многие модели браслетов позволяют выбрать определенный тип физической активности, для того чтобы максимально точно посчитать количество затраченных калорий. Новые модели браслетов могут самостоятельно определять тип физической активности пользователя – плавание, бег, катание на велосипеде и т. д. Помимо этого, 80% моделей оснащены пульсометром и трекером сна.

Рынок «умных» очков пока можно охарактеризовать как зарождающийся. В 2016 году появилось несколько новых компаний, а также ряд стартапов. Подавляющее большинство всех проданных устройств использовалось в корпоративном секторе.

Российский рынок смарт-очков представлен пятью моделями четырех производителей: Recon, Epson, Google и Microsoft. К важным потребительским характеристикам очков следует отнести управление жестами, вывод 3D-изображений, наличие модуля GPS, гироскопа, видеокамеры и микрофона.