Бизнес и технологии

 

Производство-2022: RFID, носимые устройства и голосовые технологии

Большинство опрошенных производственных компаний собираются использовать Промышленный интернет вещей в целях повышения качества и операционного контроля. По данным исследования Zebra, в ближайшие пять лет число предприятий, обеспечивающих комплексный контроль своих подразделений, существенно вырастет.

Как отмечают аналитики, предприятия продолжат внедрять технологии Индустрии 4.0 и создавать интеллектуальное производство. Сотрудники будут использовать средства радиочастотной идентификации – RFID, носимые устройства и другие новшества, предназначенные для мониторинга физических процессов на производстве и позволяющие компаниям принимать децентрализованные решения. К 2022 году 64% производителей обеспечат полное взаимодействие на производстве. При этом половина производителей планируют внедрить носимые устройства – wearables.

Количество выполняемых вручную операций существенно сократится. На сегодняшний день 62% используют бумажные документы при контроле важнейших этапов производственных процессов, а к 2022 году ожидается снижение этого показателя до 20%. Использование бумажной документации для отслеживания выполняемых работ неэффективно и чревато риском ошибок.

ИТого

Инвестиции в средства контроля будут способствовать росту во всех сферах их работы

Руководители во всех регионах заявили, что обеспечение контроля качества является их главным приоритетом в ближайшие пять лет. Дальновидные руководители предприятий отдают предпочтение концепции, ориентированной на качество, которая будет способствовать росту, производительности и рентабельности.

По мнению производителей, инвестиции в средства контроля будут способствовать росту во всех сферах их работы. 63% назвали мониторинг одним из ключевых приоритетов в сочетании с комплексом технологий: сканированием штрихкодов, RFID и системами позиционирования в режиме реального времени (Real-Time Location Systems, RTLS), которые планируется внедрить для обеспечения надлежащего контроля.

Наконец, 51% компаний в ближайшие пять лет планируют шире использовать голосовые технологии. Наиболее заметный рост применения голосовых технологий ожидается в крупнейших компаниях, при этом заявленный уровень использования к 2022 году составит 55%.

 

84% компаний считают цифровую трансформацию критичной для выживания

ИТого

Консалтинговая компания Oxford Economics провела совместное с SAP исследование трендов цифровой трансформации, которое выявило четыре главные черты лидеров в данной категории. Согласно исследованию, представители 84% глобальных компаний считают, что в ближайшие пять лет цифровая трансформация станет критически важной для выживания. Однако лишь 3% опрошенных приняли меры для трансформации своих компаний.

«Цифровых лидеров» отличают четыре ключевые черты:

  • Цифровая трансформация как настоящее преобразование. 96% представителей компаний-лидеров говорят, что цифровая трансформация является ключевой бизнес-целью. Трансформация распространяется на всю компанию, на то, как происходит общение с клиентами, поставщиками, партнерами.
  • Функции для клиентов на первом месте. 70% лидеров заявляют, что цифровая трансформация уже увеличивает удовлетворенность клиентов. Качество обслуживания клиента – вот путь к успешной цифровой трансформации.
  • Приоритетное внимание талантам. 71% компаний-лидеров говорят, что шаги по пути цифровой трансформации упрощают привлечение и удержание талантливых сотрудников.
  • Инвестиции в передовые технологии. 50% цифровых лидеров уже работают с искусственным интеллектом и машинным обучением (только 7% остальных компаний занимаются этим). Они также активно инвестируют в Большие Данные, аналитику и Интернет вещей. Использование же бимодальной ИТ-архитектуры позволяет цифровым лидерам эффективно управлять уже установленными системами и быстро интегрировать новые технологии.

Результаты исследования указывают на возможные проблемы для компаний, отстающих в цифровой трансформации своего бизнеса. Организации, которые масштабно внедряют новые технологии, заявляют о значительно большей доле рынка и прибыльности. Компании, названные в опросе лидерами, ожидают в следующие два года роста выручки приблизительно на 23% больше, чем другие опрошенные организации. Также участники опроса из всех индустрий и компаний всех размеров назвали цифровую трансформацию в числе трех главных стимулов для роста прибыли в будущем.

 

CIO должны разрабатывать событийно-ориентированную стратегию цифрового бизнеса

ИТого

Для большинства ИТ-руководителей крупных компаний одним из главных направлений работы в ближайшие годы станут событийно-управляемые информационные технологии, считают в Gartner. Технологической платформой для них служит событийно-управляемая архитектура – Event-driven architecture, EDA.

Компетенции в событийно-ориентированных ИТ к 2020 году войдут в тройку важнейших приоритетов ИТ-директоров. Более того, им придется перестраивать свои стратегии с учетом этих технологий.

Опросы руководителей компаний показывают, что цифровой бизнес они считают главной возможностью для роста. Кроме того, большинство из них понимают связь между технологиями, улучшением продуктов и ростом бизнеса. Технологии являются ключевым компонентом цифровой трансформации, а событийно-ориентированная архитектура – естественной платформой цифрового бизнеса.

Клиенты, устройства, системы искусственного интеллекта генерируют события, и их необходимо представлять в цифровом виде и обрабатывать в реальном времени. Поэтому знание EDA уже через год станет необходимо разработчикам и архитекторам приложений. Эта архитектура может оказаться полезной при работе с микросервисами, Интернетом вещей, искусственным интеллектом, машинным обучением, технологиями блокчейна и интеллектуальными контрактами. Кроме того, благодаря EDA можно будет поэтапно модернизировать устаревшие системы.

 

Главное препятствие для цифровой трансформации – различие взглядов руководства и сотрудников

ИТого

Преобразование корпоративной культуры является одной из самых трудных задач в ходе цифровой трансформации предприятия. К такому выводу пришли аналитики фирмы Capgemini, изучив результаты опроса с участием рядовых сотрудников и руководителей 340 компаний.

40% руководителей высшего звена в ходе опроса заявили, что в их компании существует цифровая культура, но только 27% рядовых сотрудников согласились с этим утверждением. Такое различие во взглядах свидетельствует о нехватке цифрового видения, стратегии и тактического плана проведения реформы, считают аналитики.

В целом 62% опрошенных полагают, что корпоративная культура является одним из главных препятствий на пути создания цифровой организации. С 2011 года доля согласных с этим мнением выросла на 7%.

Опрос выявил значительные расхождения между руководителями и сотрудниками по всем вопросам цифровой культуры. Например, лишь 37% сотрудников считают, что в их компании создана культура инноваций, экспериментов и готовности к риску, тогда как среди руководителей так думают 75%. Компаниям не удается вовлечь рядовых сотрудников в процесс цифровой трансформации, заключают аналитики.

 

 

Для успеха искусственного интеллекта нужна когнитивно-ориентированная философия

Марк Армстронг, топ-менеджер компании Progress, поставляющей средства разработки и интеграции корпоративных приложений, опубликовал в CIO Magazine статью о перспективах применения искусственного интеллекта на предприятиях. В публикации отмечается, что 90% данных, существующих в мире, были созданы за последние два года, но на сегодня лишь 1% корпоративной информации анализируется и приносит пользу.

В числе причин такого положения – трудности интеграции и обработки данных из различных источников. Решить проблему поможет, уверены в Progress, внедрение средств искусственного интеллекта. Чтобы воплотить это в жизнь, нужны платформы разработки когнитивных приложений. Вкладываясь в такие платформы, организации в целом и отдельные направления бизнеса смогут собирать контекстуальные сведения, которые позволят корпоративным системам обучаться, становиться «умнее» и предоставлять обоснованные бизнес-рекомендации.

Чтобы ускорить освоение искусственного интеллекта, в компаниях должны осознать важность изменения образа мышления: директора по маркетингу, финансам и операциям должны в своей работе поставить когнитивно-ориентированную философию во главу. Когнитивные возможности нужно встраивать во все ИТ-средства, используемые предприятием для внутренних нужд и взаимодействия с клиентами. Чем раньше начать это делать, тем более «соединенным» станет бизнес и тем «умнее» будут платформы, обеспечивающие поддержку принятия решений с помощью искусственного интеллекта.

 

Управление ИТ

 

Kelly Services: работодатели ценят многофункциональных специалистов

Источник: Kelly Services, 2017

Кадровое агентство Kelly Services представило результаты исследования российского рынка труда. Работодатели и работники поделились своими взглядами на текущую ситуацию и прогнозами на 2017 год. Как отмечается, возросло количество вакансий на рынке и увеличилась активность соискателей, а срок поиска работы для большинства респондентов сократился.

Работодатели активно набирают новых сотрудников: в 2017 году 38% компаний планируют расширить штат, в прошлом же году о таком намерении заявляли лишь 12% опрошенных. Кроме того, 66% компаний готовы провести общую или выборочную индексацию зарплат.

Возросла и активность работников. На вопрос о наличии работы ответили положительно 79% опрошенных, причем большинство из них (69%) заявили о готовности сменить работу, этот показатель на 9% больше, чем в прошлом году.

76% компаний прибегают к различным мерам сокращения расходов и к экономии, однако экономия на сотрудниках не является приоритетной. Напротив, работодатели предпочитают сокращать траты посредством отказа от корпоративов, частичной передачи функционала на аутсорсинг, сокращения представительских расходов и других мер.

Наиболее спокойно, по прогнозам работодателей, могут чувствовать себя ИТ-сотрудники. В 2016 году спрос на них прогнозировали 32% от общего числа опрошенных работодателей, а в 2017 году – уже 46% работодателей. Следующими в списке с большим отрывом идут специалисты фармацевтической и медицинской промышленности, спрос на которых снизился более чем вдвое.

Источник: Kelly Services, 2017

Как отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services, в 2017 году наблюдается рост числа вакансий. Предпочтение отдается тем, кто, помимо своей специализации, имеет еще и «смежные» навыки. Интересно, что лидерские качества по-прежнему не являются сильно востребованными, гораздо нужнее навыки проектной работы в профессиональном коллективе, способность оперативно решать сложные задачи. Стоит отметить, что 69% соискателей готовы рассматривать предложения о новой работе, поэтому при наличии хороших вакансий востребованные специалисты могут сменить работу и компании рискуют потерять лучших сотрудников.

Кроме многофункциональности, работодатели ценят такие качества работника, как умение разрешать сложные ситуации, принимать ответственные решения и достигать поставленной цели, а вот умение налаживать неформальные отношения с коллективом оказалось наименее популярным.

 

Сотрудники не готовы трансформироваться

Компании осознают важность цифровой трансформации, однако многим из них еще предстоит определиться, что предпринять, чтобы сотрудники смогли приобрести необходимые навыки. В исследовании «Навыки, необходимые для цифровой трансформации», проведенном Мюнхенским техническим университетом и SAP, приняли участие 116 представителей компаний и ИТ-руководителей.

Согласно аналогичному опросу двухлетней давности, 53% респондентов считали, что их сотрудники не имеют необходимых навыков для успешной цифровой трансформации. В 2017 году эта доля выросла до 64%. Такая тенденция, возможно, объясняется тем, что скорость появления новых технологий и осведомленность руководителей о цифровой трансформации выросли. За это время топ-менеджеры также стали лучше понимать, какие навыки необходимы для их компании, и лучше оценивать квалификацию собственного персонала.

Несмотря на то что 90% опрошенных считают цифровую трансформацию важной для общей бизнес-стратегии своих компаний, целенаправленное развитие навыков по работе с новыми технологиями остается редкостью. Только 16% респондентов уже создали программу набора сотрудников или тренингов для подготовки базы навыков, которые нужны для формирования цифрового будущего в их компании. Среди участников исследования существует широкий консенсус о необходимых компетенциях по работе с новыми технологиями. Компании должны развивать своих сотрудников, чтобы обеспечить безболезненный переход, – это поможет приумножить потенциал бизнеса от цифровизации.

Как отмечают аналитики, вопрос поиска и развития сотрудников с цифровыми навыками может стать ощутимым препятствием для цифровизации. Одним из главных барьеров, мешающих цифровой трансформации, все еще является дефицит умений при работе с передовыми технологиями. Никогда еще инвестиции в образование и в подготовку сотрудников не были так важны. Развитие цифровой грамотности сотрудников позволит провести беспроблемный переход к цифровой трансформации бизнеса. С другой стороны, результаты исследования подчеркивают, что многие организации все еще пытаются определиться с направлением цифровой трансформации.

 

Российский бизнес в ближайшие три года перейдет к адаптивной модели управления

По данным Superjob, почти 80% руководителей уже приступили к трансформации управления с помощью новых технологий. Однако конкурентное преимущество получат те компании, которые первыми изменят корпоративную культуру: предложат сотрудникам больше независимости, станут более открытыми для предложений коллег, повысят уровень взаимодействия между подразделениями. Отдельные аспекты новой адаптивной модели управления бизнесом сегодня действуют уже в каждой пятой компании.

Переход от традиционной к новой, адаптивной модели управления бизнесом в России произойдет в ближайшие три года – к такому выводу пришли аналитики Superjob и Microsoft в ходе исследования «Трансформация моделей управления: факторы влияния, тенденции, инструменты». Первоочередной задачей на этом пути респонденты считают внедрение технологий для совместной и мобильной работы. Однако не менее важно трансформировать корпоративную культуру.

По мнению сотрудников, компании должны стимулировать «желание созидать». Для этого необходимо поощрять самостоятельность и инициативность сотрудников (за это высказались 50% опрошенных) и создавать условия для эффективного взаимодействия между отделами (46% респондентов считают это «максимально полезным»). Задача новых технологий – не только упростить коммуникации между сотрудниками, но и сделать их более неформальными (40%).

Как отмечает Наталия Годжаева, генеральный директор Superjob, на пути к цифровой экономике руководители российских компаний отмечают два стратегических направления развития: создание новых продуктов и услуг (63%) и повышение конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках (40%). И переход на адаптивную модель управления – главное условие для выполнения этих задач. Руководители с осторожностью относятся к изменениям, касающимся непосредственно управления персоналом, так как боятся потерять контроль над компанией. Однако вырваться вперед смогут те, кто не побоится изменений. Важно, что почти треть уже осознают необходимость трансформаций, а значит, отечественный бизнес движется к новой, прогрессивной форме трудовых отношений.

Оценивая текущую ситуацию в своей компании, сотрудники чаще всего отмечают положительные изменения: порталы для ведения совместных проектов, командные мессенджеры, возможность доступа к необходимым программам, данным или документам вне офиса и с любого устройства. Признаки корпоративной культуры нового типа отмечают лишь 19% сотрудников, а 13% считают свой офис современным – с неформальными пространствами, учетом потребностей и интересов сотрудников при планировании помещений и режима работы, с обновленным дизайном. Позитивные изменения в корпоративной культуре и организации комфортных условий труда наиболее ярко выражены в таких отраслях, как ИТ, телекоммуникации и сфера услуг.

 

Техника безопасности

ИТого

За последний год четверть банков столкнулись с DDoS-атаками

По данным «Лаборатории Касперского», банки чаще других учреждений сталкиваются с DDoS-атаками: в 2016 году подобные инциденты зафиксировал каждый четвертый из них. Для финансовых организаций в целом этот показатель составил 22%.

Согласно результатам проведенного исследования, в банках средний ущерб от DDoS-атаки составил 1,2 млн долл., а на предприятиях других сфер – 950 тыс. долл.

52% пострадавших столкнулись с недоступностью или ухудшением качества работы публичных веб-сервисов на продолжительное время – от нескольких часов до нескольких дней. И по меньшей мере в 43% случаев DDoS-атака использовалась как маскировка других вредоносных операций. Целью подобных атак чаще всего становятся сайты банков – они были затронуты в половине зафиксированных случаев. Однако это не единственное уязвимое место. Почти такое же количество респондентов (48%) указали, что подверглись DDoS-атакам на свой интернет-банкинг и онлайн-сервисы.

Как подчеркивают аналитики, в банковском секторе репутация критически важна и неразрывно связана с безопасностью. Если онлайн-сервисы банка становятся недоступны, это подрывает доверие клиентов. Для эффективной защиты от киберинцидентов, связанных с интернет-банкингом, компаниям необходимо быть более подготовленными – в частности, уделять больше внимания решениям, которые способны распознавать DDoS-атаки предельно быстро и отражать их.

 

InfoWatch: утечки информации превратились в рядовое явление

По данным InfoWatch, за 2016 год было зафиксировано 213 случаев утечки информации из российских компаний и государственных органов, что на 80% больше, чем в 2015 году. В девяти случаях из десяти утекали персональные данные и платежная информация. Общий объем скомпрометированных за год данных увеличился более чем в 100 раз, хотя и не превысил 4% от мирового объема утечек информации.

Источник: InfoWatch, 2017

Как отмечают аналитики, страна глубоко интегрирована в глобальные процессы информатизации бизнеса, отсюда все проблемы: с ростом ценности информации повышается и вероятность утечки данных. Для России характерна более высокая по сравнению с остальным миром доля так называемых квалифицированных утечек данных – случаев, когда злоумышленник осознанно использует украденную им информацию для достижения личной выгоды.

Кроме того, в России чаще встречаются утечки по вине менеджмента – почти каждая десятая утечка происходила при участии руководства организации, а доля утечек по вине внешнего злоумышленника, наоборот, более низкая. Внутренние нарушители стали причиной примерно 80% случаев потери данных.

В 2016 году наиболее привлекательными для похитителей данных оказались торговые и высокотехнологичные компании, к которым добавились финансовые учреждения. В этих отраслях более половины утечек, сопровождавшихся компрометацией персональных данных, носили умышленный характер. Жертвами внешних атак, направленных на хищение данных, чаще всего становились организации из сферы высоких технологий и торговли. От злонамеренных действий внутреннего нарушителя чаще страдали банки, торговые компании и муниципальные учреждения, там чрезвычайно высока ликвидность данных.

 

Работники боятся рассказывать начальству о киберинцидентах

39% сотрудников российских компаний утаивают от руководства информацию о проблемах с компьютерной безопасностью. Согласно результатам исследования «Лаборатории Касперского», две трети киберинцидентов вызваны в том числе действиями плохо информированных или невнимательных сотрудников. Это делает человеческий фактор второй по распространенности причиной происшествий в области информационной безопасности после вредоносного программного обеспечения (87%).

В частности, сотрудники могут стать слабым звеном в защите компании от целевых атак. Согласно исследованию, 23% подобных инцидентов за последний год начинались с фишинга или применения социальной инженерии. Также человеческий фактор часто становился одним из условий массовых заражений вредоносным ПО: из-за неосведомленности работников происходит 62% таких инцидентов.

Компании начинают осознавать, насколько важен человеческий фактор в системе защиты от киберугроз. Так, 56% опрошенных организаций считают неосторожные действия сотрудников самой большой проблемой в своей системе безопасности. Больше половины респондентов сообщили, что в ближайшее время планируют проводить тренинги по кибербезопасности для сотрудников.

Как отмечают аналитики, проблема утаивания инцидентов безопасности касается не только рядовых сотрудников, но и руководства компании, а также ее отдела кадров. Если люди предпочитают скрывать инциденты, на это должна быть причина. Например, некоторые компании вводят строгую ответственность за ошибки и инциденты, но трактуют вину сотрудника слишком широко, и в итоге сотрудник подвергается сильному давлению. Такая политика порождает страх и оставляет сотруднику только один вариант – избегать наказания любыми доступными способами. И наоборот, если корпоративная культура позитивна, а система кибербезопасности основана не на ограничительном, а на образовательном подходе, то ее эффективность будет заметна сразу.

ИТого

Positive Technologies: наиболее уязвимы сайты интернет-магазинов и промышленных компаний

Большая часть современных сайтов содержит различные уязвимости, благодаря которым хакеры могут проводить на них атаки, в том числе вызывая отказы систем и приводя к утере или краже персональных данных. Такую информацию распространили эксперты Positive Technologies, исследовавшие степень защищенности веб-приложений за 2016 год.

Как следует из отчета, практически все исследованные веб-приложения (94%) позволяют осуществлять атаки на пользователей, а половина уязвимостей, вошедших в десятку самых распространенных, используются именно для таких атак. Доступ к персональным данным был получен в 20% приложений, обрабатывающих такие данные, включая сайты банков и государственных организаций.

Больше всего веб-приложений с уязвимостями высокого уровня риска найдено среди сайтов телекоммуникационных компаний – 74%. Если же оценивать уровень защищенности в зависимости от возможных последствий, то хуже всего обстоят дела в промышленности (43% сайтов имеют крайне низкую степень защищенности) и в электронной коммерции (34%).

Исследователи отмечают, что уязвимости публичных сайтов по-прежнему являются популярным способом проникновения во внутреннюю инфраструктуру компании: каждое четвертое веб-приложение позволяет проводить такие атаки. Кроме того, четверть веб-приложений содержат уязвимости, позволяющие стороннему злоумышленнику получить доступ к базам данных.

Еще одно важное наблюдение: веб-приложения, находящиеся в эксплуатации, оказались более уязвимыми, чем тестовые. Критически опасные уязвимости выявлены в 55% продуктивных систем и в 50% тестовых систем. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить анализ защищенности не только в процессе разработки, но и после внедрения в эксплуатацию.

ИТого