В современной экономике крупным игрокам рынка, имеющим широкую сеть представительств, никак не обойтись без надежной ИТ-инфраструктуры. Она является не только фундаментом, поддерживающим ключевые бизнес-процессы. Инфраструктура также предоставляет новые возможности для цифровой трансформации предприятия в целом. Адаптируя инфраструктуру в соответствии с актуальными требованиями бизнеса, многие компании экспериментируют с облачной моделью, рассчитывая добиться известных преимуществ – эластичности, снижения капитальных расходов, возможности сфокусироваться на профильных задачах и т. д. Подобный опыт очень ценен. На его основе постепенно вырабатывается оптимальная модель, в которой облачная и локализованная части инфраструктуры точно сбалансированы и гармонично дополняют друг друга.

За бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры, стратегию ее развития, эксплуатацию центров обработки данных и других вычислительных средств компании, а также за технологическое обеспечение новых объектов логистической сети отвечает департамент эксплуатации ИТ компании «Юлмарт». О том, как обеспечить искомый баланс и одновременно сохранить надежность, масштабируемость и безопасность меняющейся инфраструктуры, рассказывает руководитель этого департамента Вениамин Шусторович.

Вениамин Шусторович

Возраст: 39 лет

Образование: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет технической кибернетики (специальность «автоматизированные системы управления»); факультет экономики и менеджмента (специальность «менеджмент»).

2015 – настоящее время

«Юлмарт», руководитель департамента эксплуатации ИТ

2013 – 2015

Группа компаний «Евросиб», руководитель департамента ИТ

2006 – 2013

Работал на ведущих позициях в сфере ИТ в различных компаниях Санкт-Петербурга

- Надежность, масштабируемость, безопасность, скорость изменений и т. д. Что из этих параметров важнее всего для ИТ-инфраструктуры интернет-ретейлера?

Само понятие «интернет-ретейлер» свидетельствует о фокусе на технологии: без ИТ у таких компаний вряд ли бы что-нибудь работало. В России, как и в других странах, роль ИТ в этом бизнесе трудно переоценить. Однако экономические показатели заметно различаются. У нас расходы на ИТ – от 3 до 5% затрат интернет-ретейлера, в мире они намного больше – от 20 до 30%. Все критерии, определяющие стабильность и эффективность работы инфраструктуры, разумеется, очень важны, ведь именно они гарантируют доступность сервисов и предсказуемость времени отклика на запросы клиентов.

В нашей компании требования к ИТ менялись по мере развития бизнеса. К примеру, в 2010-м у нас был классический ретейл со статичным каталогом товаров и устоявшейся инфраструктурой, а сегодня заметно увеличился вес масштабируемости и гибкости ИТ, поскольку выросли масштабы компании, номенклатура товаров и число клиентов.

«Любые изменения инфраструктуры потенциально чреваты ошибками, ведущими к потерям бизнеса. Поэтому все нужно делать очень внимательно и аккуратно, находить баланс между скоростью изменений и рисками простоев»

Однако любые изменения потенциально чреваты ошибками, ведущими к потерям бизнеса. Поэтому все нужно делать очень внимательно и аккуратно, находить баланс между скоростью изменений и рисками простоев. Тем не менее, если бизнес требует, мы готовы все сделать быстро, но при этом, вполне понятно, на первых порах возможны какие-то шероховатости. Все это мы проходили, к примеру, когда у нас появились музыкальный сервис Zvooq и подписка на книжный сервис Bookmate и нужно было быстро интегрировать их в сайт, каталоги, инфраструктуру компании.

- Подобные изменения затрагивают по большей части программные системы или требуется также модернизировать аппаратные комплексы?

Как правило, они больше связаны с программными продуктами, но, когда появляется очень много товарных позиций или открывается такой новый сегмент бизнеса, как автомобильные товары, который, без преувеличения, добавляет миллионы позиций в каталоги, изменения сказываются и на инфраструктуре. Появляется необходимость закупать новое оборудование, а возможно, и пересматривать архитектуры систем. На заказ и поставку оборудования уходит до трех месяцев, поэтому начинаем обычно с ПО.

- Какие основные программные комплексы используются в «Юлмарте»?

Если говорить о системе «переднего края», обеспечивающей взаимодействие с клиентами, то здесь основной программный продукт – сайт компании, история которого начинается с 2008 года. Сайт – собственной разработки, он постоянно развивается и совершенствуется. Не менее важен для бизнеса и комплекс решений на базе программных продуктов SAP, включая ERP и CRM, системы управления складскими запасами и бизнес-анализа, а также инфраструктурное ПО. Бухгалтерия, зарплата, управление персоналом – все это на базе решений «1С», наиболее точно отражающих отечественную специфику.

- Что представляет собой ИТ-инфраструктура, поддерживающая все эти программные решения?

ИТ-инфраструктура компании развивается и перестраивается, причем в последние два года – особенно интенсивно, так как мы постоянно стараемся повышать уровень надежности ИТ-сервисов. Основные вычислительные мощности компании формируют более пяти сотен физических серверов, а также системы хранения данных суммарной емкостью в несколько десятков петабайт. Все это размещается в центрах обработки данных, два из них находятся в Москве, один – в Санкт-Петербурге. Нагрузка между ЦОД распределяется, инфраструктура резервируется, виртуализация значительно повышает эффективность использования серверов, так как их процессоры обладают изрядным запасом производительности, а расширение оперативной памяти обходится не очень дорого. Всего у нас сегодня около трех тысяч виртуальных серверов, которые поддерживают ПО и заметно ускоряют развертывание новых решений. В настоящее время главное направление развития инфраструктуры «Юлмарта» – миграция основного ЦОД в Петербург и сохранение в Москве резервных центров.

- Нужны ли компании корпоративные стандарты, определяющие формирование и развитие инфраструктуры?

Да, такие стандарты нужны, и мы их используем. Во-первых, ограничен круг поставщиков оборудования, поскольку «зоопарк», особенно на объектах, способен создать массу проблем. Сегодня мы применяем серверы и системы хранения Fujitsu, сетевое оборудование в ЦОД – Cisco, коммуникационную инфраструктуру сетей хранения – Brocade, сетевые решения на объектах – HPE. Наши специалисты постоянно анализируют рынок, чтобы быть в курсе инноваций, чтобы подтвердить или обновить пул поставщиков оборудования.

Во-вторых, унифицируется ИТ-инфраструктура для объектов каждого типа. К примеру, в городских центрах исполнения заказов размещаются три сервера, а в гораздо более крупных по площадям, загрузке и логистике пригородных центрах – восемь серверных стоек. Таких больших центров пока немного, но в течение ближайших лет их должно стать около двух десятков.

- Каким образом вы сочетаете собственные и облачные ИТ-ресурсы?

Мы используем облачные ресурсы для тестовых сред и быстрого добавления дополнительных мощностей, когда не хватает собственных. Если развертываем в облаке продуктовую среду, то одновременно с этим приобретаем оборудование, чтобы перенести эту рабочую нагрузку к себе. По нашей статистике, собственная инфраструктура показывает лучшую надежность, чем облачная.

- Насколько облачные решения помогают снижать расходы и нагрузку на персонал?

Года три-четыре назад, когда облака входили в моду, все бросились всё в них размещать. Тогда мы заметили, что в ряде случаев проигрываем в надежности, а в долгосрочной перспективе – и в стоимости, и задумались об оптимизации. Сегодня используем две модели аренды облачных ресурсов: оплату по факту pay-as-you-go и аренду гарантированно выделенных мощностей, потребность в которых определяем исходя из собственной статистики. По нашим оценкам, в тех случаях, когда под задачи требуются небольшие серверы, их можно размещать в облаке, но системы большой производительности с высокой рабочей нагрузкой выгоднее держать у себя.

Что касается затрат, то при наших запросах в ИТ-ресурсах аренда выделенных мощностей за счет более низкой стоимости процессоров, памяти и пространства хранения обходится дешевле, чем pay-as-you-go. Тем не менее в долгосрочной перспективе, скажем пяти лет, суммарная стоимость владения собственной инфраструктурой окажется все же ниже.

В настоящее время мы пришли к оптимальной для компании модели использования компьютерных ресурсов, загрузки людей, расходов и нашли устраивающий нас баланс надежности, скорости изменений и других параметров фактически гибридной инфраструктуры. Учитывая российские реалии, мы принимаем также во внимание риски выхода из бизнеса самого облачного провайдера и не замыкаемся на единственном поставщике услуг.

- «Юлмарт» – территориально распределенная компания. Как организована эксплуатация ее ИТ-инфраструктуры?

Департамент эксплуатации ИТ отвечает за всю инфраструктуру «Юлмарта» – серверы, которых в компании сегодня почти восемь сотен, массивы хранения, системы передачи данных, клиентское оборудование. Эксплуатацией и поддержкой пользователей занимаются почти 120 человек. На крупных объектах есть постоянный персонал, работают также выездные бригады.

Мы стремимся максимально автоматизировать процесс эксплуатации. В Твери расположен центр мониторинга, в нем на видеостену выводятся основные показатели работы информационных систем и оборудования. Недавно развернута система на основе Microsoft System Center Operations Manager, работает она совместно с ранее созданным решением на базе продуктов Zabbix. Автоматизированы процессы управления изменениями и проблемами с использованием системы Redmine. Служба поддержки пользователей – также в Твери, информационная система технической поддержки Help Desk разработана на основе открытой платформы обработки заявок OTRS.

 

Движущая сила интернет-торговли

«Юлмарт» – крупнейшая российская частная интернет-компания, работающая в области электронной коммерции. Методы торговли, сочетающие преимущества классических технологий электронной коммерции и собственной логистической инфраструктуры, позволяют компании сохранять лидирующие позиции на рынке.

Ассортимент электронной витрины, охватывающей практически все группы товаров массового спроса, насчитывает свыше 12 млн наименований. Логистическая сеть компании «Юлмарт» охватывает свыше 240 городов в шести федеральных округах страны. В рамках текущей бизнес-стратегии «Юлмарт» работает над вводом в действие крупнейшей интегрированной маркетплейс-платформы федерального масштаба.

«Юлмарт» – один из 50 крупнейших онлайн-ретейлеров мира по версии Deloitte, возглавляет рейтинг «Крупнейшие интернет-магазины России», третий год подряд входит в список самых эффективных интернет-компаний Рунета по версии журнала Forbes.

 

- Эксплуатация такого разветвленного ИТ-хозяйства не обходится без проблем. В чем же основные трудности?

Проблемы и трудности связаны главным образом с использованием нестандартных решений. Если объекты стандартизированы, внедрен централизованный мониторинг инфраструктуры, оборудование и каналы связи зарезервированы, то ничего особо неприятного не должно произойти. При правильно выбранной архитектуре и рациональной технической поддержке все должно быть предсказуемо, в том числе риски простоев. У нас еще осталось некоторое количество нестандартизированных по ИТ-системам объектов, их унификация – одна из первоочередных задач.

- Какие еще задачи выходят на первый план?

Мы стараемся повысить эффективность и плотность размещения используемого оборудования, сократить число серверов. После модернизации ИТ-инфраструктуры городских центров исполнения заказов там теперь вместо трех серверов, из которых один не дублирован, будут два с повышенным уровнем виртуализации, и к ним добавим систему хранения данных. Разработана также новая схема для более крупных объектов, где вместо восьми стоек будут две. Для этого мы переходим на лезвийные платформы, к ним добавляем более производительные системы хранения. Для размещения стоек в логистических центрах планируем использовать отечественные контейнерные решения.

Еще одна важная задача – развертывание системы сетевого мониторинга с центром управления в Санкт-Петербурге. В ее основе – программная платформа HPE Intelligent Management Center. Мы, таким образом, не привязаны к одному вендору, а используем различные варианты решений, ориентируясь на их эффективность.

- В текущем году в «Юлмарте» внедрена система мониторинга с использованием ПО Microsoft, модернизируется резервированная географически распределенная ИТ-инфраструктура, разработан план ввода в действие торговой онлайн-площадки на основе SAP Hybris. Как вы оцениваете эффективность ИТ-затрат? Насколько сложно, особенно сейчас, обосновывать их перед руководством?

Если говорить о SAP, то здесь все определяется интересами и задачами бизнеса. От нас требуется не обоснование, а готовность инфраструктуры и ее адекватная поддержка. Что же касается наших обоснований, то в компании разработана собственная методика, базирующаяся на оценке стоимости потерь из-за простоя ИТ-инфраструктуры в течение единицы времени. Мы можем оценить эффективность каждого решения, показав, насколько оно способно снизить простои, и рассчитать все связанные с его реализацией затраты, в том числе на покупку оборудования и облачные сервисы. Такая методика хорошо зарекомендовала себя, она разработана два года назад, и осенью ожидается ее обновление. Эта методика должна способствовать достижению запланированных целевых показателей ИТ-инфраструктуры – доступности, масштабируемости, защищенности, скорости изменений, обеспечивающих дальнейшее развитие компании «Юлмарт».