Финтехи и банки сосуществуют на рынке не замечая друг друга: ни о конкуренции, ни о сотрудничестве, ни о прочей взаимной заинтересованности речи практически не идет. Такое мнение выразил Михаил Алексин, ИТ-директор Touch Bank (см. «Финтехи и банки – пока без точек соприкосновения?», Директор ИС, №7, 2016). Между тем, по прогнозам PwC, финтехи способны серьезно потеснить традиционных игроков рынка, отобрав у них почти четверть прибыли. Это должно стать причиной массового передела финансовой отрасли.

Мы обратились к нескольким представителям сегмента финтехов, которые были единодушны: о серьезной конкуренции говорить действительно рано, исключительно из-за незрелости и ненасыщенности рынка. А вот искренний интерес к «братьям меньшим» уже наблюдается, просто банки еще не перешли к активным действиям.

По-другому не получится: чтобы в ближайшем будущем остаться на плаву, банкам придется либо приобретать технологии, появившиеся на рынке, либо развивать их самостоятельно. Примеры обоих подходов известны: например, «Альфа-Банк» все компетенции развивает самостоятельно в рамках «Альфа Лаборатории», электронный тяжеловес «Тинькофф» также ориентирован на органическое развитие, запустив в нынешнем году летнюю финтех-школу для студентов Tinkoff Fintech School. Сбербанк также все активнее движется в сторону цифровых платформ, причем с весьма заметными результатами, превращаясь из офлайнового монстра в мощного игрока сферы электронных финансов. Имея гораздо больше возможностей, он сочетает внутреннее развитие с активной работой на рынке. Приобретя ранее сервис лояльности и мобильных платежей Platius и платформу интернет-рекламы Segmento, в этом году он запустил «финтех-акселератор» – программу поиска стартапов, рассчитывая вложиться в несколько из них.

Индустрия выжидает

«Если говорить о серьезных цифрах, то в России финтех-компании не являются конкурентами банков. Массовый потребитель предпочитает доверять банку, а не модным хипстерам с красивыми лендингами», – признает Павел Гужиков, генеральный директор Bongo Research & Development. Конечно, аудитория понемногу меняется, но рынок пока что за банками. Задача финтех-компаний, будь они поставщиками решений или «продуктом в себе», как раз заключается в дополнении банковских услуг сервисами, адекватными нынешнему времени. Банки рано или поздно будут вынуждены пойти навстречу финтехам, чтобы иметь хорошие и качественные каналы обслуживания, а финтех-компании должны быть готовыми к долгим процессам согласований, определения рисков и запуску любого совместного решения.

Шамиль Курамшин, инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс»: «Банковская индустрия выжидает, когда молодой сегмент покажет себя»

«Я не считаю, что в России есть явная конкуренция между банками и финтех-стартапами. Скорее, банковская индустрия выжидает, когда молодой сегмент покажет себя», – уверен Шамиль Курамшин, инвестиционный аналитик «Фридом Финанс». Как только это произойдет, начнется эпоха активной интеграции. Финтех – это не только сервисы, дублирующие функции банков. Это еще и страхование, краудфандинг, персональные финансы, инвестиции и т. д. Наиболее активные банки уже сегодня самостоятельно запускают или покупают финтех-проекты и дополняют ими свою структуру.

«Банки – основа, скелет финансового рынка, а финтехи – инновационные решения, которые двигают рынок вперед, развивают его. Скорее стоит говорить о синергии, нежели о конкуренции: часто новые финансовые стартапы запускаются при поддержке крупных банков, которые инвестируют в новые проекты, попутно предоставляя доступ к своей инфраструктуре», – подчеркивает Кирилл Златолинский, генеральный директор PaynetEasy. Именно об этом на прошедшей в июне конференции FinTech Lab 2016 говорил директор департамента финансовых технологий Банка России Вадим Калухов. Он заявил, что в будущем банки будут выполнять инфраструктурную роль для компаний, работающих в сфере финансовых технологий.

С другой стороны, некоторые компании достигают такого уровня развития, что им уже не нужно «плечо» банка. Они находят удачную бизнес-модель, свою нишу и аудиторию, становятся финансово независимыми и фактически уходят из категории стартапов, превращаясь в полноценных игроков финансового рынка. SquareUp, PayPal, Qiwi – перечисленные сервисы частично берут на себя функции банковской системы, конкурируя на этом поле с самими банками. Более того, совсем недавно заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила, что Банк России рассматривает возможность передать некоторые банковские функции финтех-компаниям.

«Мы видим большие плюсы в совместной работе. Например, есть банки, которые хотят развивать потребительский сектор, но у них нет желания вкладываться в развитие розничной сети. В таком случае мы являемся для них проводником к этому рынку», – говорит Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. Банки фондируют финтех-компании, а те используют их средства для финансирования своих клиентов. В результате банк берет на себя кредитный риск в нижнем массовом сегменте, но получает заработок в виде процентного дохода от кредитной линии.

«Да, я согласен с тем, что изначально развитие шло в пику традиционному финсектору, но сегодня многие компании выбирают сотрудничество с банками и другими финансовыми организациями», – продолжает Батин. Вероятнее всего, финтех будет развиваться в направлении тесного взаимодействия с банками. Например, все чаще будут запускаться кобрендовые проекты.

Развитие на базе противоречий

Андрей Егоров, финансовый аналитик компании Global FX: «Сильную конкуренцию банкам могут составить стартапы, которые сумеют сделать более массовым использование технологии блокчейна»

«Зоны основной конкуренции между банками и финтехами – там, где применяются технологии, противоречащие банковским централизованным принципам, но при этом сильно упрощающие жизнь клиентам, – подчеркивает Андрей Егоров, финансовый аналитик компании Global FX. – Главными такими направлениями являются технологии прямого кредитования (Р2P) и криптовалюты».

Р2P-кредиты – быстрорастущий сектор финтех-индустрии. Компании этого сектора развивают интернет-площадки, на которых сводят заемщиков и кредиторов, в основном физических лиц, без участия банка. Сейчас главным образом это рынок кредитов со средней суммой до 100 тыс. руб. Риски здесь высоки, и пока еще мало доверия таким способам размещения средств, но это совершенно новая ниша для инвесторов. В отличие от банков, каждая площадка достаточно гибка для привлечения новых вкладчиков и может оттянуть клиентов, совершенно обоснованно предлагая проценты по вкладам вдвое, а то и втрое выше банковских.

Сильную конкуренцию банкам могут составить стартапы, которые сумеют сделать более массовым использование технологии блокчейна. Эта технология не требует хранения больших объемов информации в одном месте. Высокая скорость передачи дает возможность «распылить» информацию на множестве устройств в виде распределенной базы данных. При этом надежность всей системы существенно повышается. Эта технология имеет множество применений, в финансовой индустрии она обеспечивает более быстрый и дешевый способ обработки транзакций и различных платежей. Блокчейн является серьезным вызовом для банков и всей банковской системы, в которой столетиями используют централизацию информации под своей крышей.

Наконец, сотрудники банков – это порядочные граждане, хорошие специалисты, кто угодно, но только не предприниматели. А новые скорости процессов в экономике требуют принципиально нового устройства компаний. Нужно, чтобы внутри работали малые команды, генерирующие новые идеи, в условиях полной неопределенности, как это происходит внутри Apple и Tesla. Банки по-своему продвигаются в этом направлении, они осознают новые реалии и не хотят ждать, когда их рынок подорвут. Банки ищут новые команды, проекты и готовы инвестировать в них. Примером может служить Сбербанк, который создал фонд Sberbank Ventures, инвестирует в новые разработки внутри компании. В перспективе тенденция финансирования финтех-стартапов со стороны банков продолжится, что может привести к перераспределению сил на рынке.

 

Иногда выгоднее купить

Павел Гужиков, генеральный директор Bongo Research & Development: «Сегодня на рынке существенно не хватает доверия и готовности принять на себя новые, пока что недостаточно изученные риски»

«Топ-менеджмент и владельцы банков очень любят говорить о стартапах, но в их головах развита модель управления рисками», – констатирует Гужиков. Поэтому, несмотря на желание обратиться к новой аудитории через финтех-компанию и ее продукты, они очень сильно сдерживают себя в реализации таких проектов. Сегодня очень не хватает доверия и готовности принять на себя новые, пока что не сильно изученные риски.

«Банк, как и любую коммерческую организацию, интересует прибыль. Поэтому потенциально прибыльные проекты сразу оказываются в центре внимания», – говорит Златолинский. Финтехи попадают в сферу интересов еще и потому, что они делают то, что сами банки делать не умеют либо делают неэффективно. За примерами далеко ходить не нужно: недавно банк «Открытие» купил «Рокетбанк» и Qiwi, в свое время платежную систему «MOBI.Деньги» купил ВТБ, а Сбербанк приобрел контрольный пакет акций «Яндекс.Деньги».

«И банкам, и финтехам интересна взаимная навигация клиентов между собой: от финтеха к банку и обратно», – отмечает Роман Халанский, директор по онлайн-продажам компании «МигКредит». Из других возможных точек соприкосновения можно назвать выпуск финтехами пластиковых карт для своих клиентов, кросс-продажи продуктов, а также сотрудничество по линии модернизации скоринговых моделей.

«Банкам значительно выгоднее купить технологии – готовые решения – у небольших компаний, а затем интегрировать их, а не разрабатывать самим. Банки менее гибки в принятии решений по сравнению с финтехами», – считает Батин. Именно поэтому банки довольно активно проявляют интерес к финтех-сегменту.

По наблюдениям Батина, в банковской сфере наблюдаются две основные тенденции. Первая – это банковская платформизация, то есть трансформация банков в функциональные B2B-платформы для интернет-ориентированных компаний. Таким образом, банки монетизируют бэк-офис и инфраструктуру. Финтех-компании занимаются тем, что умеют лучше банков, – созданием кастомизированных продуктов и услуг, привлечением клиентов. Эта тенденция приводит к плотному взаимодействию, партнерству на базе открытых API банков и финтех-компаний.

Вторая тенденция – это разделение банков на две части. Первая часть будет заниматься классическими банковскими услугами вроде расчетно-кассового обслуживания, которое в перспективе станет бесплатным. Во вторую же – будут выделены более маржинальные услуги и привлечение клиентов: подразделение «уйдет» туда, где прибыль. В этом случае банки начнут массово приобретать финтех-компании, на основе которых и будут выделяться технологические подразделения.

Не остаться на обочине

Николай Пацков, генеральный директор FreshDoc.ru: «В эпоху всеобщей “уберизации” банки, которые не развивают финтех-направление, рискуют остаться на финансовой обочине»

«В эпоху всеобщей “уберизации” банки, которые не развивают финтех-направление, рискуют остаться на финансовой обочине», – уверен Николай Пацков, генеральный директор сервиса FreshDoc.ru. Ведь сегодня финтех захватывает все больше каналов и помогает удовлетворить все больше потребностей: управление личными и корпоративными счетами, биржевые операции, обмен валют, оплату сотен видов привычных и небанковских услуг – и все это в мобильных, онлайн- и десктопных приложениях.

Несмотря на прочные позиции таких колоссов, как PayPal, в финтехе есть еще масса ниш для успешных технологических стартапов: спрос на внедрение новых технологий для привычных банковских операций ежегодно растет. Оно и понятно: клиенты банков желают получать доступ к операциям круглосуточно из любой точки планеты. Обеспечение идеальной поддержки (в том числе и с использованием голосовых ботов), введение новых функций и уникальных решений, интеграция с умными гаджетами – это те направления, которые будут востребованы в финтехе в ближайшие годы. И банки прекрасно это понимают: лидеры рынка нацелены на технологический прорыв, а это значит, что скоро большинство внутренних банковских операций – анализ данных, проверка кредитов, прогнозирование и пр. – будет доверено роботу.

 

Гибкость вместо ресурсов и опыта

«Главное преимущество финтех-проектов в том, что они не скованы рамками, они формируют свои продукты на основе потребностей пользователей, а не вынуждают клиентов подстраиваться под существующие условия», – говорит Курамшин. Именно такой подход будет основополагающим в ближайшем будущем. Второе явное преимущество – построение сервиса, изначально ориентированного на удаленное взаимодействие: все документы можно подписать онлайн, сделать переводы со смартфона и т. д.

«У финтехов узкая специализация, они сфокусированы на своем продукте и не распыляются на другие проекты», – отмечает Златолинский. Совсем другой, нежели в банках, и персонал – более мобильные люди, движимые идеей преобразовать мир вокруг себя. Их настрой совершенно другой, он и мотивирует такие компании на быстрое развитие. К тому же бизнес-процессы проще, нет бюрократии, решения принимаются быстрее и легче. Изменения в таких компаниях происходят в срок от трех до девяти месяцев – за это время разрабатываются новые продукты, внедряются новые модели анкет, новые приложения. Ни один банк не может похвастаться такой скоростью изменений.

Вместе с тем говорить, что финтехи напрямую отбирают клиентов у банков, по мнению Златолинского, некорректно. Просто зачастую у них есть возможность предложить людям то, чего банки пока сделать не успели или попросту не могут из-за сложной структуры.

С другой стороны, финтехи, особенно если это начинающие компании, сильно ограничены в финансах. Большинство стартапов реализуют проекты за счет инвестиций и первые пару лет зачастую работают себе в убыток. Кроме того, им приходится сталкиваться с недоверием со стороны потребителей и иногда отсутствием экспертной поддержки и административного ресурса.

«Почти любому финтеху не хватает понимания массового рынка. Зачастую компания видит только свою целевую аудиторию, и, соответственно, объем рынка конкретно их продукта не так интересен для банка», – полагает Гужиков.

Сервисы – без бюрократии, но безопасно

С одной стороны, финансовый рынок постепенно становится более взрослым и зрелым. С другой – в него все больше приходит молодое поколение как в качестве клиентов, так и в качестве созидателей. Мир стремительно оцифровывается, именно в этом направлении и развиваются услуги.

Кирилл Златолинский, генеральный директор PaynetEasy: «Банк, как любую коммерческую организацию, интересует прибыль. Поэтому потенциально прибыльные проекты сразу оказываются в центре внимания»

«Все очень просто: бизнесу нужно больше продавать и делать это так, чтобы клиенту было удобно. Всем нужны удобные сервисы, не обремененные лишней бюрократией», – говорит Златолинский. Например, новые правила по онлайн-фискализации открыли большие возможности для финансовых сервисов. Сейчас в стране около 4 млн касс, которые предстоит заменить в течение ближайших полутора лет. Это совершенно новый продукт, новое оборудование и серьезные возможности для развития новых сервисов. Кроме того, активно развиваются p2p-переводы: социальные сети одна за другой запускают свои сервисы по переводам между физическими лицами.

«Для себя мы видим значительные перспективы расширения доли на рынке онлайн-кредитования», – добавляет Халанский. В 2016 году его компании удалось реализовать проект маршрутизации клиентов, который позволил предлагать им несколько вариантов кредитования. Этот проект позволяет рассчитывать на двукратный рост онлайн-продаж.

«Низкая финансовая грамотность населения очень препятствует развитию рынка – многим компаниям приходится выполнять сразу две функции: услуги и обучение», – рассказывает Курамшин. Клиенты хотят получать качественный сервис и живую поддержку специалистов, удобный и понятный интерфейс, а также возможность персонализировать услуги. При этом особое внимание должно уделяться безопасности. В этом вопросе нет проблем: уже сегодня компаниями активно используются двухфакторная аутентификация, доступ по отпечатку пальцев и т. п.

Безопасность же, которую многие считают ахиллесовой пятой финтехов, де-факто стала обязательным требованием финансовой индустрии, без которого никакой продукт существовать не просто не может, но и не должен. В противном случае он ставит под удар всю индустрию, подрывает доверие к ней. Разумеется, никто не будет пользоваться сложным, но безопасным сервисом. Однако современные технологии вполне способны оставлять процесс обеспечения безопасности за кадром, минимально привлекая к нему внимание пользователя.

Купить номер с этой статьей в PDF