«В Москве, в центре города, стоит взрослый человек с высшим образованием, абсолютно...» лишенный связи с миром электронных коммуникаций. То есть – со сломанным смартфоном. В этот момент хочется немедленно позвонить родным и сослуживцам, чтобы объяснить свое отсутствие в сети, потом найти на сервисе мобильных карт ближайшую ремонтную мастерскую. Вспоминаешь, что тебе вот-вот должно прийти на электронную почту очень важное письмо и на него надо срочно ответить. Но все это в данный момент невозможно.

Увы, у многих из нас наступал тот злосчастный момент, когда мы оказывались в неудобном положении инженера Щукина.

Компания Samsung приостановила продажи злополучных смартфонов Galaxy Note 7 и попросила покупателей не включать их больше вообще. В мире уже зафиксированы десятки случаев, когда батарея смартфона этой марки вдруг вспыхивала, а владелец получал ожоги. Из соображений безопасности авиакомпании даже запрещают перевозить и включать их в салоне самолета. Конечно, современные коммуникаторы не выходят из строя сплошь и рядом. Тем не менее время от времени ломаются не только смартфоны Samsung. И тот, кто однажды попадал в такую передрягу, поневоле задумывался: а не слишком ли много важных дел и забот я доверил своему карманному помощнику?

Действительно, смартфон позволяет не только говорить с близкими и коллегами по работе, обмениваться с ними немедленными сообщениями. Через смартфон можно совершать покупки онлайн, подтверждать банковские операции, оплачивать проезд на общественном транспорте, пользоваться сотнями полезных мобильных приложений, а также присутствовать в корпоративной среде коллаборации. В памяти смартфона, помимо не перенесенных в облако контактов, любимой музыки, фотографий и видео, нередко хранятся пароли для десятков учетных записей к привычным интернет-ресурсам и сервисам. Расстаться со всем этим «богатством» в будний день даже на несколько часов кажется немыслимым.

А если такое вдруг произошло, возникает дилемма: попытаться скорее восстановить работоспособность смартфона в техническом центре или идти в магазин за новым. Увы, и тот и другой варианты оборачиваются потерей не только денег, но и времени. Починка наверняка займет несколько дней. Покупку нового аппарата, во-первых, уже невозможно оплатить через сломанный смартфон, а во-вторых, на новом смартфоне придется длительно восстанавливать базу контактов, активировать недавние и давние аккаунты, обновлять и настраивать десятки приложений и сервисов.

«Надо было регулярно бэкапиться и не отключать синхронизацию», – с укоризной скажут вам технические специалисты. «Как будто у современного человека нет других важных дел», – справедливо заметите вы. Ведь за смартфон, с учетом ожидаемых от карманного помощника мощи и функциональности, заплачено немало. А он вот, пожалуйте, – взорвался.

Смартфон сегодня – единая точка отказа, от которой мы зависим вопреки всем правилам непрерывности бизнеса и для которой, кроме бэкапа данных, полагается иметь запасной аппарат в горячем резерве.

 

Задумаемся: не слишком ли быстро мы стали зависимы от этих умных устройств, не слишком ли многое им доверили? И дело не только в бракованных батареях. Опасения не кажутся преувеличенными, если учесть, что зависимость от смартфонов в ближайшие годы будет только расти – с повсеместным переходом к электронным платежам, к идентификации через встроенные средства биометрии, с миграцией деловых инструментов в облака... Может быть, сама концепция единого мобильного устройства, к которому привязаны все наши повседневные дела и бизнес-процессы, чересчур амбициозна и нуждается в коррекции? Или нам самим придется как-то подстраиваться под нее? Кстати, это уже происходит. После многочисленных инцидентов с Galaxy Note 7 все больше людей на улицах используют свои смартфоны для голосовой связи в режиме hands free. Весьма предусмотрительно...

Алексей Есауленко

Купить номер с этой статьей в PDF