ИТ-рынок

Преуспеют те, кто предложит услуги по цифровой трансформации

Согласно ежегодному исследованию российского рынка ИТ-услуг, выпущенному IDC, в 2015 году объем российского рынка ИТ-услуг составил 4,5 млрд долл., что на 34% меньше, чем в 2014 году. В национальной валюте рынок ИТ-услуг в России вырос по сравнению с предыдущим годом на 4,7%.

Как и годом ранее, лидером рынка ИТ-услуг стала ЛАНИТ, значительно опередившая по объемам выручки от оказания услуг компанию «Техносерв». Кроме них, в пятерку ведущих поставщиков вошли компании «Крок», ITG и «Ай-Теко». На эти пять компаний пришлась почти четверть общего объема российского рынка ИТ-услуг.

Отечественные компании по-прежнему доминировали на рынке по объемам выручки от оказываемых ИТ-услуг, занимая около 80% рынка. Из сотни ведущих компаний 30 были международными. Однако лучших показателей в 2015 году добились IBM и SAP, показавшие рост выручки в рублевом выражении на уровне 40%.

Как отмечают аналитики, несмотря на турбулентность в российской экономике, 2015 год оказался для компаний, предоставляющих ИТ-услуги, не таким плохим, как ожидалось. Однако говорить о том, что худшее позади, еще рано. Преуспеть смогут те компании, которые предложат своим клиентам наиболее широкий набор услуг, направленных на цифровую трансформацию бизнеса и повышение его эффективности.

В России ожидается умеренный рост рынка коммерческих ЦОД

На российском рынке коммерческих центров обработки данных в 2015 году наблюдался рост площадей. Этому способствовало повышение спроса на услуги сторонних поставщиков на фоне продолжающейся цифровой трансформации бизнеса.

Как и следовало ожидать, объем совокупной выручки операторов коммерческих ЦОД в долларовом выражении значительно сократился по сравнению с предыдущим годом. Это было обусловлено как общей экономической ситуацией в стране, так и ужесточением конкуренции, сопровождавшимся падением цен.

Согласно данным IDC, в результате слияний и поглощений за год общее число стоек на рынке коммерческих ЦОД сократилось до менее чем 27 тыс. штук. Но все же сокращение общего числа стоек шло более медленными темпами, чем сокращение занятых стоек, стимулируя рост избытка предложения. Высвобождение мощностей ЦОД, ценовая война и изменения в законодательстве позволили привлечь новых клиентов, тем самым несколько компенсировалось снижение процента утилизации стоек.

По итогам первого полугодия текущего года в России ожидается дальнейший умеренный рост всего рынка коммерческих ЦОД. Рост выручки операторов ускорится лишь в 2017 году в связи с планируемым вводом в эксплуатацию новых мощностей. В течение пятилетнего прогнозируемого периода рост всего рынка будет стимулироваться дальнейшей цифровой трансформацией бизнеса, но сдерживаться как экономическими факторами, так и развитием корпоративных ЦОД.

По мнению аналитиков, операторам ЦОД нужно подготовиться к удлинению сроков окупаемости проектов. Следует планировать очередные этапы развития исходя из текущих высоких кредитных ставок и возможной недоступности инфраструктурных решений иностранных производителей.

Бизнес и технологии

Меховая «обязаловка» стимулирует спрос на RFID-решения

Требование обязательной маркировки RFID-чипами в меховой отрасли фактически подтолкнуло российский рынок к использованию современных технологий. «АйТиПроект» констатировал взрывной рост спроса на RFID-решения для мехового рынка.

С 1 апреля 2016 года в России идет пилотный проект по маркировке предметов одежды, принадлежностей одежды и прочих изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками (КиЗ) со встроенным RFID-чипом. Проект осуществляется в рамках соглашения стран Евразийского экономического союза. В настоящее время соглашение ратифицировано всеми странами-участницами, и это означает, что экспериментальный этап проекта, целями которого были тестирование и обкатка системы, закончен. Маркировка предметов одежды из натурального меха становится обязательной.

Чтобы выполнить новые требования, производителям нужно не только получить КиЗ у Гознака, но и иметь аппаратно-программный комплекс, который позволит индивидуализировать полученные знаки, проверить их количество, работоспособность и подлинность. За последний месяц продажи RFID-комплектов значительно выросли: участники мехового рынка торопятся выполнить требования соглашения, которые вот-вот станут обязательными. Наибольшим спросом сейчас пользуется решение со стационарным считывателем, его приобретают небольшие розничные магазины. Крупные компании проявляют интерес к комплектам с мобильными ридерами.

В «АйТиПроекте» уверены, что это только первая волна спроса на RFID. Обязательная маркировка фактически подтолкнула российский рынок к использованию современных технологий, которые на Западе уже стали стандартом для одежного ретейла. Так как самая расходная часть – RFID-метка – стала обязательной, то уже нет препятствий для того, чтобы использовать RFID для оптимизации внутренних бизнес-процессов. В дальнейшем будет расти спрос на RFID-решения, позволяющие управлять товародвижением и логистикой.

Цифровая трансформация требует ИТ-инвестиций

По данным IDC, финансовые организации и производственные предприятия выходят на первое место по вложениям в ИТ. Цифровая трансформация, проходящая в компаниях, обещает им большие преимущества, однако требует очень значительных инвестиций.

Согласно последним оценкам, мировые затраты на ИТ-продукты и услуги в 2016 году достигнут 2,4 трлн долл., а к 2020 году вырастут до 2,7 трлн долл. Подавляющая часть этого роста произойдет за счет инвестиций в облака, мобильность и технологии Больших Данных как часть проектов цифровой трансформации. Подобные усилия становятся наиболее заметными в финансах и производстве.

Более 45% всех ИТ-расходов приходится на крупный бизнес, а еще четверть – на потребительский рынок, но он постепенно начинает сжиматься. Даже продолжающийся рост продаж планшетов происходит благодаря активности корпоративного сегмента.

Наиболее быстрорастущим сегментом ИТ-рынка становится здравоохранение. Банки, сфера услуг и медиакомпании тоже показывают заметный рост, а вот телекоммуникационные компании относительно пассивны.

Техника безопасности

Добывающая промышленность привлекает киберпреступников

В связи с растущим уровнем автоматизации и зависимости экономики от природных ресурсов добывающая промышленность сегодня становится крайне привлекательной мишенью для киберпреступников. Как отмечают в Trend Micro, если раньше основной целью у них были банки, финансовые и медицинские учреждения, то теперь злоумышленники нацелены и на совершенно другие сферы.

При этом проблема кибератак в добывающей отрасли также тесно связана с возрастающей степенью автоматизации ее процессов. На смену ручному труду и простым механизмам пришли электронные устройства, которые контролируются централизованно с помощью специального ПО. Во многих организациях такие системы в лучшем случае слабо защищены от возможных кибератак. А все большее проникновение в отрасль облачных вычислений, систем бизнес-аналитики и Интернета вещей дает злоумышленникам широкий доступ к компонентам систем и критически важным процессам.

Важным фактором является и то, что большинство промышленных систем управления, которые используются сегодня, были разработаны десятилетия назад. А поскольку появились новые требования (например, использование удаленного доступа), их разработчики, как правило, адаптируют решения для упрощения интеграции и снижения затрат на разработку. Однако это приводит к целому ряду новых уязвимостей.

Можно привести несколько примеров крупных кибератак в добывающей промышленности.

• В апреле и мае 2015 года канадская золотодобывающая компания Detour Gold Corp. подверглась атаке хакерской группировки, которая называла себя Angels_Of_Truth. Злоумышленниками было украдено более 100 Гбайт ценной информации. 18 Гбайт из них были размещены на торрент-трекере.

• В феврале 2016 года Департамент промышленности, ресурсов и энергетики Нового Южного Уэльса подвергся атаке хакеров. Злоумышленники безуспешно пытались получить доступ к конфиденциальной информации, касающейся разрешения на добычу полезных ископаемых.

• В апреле 2016 года в канадской золотодобывающей компании Goldcorp произошла крупная утечка данных. Злоумышленники обнародовали 14,8 Гбайт данных, разместив соответствующий документ на файлообменнике Pastebin. Архив содержал персональные данные работников и финансовую информацию.

Кибератаки в промышленности совершаются в основном для того, чтобы получить технические знания для конкурентного преимущества, ослабить экономику другого государства, заполучить определенные данные или даже с целью протеста против компаний добывающей отрасли как источника загрязнения окружающей среды. При этом среди тех, кто является инициатором таких атак, можно выделить иностранные государства, организованные киберпреступные синдикаты, конкурентов компаний, хактивистов.

Успешные атаки действительно способны оказывать большое влияние на бизнес компании – например, приводить к ухудшению финансовых показателей, краже интеллектуальной собственности, потере конкурентного преимущества и т. д. Все это становится возможным из-за способности киберпреступников получить доступ к необходимой информации. В добывающей промышленности злоумышленников интересуют в первую очередь данные по ценообразованию, интеллектуальная собственность, информация о государственной политике и процессах принятия решений, данные о новых месторождениях; информация о запасах руды и производственном процессе, а также данные систем мониторинга шахт.

Стоит отдельно отметить, что кибератаки в добывающей промышленности не только могут быть причиной потерь из-за простоев на производстве, но и способны оказать негативное влияние на стоимость акций компании, а также нанести ущерб экономике страны или региона, если она сильно зависит от подобного предприятия.

Наиболее часто используемыми методами совершения кибератак на сегодняшний день являются фишинг и социальная инженерия, эксплуатация уязвимостей, заражение сайтов, посещаемых сотрудниками, и скрытая загрузка. Растет частота компрометации сторонних вендоров, атак «человек посередине», связанных с перехватом и подменой сообщений, а также заражения оборудования.

Управление ИТ

Мифы и легенды «женского» ИТ

 

Девушки, работающие в сфере ИТ, наконец-то перестали вызывать удивление: у многих есть хоть одна знакомая тестировщица или сисадмин. Тем не менее легенд о «гендерных» особенностях ходит немало. Крупным игрокам отрасли периодически приходится опровергать слухи о стереотипном отношении к женщинам и об их дискриминации при приеме на работу и при оплате труда. Как утверждают эксперты кадрового агентства «Юнити», на практике о разнице полов не идет и речи.

Легенда первая. Прекрасный пол не создан для ИТ

На самом деле: число девушек в отрасли растет.

Не будем питать иллюзий – женщин в ИТ все еще мало. Соотношения, приближающегося к равному, нет даже в самых крупных компаниях: у прогрессивных Google, Facebook и Twitter «на 10 девчонок по статистике 40 ребят». Но переломное время уже наступило: слабый пол шире смотрит на мир и активно пробует себя в разных направлениях. Так, количество девушек, поступающих на технические специальности, включая ИТ, с каждым годом растет. Вполне естественно, что на этом фоне постоянно увеличивается и число резюме от девушек-специалистов. «Сегодня из всего потока около 19% анкет кандидатов – женские. Для сравнения: десять лет назад их было 9-10%, а тремя годами ранее – 15-16%», – комментирует Виктория Павлова, специалист по подбору персонала департамента «IT/Telecom и Media» кадрового агентства «Юнити».

Сейчас больше всего девушек в специальностях, находящихся на стыке сферы ИТ с другими: это дизайн веб-интерфейсов, управление проектами и продуктами. Чуть реже женщины идут в бизнес-аналитики и тестировщики. А вот мобильная разработка остается царством мужчин.

Легенда вторая. Работодатели предпочитают мужчин

На самом деле: для девушек горит зеленый свет.

Из-за большого количества мужчин в отрасли периодически вспыхивают гендерные скандалы. Некоторые люди уверяют, что женщин дискриминируют.

«Это миф! – считает Дарья Зыкина, сооснователь Apptractor, продюсер конференции “Девушки в IT”. – В ИТ нет гендерных различий, а есть работа, которую нужно делать». Женщин не надо пропихивать в информационные технологии, нет потребности в агитации. Достаточно просто привести в пример тех, кто уже преуспел. Реальные примеры помогают кандидаткам побороть внутренние страхи, получить вдохновение и наконец-то попробовать свои силы.

Для работодателя нет разницы, кто будет решать задачи, лишь бы профессионал был хороший. Так что условия кандидатам предлагаются вполне равные – исходя из их образования и навыков, а никак не пола. Более того, сейчас встречаются работодатели, которые по тем или иным причинам желают видеть в своей команде представительниц прекрасного пола.

Легенда третья. Девушки менее амбициозны

На самом деле: женщины активно учатся и ничуть не уступают мужчинам в профессиональных стремлениях.

Путь женщин в ИТ более извилист, чем у мужчин. И на этот раз действительно вмешивается «разница полов». ИТ – динамичная сфера, и выпасть из обоймы в декрет даже на 3-4 месяца очень ощутимо, теряется компетенция. Из-за страха остаться за бортом женщины охотнее идут на позиции стажеров, жертвуя при этом заработной платой.

Из-за особенностей построения карьеры у женщин и их более долгого пути в отрасли, складывается разница в зарплатных ожиданиях между представителями слабого и сильного полов: статистика HeadHunter говорит о расхождении в 15%. Например, если бизнес-аналитики из числа мужчин в среднем просят 109 тыс. руб., то из числа женщин – 94 тыс. руб.

«Конечно, осваиваясь в отрасли, девушки начинают требовать больше. Сейчас вся статистика доступна в открытых источниках, так что проблема заниженных зарплатных ожиданий несколько надуманна», – комментирует Павлова. Сэкономить деньги, наняв женщину, не получится.

Мир не стоит на месте: слабый пол не уступает сильному ни в образовании, ни в профессиональных компетенциях. И, как знать, может быть, через несколько десятилетий никто и не вспомнит, что отрасль ИТ была «не для девочек». В конце концов, когда-то и автомобили водили исключительно мужчины...

Купить номер с этой статьей в PDF