Управление ИТ

Офисные сотрудники не любят open space

Более половины офисных работников считают, что работа в кабинетах эффективнее, чем на открытых пространствах.

По данным исследовательского центра Superjob, сторонники открытых офисных пространств оказались в явном меньшинстве. За работу в open space высказались всего 16%, а за кабинетную систему – в 3,5 раза больше. При этом 18% опрошенных безразлично, как организовано пространство офиса.

Мужчины чаще женщин высказывались за open space (19 и 13% соответственно), а среди женщин заметно больше любителей кабинетной системы (64%). Как и следовало ожидать, с возрастом сторонников открытого пространства становится все меньше, равно как и с ростом заработка.

По словам респондентов, open space дарит «ощущение свободы», сокращает время на решение рабочих вопросов («Можно сразу выяснить какие-то моменты, на месте»). Многие трудятся эффективнее, ощущая присутствие рядом с собой коллег: «Чувство локтя мобилизует и помогает в работе». Кроме того, open space дисциплинирует: «Все будут видеть, кто работает, а кто бездельничает».

Основной довод противников открытой системы – снижение концентрации внимания: «Очень тяжело, когда нет возможности спокойно что-то обдумать, проанализировать, принять решение, в конце концов с кем-то поговорить наедине, обсудить рабочие моменты». Работа в кабинете, по словам респондентов, помогает сосредоточиться и способствует меньшей утомляемости.

 

ИТ-рынок

Интернет вещей все выгоднее мобильным операторам

Согласно оценкам AC&M Consulting, по итогам нынешнего года выручка сотовых операторов от услуг межмашинной связи (Machine-to-Machine, M2M) вырастет на 50% и достигнет 9 млрд руб. Как пишут «Ведомости», в России насчитывается 10 млн устройств, использующих SIM-карты для автоматической передачи данных.

Аналитики отмечают, что лидерами рынка M2M являются МТС и «МегаФон», они обслуживают 43 и 35% SIM-карт соответственно, а «ВымпелКом» заметно отстает. При этом «МегаФон» радикально улучшил место на рынке благодаря участию в программе «Платон».

Средний доход в сегменте M2M составляет 100-120 руб. в месяц. В эту сумму входят плата за подключение беспроводного модуля к сети, удаленное управление им, а также стоимость бизнес-решений на базе технологий M2M и услуг системной интеграции.

Как ожидается, в дальнейшем рост выручки несколько снизится, но при этом останется двузначным, поскольку потенциал роста рынка очень высок. Доля SIM-карт устройств Интернета вещей в сетях российских операторов не превышает 3%, тогда как в европейских странах она в несколько раз выше. Услуги M2M в Западной Европе обеспечивают уже 1,5-2% общей выручки сотовых операторов.

Темпы роста российского рынка M2M в дальнейшем будут зависеть от изменений регуляторного климата. Например, внедрение системы «Платон» в нынешнем году мгновенно увеличило число подключенных M2M-модулей почти на 1 млн, а в следующем может добавить еще 1-1,5 млн единиц. Огромные резервы роста рынка кроются и в страховании. Схема «умного» страхования, основанного на мониторинге стиля вождения, может быть успешной далеко не на самых богатых рынках.

Публичные облака начинают рассматривать как альтернативу собственной инфраструктуре

Объем российского рынка IaaS в 2015 году составил 3,4 млрд руб., на 31% превысив показатель 2014 года. По данным J'son & Partners Consulting, услугами IaaS российских провайдеров пользовались около 28 тыс. компаний.

Расходы на облачные системы хранения данных и дополнительные сервисы, предлагаемые провайдерами (в том числе в составе пакетов услуг) в исследовании не учитывались. Также не рассматривались услуги IaaS, предоставляемые на базе инфраструктуры, находящейся за пределами России.

В структуре нагрузки коммерческих центров обработки данных продолжает расти доля облачных услуг, в том числе IaaS. Несмотря на сложную ситуацию в российской экономике, влияющую на динамику большинства направлений ИТ, сегмент облачных услуг сохраняет положительную динамику. На рынок выходят и новые крупные провайдеры.

Источник: J'son & Partners Consulting, 2016

Одним из основных стимулов развития рынка остается растущий спрос на обработку корпоративных данных – как за счет собственно увеличения их объема, так и под влиянием процессов консолидации, связанных с виртуализацией рабочих мест и приложений. Увеличивается и число полностью цифровых транзакций, что требует постоянного наращивания вычислительных мощностей и систем хранения данных.

Благоприятно сказывается на развитии отрасли начавшееся использование версий СУБД, позволяющих динамически подключать внешние облачные вычислительные ресурсы. Стимулирует развитие рынка публичного IaaS и сокращение бюджетов на ИТ (в привязке к доллару) у большинства заказчиков. Многие компании рассматривают публичные облака как альтернативу инвестициям в развитие собственной инфраструктуры.

Среди других заметных факторов, чье влияние изучалось в исследовании, упомянуты развитие гибридных инфраструктур и телекоммуникационного сегмента, предложения иностранных игроков (мощности зарубежных ЦОД), политика поставщиков оборудования и ПО для развертывания IaaS, а также изменения в нормативно-правовой базе.

Согласно базовому прогнозу, сегмент публичных IaaS в России в 2016-2020 годах в рублевом выражении будет расти на 22% ежегодно. Однако следует отметить, что под влиянием макроэкономических факторов и регулирования в отрасли динамика может измениться в ту или другую сторону.

Бизнес и технологии

Производственные компании все больше тратят на разработку ПО

Как утверждают аналитики компании Strategy&, входящей в состав PwC, к 2020 году организации перераспределят большую часть расходов на НИОКР, которые ранее направлялись на создание товаров, в пользу разработки программного обеспечения и сервисов.

К принятию таких мер побуждает борьба за конкурентоспособность. Это неслучайная тенденция: согласно результатам исследования, компании, отметившие в своей отчетности ускоренные темпы роста выручки по сравнению с основными конкурентами, выделяют на 25% больше средств из бюджетов НИОКР на разработку ПО, чем компании, сообщившие о более низких темпах роста. Среднее распределение средств из бюджетов НИОКР на разработку ПО и сервисов в период с 2010 по 2015 год выросло с 54 до 59%, и, как ожидается, к 2020 году этот показатель увеличится до 63%.

Многие крупнейшие инновационные компании находятся в процессе трансформации, которая в основном была вызвана меняющимися и растущими ожиданиями клиентов. Перераспределение средств в бюджетах на НИОКР также связано с растущим применением программного обеспечения, включая в том числе все большее распространение продуктов, оснащенных программным обеспечением и сенсорами, возможность надежного и недорогого подключения продуктов, клиентов и производителей посредством Интернета вещей, а также доступность облачного хранения данных.

RFID поможет сэкономить авиаиндустрии более трех миллиардов долларов

Внедрение в аэропортах технологии радиочастотной идентификации, позволяющей в режиме реального времени следить за перемещением багажа, позволит значительно снизить количество ошибок при его обработке.

Согласно оценкам SITA и Международной ассоциации воздушного транспорта, к 2022 году количество потерянного багажа должно сократиться на 25%. Ожидается, что внедрение в аэропортах RFID-технологии обеспечит авиакомпаниям значительную экономию средств и получит одобрительные отзывы пассажиров.

Одной из основных причин потери и несвоевременной доставки багажа является ошибка при выполнении стыковочных рейсов. RFID позволяет улучшить качество обработки трансферного багажа и сократить количество ошибок. С ее помощью аэропорты, авиакомпании и предприятия наземного обслуживания смогут надежно отслеживать багаж на всех этапах перевозки. Радиочастотная технология идентификации соответствует требованиям резолюции IATA 753, которая вступает в силу в 2018 году и предписывает авиакомпаниям отслеживать каждую единицу багажа с момента регистрации и до конечного пункта доставки по всему маршруту перевозки.

ИТого

Системы, основанные на RFID, будут интегрироваться в интеллектуальные системы управления и обработки багажа, использование которых уже помогло авиакомпаниям значительно сэкономить. Согласно ежегодному отчету SITA о качестве обработки багажа на воздушном транспорте, багажные системы помогли снизить количество ошибок на 50% по сравнению с 2007 годом, когда было зафиксировано рекордное число неправильно обработанного багажа (46,9 млн единиц). Благодаря уменьшению количества ошибок, достигнутому даже несмотря на высокие темпы роста пассажиропотока, общая экономия мировой авиаиндустрии за этот период составила 22,4 млрд долл.

Опыт использования технологии радиочастотной идентификации, полученный Delta Air Lines, показывает, что RFID-метки позволяют корректно отследить 99% багажа.

Модернизация систем обработки багажа не потребует больших финансовых затрат. При стоимости установки RFID-систем в среднем 0,1 долл. из расчета на одного пассажира ожидаемая экономия составляет более 0,2 долл. на пассажира. Некоторые крупные авиакомпании и аэропорты уже внедрили RFID-технологию, при этом она полностью совместима с существующей технологией штрихкодирования.

Бизнес осознает необходимость трансформации

Три четверти руководителей компаний убеждены: традиционные бизнес-модели устареют в ближайшие пять лет. При этом большинство топ-менеджеров признают, что не готовы отвечать на вызовы цифровой эпохи.

Знания о клиентах, основанные на данных, сегодня главный коммерческий приоритет для 81% традиционных компаний, стремящихся сократить отставание от недавно появившихся на рынке цифровых «разрушителей традиций».

 

Как показало исследование, проведенное Forrester, большинство генеральных директоров осознают, что многие из коммерческих методов, которые они сейчас используют, неэффективны. Они работают в поле цифровых технологий и вынуждены стремительно наращивать бюджеты, чтобы поддерживать на должном уровне качество обслуживания и удовлетворенность клиентов. Однако при этом 71% признают, что им недостает способности безошибочно преобразовывать данные в ценную аналитическую информацию, поэтому инвестиции в обе эти области вошли в пятерку основных бизнес-приоритетов на следующий год.

Кроме того, результаты исследования выявили непосредственную связь между кибербезопасностью и коммерческой эффективностью. 42% руководителей считают отсутствие такой связи одним из главных препятствий на пути к успеху – более значима только деятельность конкурентов. Лишь каждый четвертый уверен в эффективности существующих стратегий защиты от нового поколения интернет-мошенников. Если говорить о России, мошенничество в настоящее время является серьезной проблемой для 77% руководителей, причем почти половина опрошенных отмечают увеличение данной угрозы.

Три компании из четырех признают недостаточную эффективность применения цифровых технологий в работе с клиентами. Большинство руководителей активно принимают меры по улучшению качества обслуживания клиентов, проводя интеграцию цифровых и физических каналов. Только пятая часть опрошенных уверены в своей способности видеть единый профиль клиента, сформированный с использованием всех возможных источников.

Результаты исследования отражают типичные вызовы, с которыми повсеместно сталкиваются руководители компаний: стремительные темпы инноваций, усиление конкуренции и постоянно растущие ожидания клиентов. При этом все признают наличие изощренного мошенничества и одним из основных коммерческих приоритетов считают поиск золотой середины между надлежащей защитой клиентских данных и быстрым и качественным обслуживанием.

60% российских компаний включили цифровую трансформацию в свою бизнес-стратегию

По данным информационно-аналитического проекта Docflow, в России более половины компаний уже включили цифровую трансформацию в свою бизнес-стратегию. Исследование показало, что уровень развития российских компаний в направлении цифровой трансформации аналогичен мировому.

В ходе исследования респондентов попросили оценить уровень цифровой зрелости своей организации по 10-балльной шкале, где 10 – это «идеальная цифровая организация», которой удалось благодаря технологиям вывести свою работу и продукты на качественно новый уровень, развить новые модели управления. 29% опрошенных считают, что их организации находятся на ранних стадиях субъективной цифровой зрелости, 46% – на среднем уровне, а 25% оценили свои компании как более продвинутые в области цифровой трансформации. Любопытно, что полученные цифры практически соответствуют результатам исследования школы менеджмента MIT Sloan, что говорит о равномерном уровне развития компаний в направлении цифровой трансформации в России и в мире.

Опрос подтверждает, что все осознают важность цифровых технологий уже сейчас и понимают ее роль. 77% респондентов считают, что цифровые технологии имеют важное значение для их организации уже сегодня – то есть от ИТ зависят сам бизнес, эффективность и доход организации. 85% придерживаются мнения, что они будут важны через три года. При этом ориентированность на клиентов и инновации растет строго в соответствии с ростом цифровой зрелости. Чем более зрелой на пути цифровой трансформации является компания, тем в большем приоритете находятся вопросы улучшения качества работы с клиентами, инновационность, оптимизация процессов принятия решений.

Наибольшие различия между уровнями зрелости отмечены в области управления организацией – в вопросах менеджмента и стратегии. На пути цифровой зрелости есть несколько препятствий. Компании, находящиеся на среднем уровне цифровой зрелости, отмечают, что для начала цифровой трансформации их организациям не хватает общей стратегии, гибкости и скорости принятия решений, а также технической экспертизы и навыков.

Мобильные сайты вытесняются мобильными приложениями

Мобильная торговля стала самым быстрорастущим цифровым каналом в сегменте коммерции. А если судить по количеству посещений и транзакций, то можно утверждать, что мобильные приложения впервые за историю превзошли мобильные сайты. Как подчеркивают аналитики Astound Commerce, сегодня покупатели выбирают канал для совершения покупок исходя именно из удобства использования.

В первом квартале 2016 года объем онлайн-продаж достиг 40 млрд долл. Из них 26,6 млрд долл. приходится на мобильный шопинг, а 13,5 млрд долл. – на покупки с помощью стационарных компьютеров. Это превращает мобильную торговлю в доминирующую сферу электронной коммерции. В этих «мобильных миллиардах» силы разделились практически поровну: продажи в мобильных приложениях составили 13,4 млрд долл., незначительно опередив аналогичный показатель мобильных браузеров, который составил 13,2 млрд долл.

У многих потребителей, принявших участие в исследовании, вызвали удивление неоптимизированные под браузеры мобильных устройств сайты и медленная загрузка страниц. 47% сказали, что медленная загрузка является главным барьером на пути развития мобильной коммерции, а еще 46% были недовольны неудобным отображением страниц сайтов на их мобильных экранах.

Однако наиболее значимая возможность мобильного сайта или приложения, стимулирующая рост мобильных покупок, – это поисковые возможности. Потребитель ожидает получить всю информацию буквально на блюдечке, чтобы принять решение о покупке. Ретейлеры, которые не смогут сделать это максимально эффективно и понятно, рискуют попасть в немилость к клиентам, и те сделают выбор в пользу более понимающих конкурентов.

Но, тем не менее, мобильное устройство пока чаще используется при шопинге как инструмент поиска нужного товара, нежели в качестве инструмента для его приобретения. Это значит, что мобильные приложения, которые помогают искать продукты и их описание, а также сравнивать цены в магазинах, являются благодатной почвой для брендов, стремящихся поднять продажи с помощью мобильных устройств.

Техника безопасности

Растет число кибератак на POS-терминалы

По данным Trend Micro, появление новых вредоносных программ для POS-терминалов привело к росту числа кибератак на устройства для безналичной оплаты пластиковыми картами.

Так, в июне было обнаружено новое вредоносное программное обеспечение FastPoS, обладающее эффективными возможностями для кражи данных кредитных карт. Свое название оно получило из-за способности очень быстро передавать собранную информацию злоумышленникам. Программное обеспечение было создано для атак преимущественно на малый и средний бизнес. Кроме этого, появилась обновленная версия вредоносной программы FighterPoS, которая действует как червь, распространяясь через сеть POS-терминалов.

На сегодняшний день вредоносные программы для PoS-терминалов продолжают активно развиваться, позволяя злоумышленникам получать доступ к платежным данным клиентов в различных отраслях – ретейле, туризме, сфере развлечений и других, а также оказывают все более разрушительное влияние на репутационный и финансовый аспект деятельности компаний.

Для защиты POS-терминалов от вредоносных программ бизнесу следует выбирать многоуровневый подход к информационной безопасности. Для контроля приложений в корпоративной сети рекомендуется использовать технологии белых списков (whitelisting). Такие функции позволят заблокировать установку или обновление приложений, которые не включены в «белый список». Тем самым можно предотвратить кражу данных через POS-терминалы. В качестве дополнительных мер рекомендуется центральное управление политиками безопасности на всех уровнях.

Руководители компаний хотят от безопасности конкурентных преимуществ

Отношение организаций к кибербезопасности ощутимо изменилось. Руководители начинают понимать, что инвестиции в обеспечение кибербезопасности и защиты данных могут ускорить рост бизнеса и способствовать его развитию.

Как показало исследование, проведенное PwC совместно с журналами CIO Magazine и CSO, многие организации больше не считают кибербезопасность препятствием на пути к изменениям или исключительно дополнительной статьей затрат на ИТ. Согласно результатам опроса, 59% компаний в мире и 48% респондентов из России уже перераспределили свои инвестиции в кибербезопасность, уделив особое внимание защите внедряемых цифровых технологий. В рамках этого процесса организации не только создают продукты, но и дополняют их сопутствующими цифровыми решениями и услугами, которые расширяют возможности взаимодействия с клиентами и обеспечивают дополнительные источники роста.

Киберриски, с учетом их стремительного развития, уже нельзя считать проблемой, актуальной только для отрасли финансовых услуг. По мере того как промышленные предприятия, чтобы повысить свою операционную эффективность, активнее используют новые технологии (в частности, Интернет вещей, робототехнику, дроны и искусственный интеллект), потребность в надежных средствах кибербезопасности будет становиться все острее.

Результаты исследования также свидетельствуют о том, что главными источниками инцидентов в сфере кибербезопасности по-прежнему остаются контрагенты и бывшие сотрудники. Так, 46% инцидентов в России связаны с деловыми партнерами, а 47% – с бывшими работниками.

73% российских участников опроса отметили, что используют передовые сервисы обеспечения кибербезопасности. Так, 46% из них пользуются услугами центров оперативного мониторинга и аналитики событий информационной безопасности, а 50% используют внешние сервисы киберразведки. Что касается безопасности Интернета вещей, то в России это направление актуально только для 25% организаций.

В качестве позитивной тенденции можно отметить повышение доверия к облачным технологиям: организации стали свободнее использовать облачные сервисы для жизненно важных бизнес-процессов. 46% российских респондентов утверждают, что перевели свои ИТ-сервисы в облачную среду. Кроме того, приблизительно треть организаций во всем мире и в России доверяют поставщикам облачных технологий такие важные для бизнеса функции, как операционная деятельность и финансы.