Укомплектование подразделения персоналом – это сложный процесс. И прием на работу нужных людей – лишь первая его часть. На следующем этапе необходимо сохранить у них заинтересованность в работе. Проведенный Gallup в 2015 году опрос показал, что лишь 32% сотрудников увлечены своей работой. Но отыскать стимулы, которые заставили бы работников оставаться на своем месте, весьма непросто. Большинству компаний так и не удалось добиться укрепления команды с помощью специальных упражнений и отвлекающих процедур. По словам Дженни Готтштейн, директора по играм компании The Go Game, занимающейся разработкой современных методов тимбилдинга, вопрос этот и сегодня продолжает сохранять актуальность.

The Go Game занимается построением для клиентов «игровой среды», учитывающей их индивидуальные особенности, местонахождение, а также специфику подразделений и рабочих мест. «Мы выстраиваем игру поверх реального мира, формируя слои мистики, абсурда и дух состязаний, – указала Готтштейн. – Так повышается игровой тонус. Мы добавляем естественной среде звучности и зрелищности. Но только этим дело не ограничивается. С нашей помощью клиенты добиваются реальных успехов. Все упрощается, потому что становится действительно весело».

Наиболее важным фактором для сплочения команды в The Go Game считают доверие. И хотя появившиеся еще в 1990-е годы упражнения доверительного падения уже напоминают избитые клише, для укрепления доверия трудно придумать что-либо лучше. Игры разрабатываются на основе специфической концепции, которую компания хочет привить своим сотрудникам. «Как-то раз, к примеру, мы придумали для одного крупного предприятия игру, которая подчеркивала важность вовлеченности ее сотрудников для построения сильной команды, – вспоминает Готтштейн. – И теперь благодаря новому типу тимбилдинга нашими клиентами стали такие технологические компании, как Uber, Salesforce и даже Facebook».

Способы построения команды

Некоторые игры похожи на традиционные упражнения, используемые для укрепления команды (например, на классическую «Мусорщик идет на охоту» – игру, участники которой должны найти и собрать определенные предметы за ограниченное время ), но The Go Game старается и в них привнести особые ходы. «Используя интерактивную технологию, талантливых актеров и здоровый юмор, мы можем превратить любую среду (ближайшие окрестности, здание, город) в игровую площадку, – пояснила Готтштейн. – Это напоминает фильм «Игра» с Майклом Дугласом, но выглядит гораздо менее пугающе».

В других мероприятиях игровое шоу сочетается с викторинами и эстафетами. Игры на внимательность и моделирование нештатных ситуаций помогают развивать лидерские качества. Каждая игра включает какие-то технологические элементы, позволяя отработать взаимодействие и немного подурачиться, что способствует большей открытости сотрудников в общении со своими коллегами.

«В конечном итоге та или иная игровая концепция просто адаптируется к специфическим потребностям компании, – отметила Готтштейн. – Мы разрабатываем игры, помогающие людям понять смысл своей деятельности в условиях международного разделения труда; игры, позволяющие сотрудникам самого нижнего звена почувствовать свой вклад в общее дело; игры, благодаря которым люди, вырабатывающие политику предприятия, осознают влияние принимаемых ими решений на всю компанию; игры, обучающие маркетинговые команды проведению мозговых штурмов при подготовке новых инициатив».

Критерии успеха

Клиенты The Go Game сообщают о значительных успехах в укреплении команды, которых они добиваются при помощи игровых упражнений. В компании DPR Construction указали, что благодаря The Go Game у них не только ускоряется вживаемость новичков в культуру организации, но и меняется отношение сотрудников друг к другу. Они начинают ощущать себя коллегами независимо от должностей и положения в иерархии компании. Укрепляются связи между работниками, растет их сплоченность, хотя географически они могут находиться очень далеко друг от друга.

Согласен с этим и Теренс Морли, возглавляющий направление Talent Development в подразделении NBCUniversal TalentLab. Команда Морли использовала идеи The Go Game для разработки упражнений тимбилдинга, направленных на решение различных задач, отработку командного взаимодействия, проведение исследований и участие в викторинах. Все это позволяет упрочить отношения в коллективе. Упражнения способствуют не только появлению чувства общности, но и помогают людям карьерно расти в NBCUniversal.

Поначалу сотрудники с большой неохотой принимали участие в «классической игре», придуманной специально для NBCUniversal TalentLab, но, втянувшись, все чаще начинали улыбаться и оставлять восторженные отзывы. «The Go Game помогла нам увидеть, что иногда эффективным тимбилдингом становится веселое совместное времяпрепровождение с соревновательным элементом, – заметил Морли. – Причем все это происходит в по-настоящему творческой обстановке». Даже скептически настроенные сотрудники возвращались с мероприятий, довольные проведенным временем.

У DRP Construction появилась возможность привлечь к игре и работников из других регионов. Теперь состязания проходят в масштабах всей страны, и в компании уверены: новые сотрудники приобретают лучший опыт тимбилдинга. The Go Game обеспечивает простой и удобный способ подключения новых игроков, позволяя им сразу претендовать на звание лучшего участника.

Волшебный опыт

В The Go Game утверждают, что им удалось создать новый тип тимбилдинга. Компания использует мобильные технологии и поддерживает контакты с производителями игр, придумывая веселые и увлекательные упражнения, которые оправдывают потраченные на них средства.

В The Go Game утверждают, что им удалось, поддерживая контакты с производителями компьютерных игр, создать новый тип тимбилдинга с использованием мобильных технологий

«Игра – это новый способ создания здоровой рабочей среды, – утверждает Готтштейн. – Правильная игра помогает переосмыслить существующие задачи, найти эффективные решения, опробовать новые стратегии и отпраздновать маленькие победы».

Зачастую в играх сотрудники используют мобильные телефоны – связь между тысячами людей устанавливается нажатием одной кнопки. Иногда с их помощью организуются викторины или отслеживается прогресс во время игры «Мусорщик идет на охоту». Но, хотя каждая игра включает в себя какие-то технологические составляющие, такие игры все-таки больше рассчитаны на вовлечение сотрудников вне рамок цифрового мира.

Зачастую в играх сотрудники используют мобильные телефоны – связь между тысячами людей устанавливается нажатием одной кнопки

Создавая совместными усилиями музыкальные ролики, участвуя в играх и отвечая на вопросы викторины, работники могут расслабиться и лучше узнать друг друга в непринужденной и открытой среде. «Люди попадают в забавную обстановку, где получают возможность, не напрягаясь, выстраивать межличностные отношения, – отметила Готтштейн. – Общаясь и укрепляя доверие через игру, они закладывают фундамент будущего успеха. Во время игры возрастные границы и барьеры, обусловленные различиями в уровне образования и местом в управленческой иерархии, разрушаются. И лучшего эпитета, чем волшебство, для этого процесса я просто не могу подобрать».

– Sarah K. White. Taking team-building into the digital era. CIO. March 8, 2016