Удаленная работа – не просто модная тенденция, а вполне оправданный и общепризнанный формат работы на полный или неполный день. По данным компании Global Workplace Analytics, 3,7 млн работников, или 2,5% занятого населения, осуществляют по меньшей мере половину своей рабочей деятельности из дома. За период с 2013 по 2014 год количество надомных работников выросло на 6,5%, в то время как общая численность работающих увеличилась только на 1,8%. Исследования также показали, что по сравнению с 2005 годом количество удаленно работающих специалистов выросло на 103%, и это без учета тех, кто занимается частным предпринимательством.

Исследование, проведенное в 2015 году Ассоциацией психологических наук, показало, что надомная работа способствует благоприятному настрою служащих, так как, испытывая благодарность за предоставленную свободу действий, они стремятся продемонстрировать свою добросовестность усердной работой вне офиса. Согласно результатам опроса, дистанционная работа ассоциируется с большей удовлетворенностью условиями труда и меньшим служебным стрессом, а также повышает производительность. Но при этом сотрудники, работающие дистанционно, испытывают трудности с поддержанием прочных отношений с коллегами, ведь наладить взаимоотношения естественным образом возможно только работая изо дня в день бок о бок.

Почему важно наладить отношения

Отношения с менеджером и коллегами важны для любого работника, но их не построишь за один день. Служебные отношения, как и любые другие, развиваются постепенно в течение долгого времени посредством общения и установления доверия между участниками коллектива. При этом общение с коллегами не ограничивается обсуждением служебных вопросов, разговоры на бытовые темы тоже имеют значение. Поддержание надежных рабочих отношений помогает удаленным сотрудникам избежать чувства изоляции и ощущения, что они могут положиться только на свои силы.

 

Неуместны переживания по поводу того, что своих коллег, работающих дистанционно, офисные работники могут втайне считать бездельниками. Подобные предрассудки не имеют под собой оснований: пройдитесь по офису, и вы обнаружите, что кто-то сидит в Facebook, кто-то играет и так далее – посторонними делами занимаются не только дома.

Когда тенденция дистанционной работы только зарождалась, идею воспринимали с опаской – некоторые считали, что если разрешить человеку работать дома, то он не будет работать вообще. Но это не соответствует действительности, если верить опросу, проведенному Gallup. Он показал, что, по мнению 58% американцев, надомные работники так же продуктивны, как офисные, а 16% считают, что дома производительность труда даже выше; только 20% полагают, что работающие дома менее продуктивны.

Напомним, удаленная работа — это работа не с фрилансерами, а со штатными сотрудниками в дистанционном режиме.

Если штат компании состоит частично из удаленных сотрудников, живое общение с коллегами все же полностью не заменить мессенджерами и соцсетями. Если до перехода на «удаленку» они каждый день общались с коллегами в офисе, у сотрудников появляется чувство изолированности. Поэтому периодически необходимо общение «вживую», чтобы не отрываться от коллектива и корпоративной культуры. А продуктивность на удаленке, при правильной организации рабочего пространства и графика, даже увеличивается. Также построение взаимоотношений зависит от типа личности сотрудника. К примеру, для некоторых оптимальное сочетание – удаленная работа плюс регулярные очные встречи с коллегами для «подпитки» идеями. А для других поддерживать отношения с коллегами без общения лицом к лицу вообще кажется невозможным, а личная производительность в офисе существенно выше, чем в режиме удаленной работы. Поэтому в каждом конкретном случае руководитель подразделения должен найти и предложить сотрудникам такую модель, которая позволит им добиться наибольшей продуктивности в своей работе.

Но для большинства ИТ-компаний удаленная работа стала нормой, у некоторых даже нет офисов. Одним из примеров является компания CSSSR, специализирующаяся на веб-программировании, в которой все сотрудники работают полностью удаленно. В таких компаниях используются различные сервисы для поддержки общения между сотрудниками, такие как мессенджеры, сервисы по управлению проектами и др. В CSSSR используются сервисы с открытым API, которые легко интегрируются с клиентским ПО.

Мелочи имеют значение

Строительство прочных взаимоотношений с дистанционными работниками – не такое уж сложное дело. По сути, нужно лишь стать чем-то большим, чем именем из списка контактов. Приложите минимальные усилия: если, к примеру, хотя бы регулярно менять аватар в профиле веб-конференций, это уже позволит проявить вашу индивидуальность и растопить лед.

Есть и другие несложные приемы. Можно, скажем, в начале селекторных совещаний спрашивать у всех, как дела. А если вы знаете, что ваш коллега недавно был в отпуске, можно поинтересоваться у него, как он провел время. Стоит также отмечать дни рождения сослуживцев в календаре, чтобы потом при получении напоминания отправлять персональные поздравления. Можно поддерживать неформальное общение с коллегами через мессенджер – отправлять им ссылки, могущие вызвать интерес, или полезную информацию по работе. Это будет неплохой заменой беседам за чашкой кофе в комнате отдыха.

Пользуйтесь техническими средствами

Технологии не только позволяют работать из дома, но и предлагают множество инструментов, помогающих поддерживать связь. Селекторные совещания нередко скучны, участники могут отвлекаться на посторонние дела. Выходом из положения может стать видео – когда вы видите собеседников, это заставляет сосредоточиться на собрании и принимать более деятельное участие в беседе. К тому же, когда есть видеотрансляция, безличные имена ассоциируются с реальными людьми, что помогает наладить более личный контакт.

Если в вашей компании не пользуются чем-то наподобие Lync, Google Hangouts, Skype или Slack, поднимите соответствующий вопрос на очередном собрании. Поинтересуйтесь, не хотели бы в вашей компании купить или хотя бы попробовать сервис, помогающий налаживать более тесные взаимоотношения с дистанционными работниками. Если нет, можете попробовать сами заплатить за сервис, если это вам по карману, либо воспользоваться бесплатным приложением, скажем Skype или Google Hangouts. Если это принесет хорошие результаты, ваш начальник, вдохновленный реальным примером, может попытаться убедить компанию вложиться в аналогичные инструменты для всей команды.

Будьте доступным

Если ваш офис – в трех метрах от гостиной, попытки отделять дом от работы не всегда будут успешными, поэтому понадобится строгое личное расписание. Четко проинформируйте начальника и сослуживцев, когда с вами можно связаться, а когда нельзя. Так вы сможете быть доступным и обозначить время, когда с вами смогут контактировать или работать вместе коллеги. Ваша доступность помогает продемонстрировать, что вы умеете работать в коллективе. К тому же коллеги всегда будут знать, когда они могут обратиться к вам, не опасаясь потревожить в ваши свободные часы.

– Sarah K. White. How to maintain strong relationships with remote workers. CIO. November 25, 2015

Купить номер с этой статьей в PDF