Реклама

Долгое время основными потребителями беспилотных летательных аппаратов в России оставались силовые ведомства: Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ. К примеру, МЧС задействует дроны в воздушной разведке для определения точных координат зон чрезвычайных ситуаций, пострадавших объектов, очагов пожаров. При помощи беспилотников предполагается вести наблюдение за паводками и ледовыми заторами. В МЧС Москвы уже тестируют специальный квадрокоптер для поиска и спасения пострадавших на льду. Во всех регионах создаются ведомственные центры беспилотной авиации, для которых в 2015 году было закуплено порядка 300 дронов. А в январе 2016 года глава МЧС РФ Владимир Пучков сообщил о намерении дополнительно приобрести 800 беспилотных летательных аппаратов.

Вслед за силовиками конкретный интерес к дронам проявили и другие госструктуры. Сотрудникам подмосковного УФМС беспилотники помогают отыскивать нелегальных мигрантов, а Госадмтехнадзору – незаконные мусорные свалки. Инспекторы Объединения административно-технических инспекций Москвы летом тоже начнут искать свалки и подпольные полигоны сбора мусора на территории Троицкого и Новомосковского административных округов, а Госохотнадзор Московской области намерен с квадрокоптеров отслеживать браконьеров.

В бизнесе дроны нашли применение прежде всего в нефтегазовом секторе. Например, компания «Лукойл» производила аэрофотосъемку с беспилотного самолета, чтобы определить место прокладки нефтепровода. Кроме того, беспилотники успели зарекомендовать себя в мониторинге состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и транспортных магистралей.

Когда «Независимая лаборатория Инвитро» решила попробовать себя в нестандартной логистике, полет беспилотника согласовали с Росавиацией

Однако, несмотря на море идей о возможных вариантах применения дронов, их распространению в корпоративном сегменте мешало отсутствие нормативной базы. Для легального использования беспилотного летательного аппарата требуется специальное разрешение и план полетов. Запуски коптеров журналистами или предпринимателями для доставки, к примеру, пиццы зачастую были незаконными. Однако для крупного бизнеса пренебрегать требованиями законодательства неприемлемо. Поэтому, когда «Независимая лаборатория Инвитро» решила попробовать себя в нестандартной логистике, полет беспилотника согласовали с Росавиацией и получили необходимые разрешения на разовые запуски.

Дрон везет пробирки

Оперативная и надежная доставка биоматериалов имеет решающее значение для качественной диагностики. Пациенты зачастую не могут получить лабораторные услуги в необходимые сроки, а врачи – быстро поставить точный диагноз.

«Инвитро», одна из самых динамичных и инновационных в России, частная медицинская компания, в чью структуру входит 800 медицинских офисов и девять лабораторных комплексов, предоставляющих услуги лабораторной диагностики более 8 млн пациентов в год. В доставке биоматериала задействованы самолеты, автомобили, пешие курьеры и изредка – поезда. «Компании, работающие по бизнес-модели такого типа, тратят на логистику сумасшедшие деньги и приветствуют любые идеи, которые помогут оптимизировать эти затраты», – сообщил Сергей Амбросов, генеральный директор «Независимой лаборатории Инвитро», выступая на конференции «Умное здоровье», организованной Фондом развития интернет-инициатив. Поэтому, несмотря на сложность задачи, от самой идеи до первого запуска дрона для перевозки биоматериала прошло лишь шесть месяцев. В компании уверены: новая логистическая технология способна оказать огромное влияние на развитие лабораторной диагностики в сложнодоступных районах.

Благодаря использованию октокоптера можно будет открывать новые пункты приема анализов, сокращать сроки доставки биоматериала, а значит – и время выполнения исследований. К тому же в компании снизятся транспортные расходы и уменьшится зависимость логистики как от авиации, так и от наземного транспорта.

Октокоптер с пробирками на борту решили опробовать в доставке биоматериала из труднодоступных районов. Экспериментальный запуск состоялся в Кабардино-Балкарии, где расстояние между медицинскими офисами и лабораторией составляет 40-50 км по горной дороге. Перевозка воздушным путем сокращает расстояние до 3-4 км, а выигрыш во времени – колоссальный, отмечают в компании.

 

Первый рейс дрон совершил из медицинского офиса в Чегеме в медицинский офис в Нальчике, а уже оттуда биоматериал отправляется в центральную лабораторию. За 15 минут был преодолен путь в 12 км, автомобилю на это требуется 40 минут. В экспериментальном полете задействовали модель DJI Spreading Wings S1000+ весом 4,4 кг, способную поднимать груз до 11 кг. Пробирки с биоматериалом разместили в специально оборудованном инкубационном пространстве. Этот летающий робот функционирует при температуре от -10 до +40 °C и развивает скорость до 90 км/ч. Оснащение аппарата дает возможность отслеживать его путь от старта до пункта назначения и изучать запись каждого полета. Стоит отметить, что 15 мин – предельное время перелета для данной модели со стандартными аккумуляторами при полетном весе 9,5 кг.

Как сообщил Амбросов, по результатам этого эксперимента в компании сделали два основных вывода: во-первых, необходимо дорабатывать технологию аппаратов, чтобы они стали более метеоустойчивыми.

Во-вторых, требуется изменение правового поля. «Из-за ограничений в законодательстве мы не можем выпустить в продуктивную эксплуатацию те наработки, которые у нас есть сегодня», – отметил Алексей Остроушко, руководитель отдела разработок и управления данными «Инвитро». Но в компании не теряют энтузиазма – этим проектом заинтересовалось Агентство стратегических инициатив, оно взяло на себя разработку дорожных карт для изменения законодательства, чтобы данные технологии нашли прикладное применение в здравоохранении: для перевозки фармацевтических препаратов, требующих быстрой доставки в сложных климатических условиях, либо биообразцов.

По мнению Амбросова, через 5-10 лет использовать дроны будут ежедневно. Возможно, уже к 2025 году интеллектуальные роботы станут новым транспортным средством для доставки биологических материалов.

На старт, внимание...

В 2015 году произошли серьезные сдвиги в формировании нормативной базы для использования беспилотных летательных аппаратов. Госдума РФ приняла Федеральный закон о внесении поправок в Воздушный кодекс в части использования беспилотных воздушных судов, а 30 декабря он был подписан президентом. Документ регулирует отношения, связанные с сертификацией, государственной регистрацией, допуском к полетам, обеспечением безопасности, а также поиском и спасанием потерпевших бедствие дронов. Закон вступит в силу в апреле 2016 года. Все беспилотники, за исключением самых легких, у которых максимальная взлетная масса не превышает 250 г, теперь подлежат государственной регистрации. (Надо сказать, что в США требования к владельцам дронов тяжелее 250 г пройти регистрацию в Федеральном управлении гражданской авиации вступили в силу в декабре 2015 года.)

Проект постановления правительства РФ о порядке учета беспилотников сейчас проходит публичные обсуждения и антикоррупционную экспертизу. Согласно этому проекту, ставить коптеры на учет в ФСБ предстоит их производителям или импортерам, а ими могут быть как организации, так и граждане. Таким образом, начало легализации рынка беспилотников положено.

Андрей Войнов, директор по маркетингу «Независимой лаборатории Инвитро» не видит никаких проблем с регистрацией дронов. Однако, в отличие от экспериментального запуска, коммерческое использование требует другой процедуры получения разрешения на полеты, и пока неясно, как она будет организована. Будем надеяться, что 2016 год внесет необходимую ясность и откроет беспилотникам путь на корпоративный рынок, а бизнесу – столь необходимые возможности оптимизации.

Купить номер с этой статьей в PDF