Виртуальная помощница IPsoft Amelia интереснее, чем Apple Siri. Ее речь экспрессивнее. Выражение лица и жесты меняются почти мгновенно. Siri может остроумно ответить на каверзный вопрос, зато Amelia умеет сопереживать.

Amelia – это платформа искусственного интеллекта компании IPsoft. Она способна понимать происходящее и увлекать слушателя. Но еще важнее то, что Amelia достаточно реальна для выполнения вашей работы.

Система обучается, наблюдая за взаимодействием пользователя и сервисного агента. По утверждениям представителей разработчика, у одного из их медийных клиентов Amelia обрабатывает 64% звонков, что позволило сократить штат специалистов, работающих с информацией, с 76 до 32 человек.

Поставщики когнитивных систем, такие как IPsoft, концентрируются на автоматизации сложных, нерутинных операций, которые выполняют финансовые аналитики, страховщики, специалисты по подготовке налоговых деклараций, менеджеры, программисты и представители других профессий, решающие нетривиальные задачи.

Следующая волна автоматизации обещает стать логическим продолжением автоматизации рутинных работ. Если в 1991 году рутинными, повторяющимися операциями, подчиняющимися строго определенным правилам и охватывающими как ручной труд, так и умственную деятельность, в США занимались 58% работников, то к 2011 году их доля сократилась до 44%.

 

За тот же период число занятых нерутинной деятельностью выросло с 29 до 39% (см. «Изменение структуры занятости в период с 1991 по 2011 год»).

Следующей в списке автоматизации должна стать растущая область нерутинной когнитивной деятельности. Вот почему «умные» машины уже сейчас находятся в центре внимания.

На подходе роботизированные начальники и менеджеры. Ожидается, что вскоре 20% всего бизнес-контента будут генерировать машины.

По мнению поставщиков, процесс автоматизации повлечет за собой создание рабочих мест, требующих более высокой квалификации. Вопрос, приведет ли усложнение автоматизации к сокращению числа рабочих мест, пока остается без ответа.

Там, где человек выполняет стандартные операции, когнитивные агенты уже готовы заменить его, причем они выполняют порученные им операции лучше

«Там, где человек выполняет стандартные операции, когнитивные агенты уже готовы заменить его, причем они выполняют порученные им операции лучше, – указал в интервью бывший профессор математики Нью-Йоркского университета Четан Дьюб, исполняющий ныне обязанности президента и генерального директора компании IPsoft. – Я бы не стал давать какую-то оценку IQ Amelia, потому что IQ все-таки предполагает творческое мышление. А с этим у нее пока не очень хорошо. Но зато все, чему научилась, она выполняет безупречно. Новые вещи, с которыми вы не имели дела прежде, появляются в результате умозаключений. И сегодня наука уже подходит к тому, что машины научатся генерировать умозаключения».

Siri – игрок из другой лиги. Это виртуальная цифровая помощница, пока что не умеющая рассчитывать ипотеку, выдавать кредиты и определять страховку – то есть решать задачи, с которыми Amelia вполне способна справиться. Однако Siri отлично подходит для выполнения административных функций и готова заменить собой секретаря.

По мнению Дьюба, машины довольно быстро сумеют отвоевать себе широкое поле деятельности, включающее всю рутинную работу. Людям же останутся операции, требующие творческого мышления. Это та зона, куда должен перемещаться человек.

Amelia, созданная по образу студентки Южно-Калифорнийского университета, наглядно продемонстрировала, как должны развиваться машины, чтобы стать спутником человека.

Когнитивная виртуальная работница Amelia, созданная компанией IPsoft, умеет говорить, читать и писать, обучаясь выполнению различных действий точно так же, как человек. Amelia демонстрирует проявление эмоций и интеллект, понимает, о чем ее просят и даже что чувствуют люди. Ее ответная реакция проявляется как вербально, так и в выражении лица. Если Amelia не понимает, чего от нее хотят, она предлагает показать это на практике, запоминая, с тем чтобы в следующий раз проделать все самостоятельно. Роботы такого вида, поддерживающие связь с «виртуальными инженерами», могут найти применение в контакт-центрах, помогая автоматизировать решение тактических задач и оставляя человеку стратегические. Таким образом, персонал может сосредоточиться на реализации проектов более высокой ценности, а стоимость труда сокращается обычно на 30-35%.

– Patrick Thibodeau. Meet the virtual woman who may take your job. Computerworld. October 9, 2015