Высокие технологии

Рынок облачных услуг для СМБ за два года вырос вчетверо

Совокупный объем российского рынка облачных услуг для компаний среднего и малого бизнеса достиг 88 млрд руб. По оценкам Odin, за последние два года он вырос более чем в четыре раза.

В ближайшие три года среднегодовые темпы роста облаков составят 20%, и к 2018 году рынок достигнет 151 млрд руб., перейдя в категорию стабилизирующихся рынков с 40-75% долей проникновения услуг.

Аналитики разделяют рынок облачных сервисов на четыре сегмента. На первом месте по-прежнему остаются услуги аренды инфраструктуры (IaaS). Объем IaaS-рынка в 2015 году почти в два раза превысил ранее сделанные прогнозы и составил 33 млрд руб.

 

Уверенное второе место занимают облачные бизнес-приложения (SaaS) с текущим объемом рынка 25 млрд руб. Этот сегмент с 2013 года вырос более чем втрое и будет демонстрировать самые быстрые среднегодовые темпы роста – 26%. К 2018 году его объем достигнет 51 млрд руб. и почти сравняется в денежном выражении с объемом IaaS-рынка. Самыми продаваемыми сервисами все эти три года останутся системы хранения и обмена файлами и онлайн-системы резервного копирования.

Рынок средств взаимодействия и совместной работы не только оправдал предсказанные для него самые быстрые темпы роста, но и превзошел их. С 2013 по 2015 год этот сегмент вырос почти в 19 раз – с 1,1 млрд руб. до 19 млрд руб. В лидерах останутся инструменты мгновенной коммуникации, такие как Skype for Business; кроме того, вырастет количество компаний, использующих виртуальные АТС.

Рынок веб-присутствия и веб-приложений вырос более чем в 2,5 раза – с 4,2 млрд руб. в 2013 году до 11 млрд руб. В России теперь уже более чем у 1 млн компаний СМБ есть свой веб-сайт. Лишь 12% этих сайтов поддерживаются на внутренних серверах фирм, 19% из них планируют переехать в облака в ближайшее время. В будущем наиболее привлекательной нишей для хостеров станут услуги мобильной оптимизации веб-сайтов.

В сегменте разработки ПО кризиса не наблюдается

На подавляющее большинство российских разработчиков ИТ-систем санкционное противостояние либо вовсе не оказало какого-либо влияния, либо такое влияние было незначительным. Однако в среднем этот фактор все-таки оценивается скорее негативно, чем позитивно.

Как утверждают в компании «Руссофт», в самой отрасли кризиса нет, поскольку совокупная выручка предприятий растет даже в долларовом выражении. Внешние факторы приводят лишь к тому, что сокращаются темпы роста.

Существенные отличия проявляются при разделении компаний по размеру и доле экспортной выручки. Выяснилось, что на компании с оборотом более 5 млн долл. санкции и экономический кризис повлияли негативно в большей степени, чем на компании меньшего размера.

Доля экспорта оказалась особенно важной при оценке влияния девальвации. От девальвации национальной валюты получили выгоды 55% компаний, у которых экспорт обеспечивает не менее половины совокупной выручки. Это естественно, поскольку затраты у них – в рублях, а основные доходы – в долларах и евро. Для 54% компаний, которые в большей степени ориентированы на российский рынок, девальвация оказалась фактором, негативно повлиявшим на бизнес.

Самое малое воздействие на бизнес компаний – разработчиков ПО оказали санкции и антисанкции. Никак они не повлияли на 52% опрошенных компаний, а еще 27% почувствовали их влияние, но незначительно.

Бизнес и технологии

Главной причиной низкого уровня сервиса становится нехватка данных

«Не вините полнолуние, когда хорошее впечатление клиента о компании вдруг становится плохим», – советуют эксперты компании Aspect. По их мнению, примерно треть случаев недовольства пользователей уходят корнями в действия служб поддержки, не имеющих технической возможности помочь клиентам.

Низкое качество клиентского сервиса может быстро превратить успешный бизнес в город-призрак, отпугнув клиентов. Как показали результаты проведенного опроса, 72% клиентов прекращали дела с компанией исключительно из-за плохого сервиса. 76% рассматривают качество сервиса как реальный показатель того, насколько действительно компания их ценит.

Неадекватные информационные системы могут нанести службе поддержки серьезный урон в эффективности. Например, 42% контакт-центров признают, что не в состоянии эффективно управлять взаимодействием с клиентами из-за неинтегрированных приложений. Кроме того, большинство команд, занимающихся клиентским сервисом, испытывают проблемы с доступом к данным. Как резюмируют аналитики, в такой ситуации агенты контакт-центра не просто не смогут решать проблемы, а скорее всего, начнут отпугивать лояльных клиентов.

Цифровая трансформация вызывает проблемы

Большинство компаний сталкиваются с неожиданными сложностями уже на самом начальном этапе цифровой трансформации. Аналитики Everest Group называют такое явление «цифровым корытом». В это корыто попадают 43% компаний.

Большинство компаний в начале своего цифрового путешествия переживают медовый месяц. Инвестиции выделяются в достаточном объеме, и все участники проекта верят, что вместе они способны многое изменить. Однако вскоре обстановка меняется. Оказывается, что традиционные бизнес-процессы не так-то просто изменить, ценность проводимых изменений начинает вызывать вопросы, а инвестиции ограничиваются.

Внимание компаний в начале проектов сосредоточено на создании новых ИТ-возможностей. Например, необходимы подходящее хранилище данных и вычислительные мощности в облаке, чтобы встроить в бизнес-процессы аналитику Больших Данных или технологии Интернета вещей, новые решения по безопасности для управления клиентскими данными. Но на этом этапе ИТ воспринимаются как «дело ИТ-департамента», а бизнес-процессы – как «дело бизнеса». Никто никому не наступает на ноги, а эффективность проектов вполне измерима.

Но после внедрения новых технологий начинаются проблемы с проведением изменений. Запуская дорогостоящий цифровой проект, бизнес-руководство хочет знать, какой эффект будет получен. Однако традиционные метрики ИТ-проектов в этом случае неприменимы.

Кроме того, чтобы новые системы приносили бизнес-пользу, необходимы перестройка бизнес-процессов и организационные изменения. ИТ сами по себе не осуществят трансформацию. Это и усаживает компанию в «цифровое корыто». Если не преодолеть проблемы, приведшие к такой ситуации, то она будет только ухудшаться.

Главная возможность избежать возникновения проблем – прояснить стратегические задачи проекта. Четкая цель делает возможным создание адекватных показателей эффективности проекта.

Кроме того, команда проекта цифровой трансформации должна быть кросс-функциональной и отвечать за формирование непротиворечивых задач. Согласование целей важно на всех уровнях – от стратегического до индивидуального.

Наконец, ИТ должны сформировать у бизнеса реалистичные ожидания относительно будущих проблем проекта. Некоторые из них появляются внезапно, и важно быть готовым к ним.

Рынок страхования постепенно «умнеет»

По прогнозам J’son & Partners Consulting, рынок «умного» страхования ожидает бурный рост. К «умному» аналитики относят те виды страхования, где при расчете страховых взносов и страховых выплат участвуют технологии Интернета вещей.

Прикладное применение страхования в таком виде наиболее распространено в сегменте транспортных средств, однако также может найти применение в личном страховании и страховании грузов. К объекту страхования подключается специальное устройство, собирающее данные о месторасположении, а также о различных характеристиках объекта.

В России на сегодняшний день наиболее развитым сегментом в этой области является автострахование, при котором специальное телематическое устройство, установленное в автомобиле, регистрирует и может передавать (в том числе в режиме реального времени) данные о состоянии автомобиля и о манере вождения водителя. Благодаря большему набору данных, на основании которых принимается решение как по страховому случаю, так и по размеру страховой премии, появляется возможность уменьшить риски.

К концу 2015 года совокупный объем рынка «умного» автострахования в России составит не более 30 тыс. полисов (1,2% от общего объема). К 2020 году ожидается совсем иная картина: будет заключено примерно 3,3 млн договоров, а проникновение «умного» автострахования достигнет 52%. Основными мотивами роста рынка станут заинтересованность страховых компаний в снижении числа аварийных ситуаций на дорогах, экономия на страховых взносах для владельцев, а также предоставление дополнительных услуг.

Как считают эксперты, внедрение программ «умного» страхования может существенно повлиять на страховую сферу. Прежде всего речь идет об увеличении числа клиентов, приобретающих полис каско. На сегодняшний день не более 40-45% автомобилей выезжают из автосалонов застрахованными по полису каско, еще около 15% – машины, чьи владельцы предпочитают страховаться через агентские сети. В результате потенциал неохваченных клиентов составляет около 40%, то есть порядка 1 млн транспортных средств.

На российском страховом рынке каско с телематическим устройством сегодня предлагают следующие компании: «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Интач Страхование», «Важно. Новое страхование», «Уралсиб страхование» и «Либерти Страхование».

Скидкам нужно управление

Самым эффективным акционным предложением в интернет-магазинах, по данным Tiu.ru, является запуск «скидок с таймером», то есть скидок, строго ограниченных по времени. Это предопределяет потребность в ИТ-инструментах, позволяющих управлять такой маркетинговой активностью.

82% ретейлеров периодически используют краткосрочные скидки для стимулирования продаж. Эта категория скидок является очень гибкой и применима для самого широкого ассортимента товаров. Более того, краткосрочные скидки приносят до 92% заказов.

«Традиционную» скидку покупателям предлагают 16% интернет-магазинов. Однако количество заказов скидочных товаров не так уж велико и не превышает 4%, как в случае с акциями «товары в подарок».

Гораздо более высокую эффективность в стимулировании продаж демонстрируют рассылки по электронной почте. Покупатели считают их полезными, а информацию о скидках и распродажах – ценной. Так, показатель прочтения (open rate) писем, содержащих информацию о сезонных распродажах, составляет не менее 75%, а рассылок, информирующих о новинках, – 65%. Покупки на основании полученных рассылок о распродажах совершают 10% пользователей.

Скидки менее 15% не способны привлечь внимания покупателей, но и слишком большие скидки – 70% и выше – могут заставить покупателей насторожиться, а иногда и вовсе подорвать доверие к бренду. Получив предложение с нереалистичной скидкой, клиент может решить, что ему пытаются продать некачественный товар, или же сочтет, что цены в магазине чересчур завышены. Удивлять покупателей большими скидками допустимо лишь в период межсезонных распродаж, при ликвидации коллекции или же в случае закрытия магазина.

Интернет-ретейлерам важно помнить, что скидки и акции хорошо работают, только если они жестко ограничены во времени. Лучше всего проводить краткосрочные акции – продолжительностью от двух до семи дней. По истечении этого срока имеет смысл запускать акцию уже на другой товар. Для этого в функционал платформы интернет-магазина должен быть интегрирован легкий и удобный инструмент по управлению скидками и акциями.

Управление ИТ

Рабочие места: термин «удаленный» теряет актуальность

Взрывное развитие ИТ-средств и высокоскоростной передачи информации сделали возможной организацию виртуальных рабочих мест с сетевым доступом ко всей необходимой информации с любого устройства. Как утверждают в J’son & Partners, этот подход способен заменить стационарные компьютеризированные рабочие места, приводит к глобальным изменениям принципов офисной работы и создает новую тенденцию в схеме организации труда – дистанционные рабочие места.

Тенденция будет активно распространяться: полнофункциональные решения уже сейчас позволяют использовать новые формы организации труда, контролировать результат и обеспечивать экономию. Согласно прогнозам аналитиков, к 2020 году около 20% рабочих мест в России будут полностью виртуальными – с возможностью работать удаленно из любого места. При этом речь идет не о «дистанционных сотрудниках», как определено сегодня в Трудовом кодексе РФ, а о территориально независимых рабочих местах, то есть о такой организации труда, при которой работник технически будет иметь возможность выполнять свои обязанности везде, где есть сетевое подключение

Как отмечают эксперты, термин «удаленный» постепенно будет терять свою актуальность. Набирающая темпы цифровая трансформация моделей ведения бизнеса ведет к изменению роли персонала в организации и исключает понимание предприятия как помещения, точки на карте. Если учесть, что сфера услуг, наиболее предрасположенная к переходу на виртуализованные рабочие места, создает свыше половины рабочих мест в стране, этот прогноз выглядит вполне реалистичным и даже консервативным.

Среди молодых ИТ-специалистов преобладают патриоты

 

Большинство начинающих ИТ-специалистов не планируют эмигрировать. Те же, кто имеет подобные планы, собираются вернуться, приобретя опыт работы за рубежом.

Mail.ru и Smart Start выяснили отношение студентов ИТ-факультетов к эмиграции. Результаты исследования показали, что намерение эмигрировать навсегда есть лишь у 8% опрошенных.

Рейтинг мотивов для эмиграции возглавляет профессиональный рост – с этой целью уехать планируют 27% опрошенных. На втором месте – возможность больше заработать, а на третьем – более высокий уровень жизни за границей. Несколько менее популярны такие причины, как возможность научной деятельности и заведения деловых связей. Почти половина респондентов полагают, что опыт работы за границей положительно скажется на их карьерных перспективах в России. Среди препятствий для эмиграции студенты назвали языковой барьер и патриотические соображения.

Большинство молодых ИТ-специалистов не питают иллюзий относительно собственных перспектив в других странах. Каждый третий уверен, что перспективы специалистов без опыта работы везде одинаковы. Более того, с их точки зрения, Россия по этому показателю хотя и уступает США, но заметно опережает страны ЕС.

Рынок труда: компании устали бояться

ИТого

Как утверждают эксперты кадрового агентства «Юнити», ухудшения ситуации, которого все боялись, не будет. Компании инвестируют в подбор и оценку персонала, и это хороший знак. К лету компании устали бояться и за хорошего специалиста сейчас готовы платить даже выше рыночной цены.

«ИТ в нынешней ситуации стало нашим самым прибыльным направлением работы. Наиболее активно подбор ведут компании, связанные с госзаказами и поэтому имеющие долгосрочные программы, а также предприятия финансового сектора», – говорит Александр Шахов, руководящий в «Юнити» департаментом ИТ, телекома и медиа.

По данным рекрутеров, роста заработных плат на рынке ИТ не наблюдалось. При этом снижение курса рубля повысило привлекательность отдельных специалистов для иностранных работодателей. Наибольший интерес для них представляют разработчики JavaScript, Android и iOS. Число компаний, реализующих проекты по релокации российских ИТ-специалистов, за последний год выросло втрое.

Что касается отечественных компаний, то заметного изменения спроса с их стороны не произошло, общий объем запросов сохраняется. Другое дело, что происходит смещение спроса от ИТ-департаментов компаний, придержавших многие проекты, к интеграторам, которые активно наращивают компетенции в новых направлениях. В финансовом секторе традиционный кадровый дефицит мог бы быть еще сильнее, но его сдерживает выход на рынок ИТ-специалистов из банков, потерявших лицензию.

Направление, по которому ощущается заметный рост, близкий к ажиотажу, – технологии Больших Данных, в том числе со стороны зарубежных компаний, ищущих на российском рынке талантливых специалистов. Проблема заключается в том, что на рынке нет не только достаточного числа экспертов, но даже сложившегося названия этого направления, что создает серьезные сложности при поиске.

Отдельно следует отметить внезапно возникшие проблемы с трудоустройством ИТ-директоров. В компаниях просто отсутствует достаточное число вакансий для них.

Техника безопасности

Безопасность препятствует развитию мобильности

Организации не в состоянии удовлетворить спрос на потребность в удаленном доступе к корпоративным системам. По данным Gemalto, 95% ИТ-подразделений признают наличие сложностей, препятствующих повышению мобильности пользователей. Главным образом эти сложности связаны с опасениями за безопасность данных.

Почти во всех организациях имеются пользователи, которым необходим удаленный доступ или доступ с мобильных устройств к корпоративным данным, и все опасаются потенциальной утечки своих данных. Ситуация усугубляется ростом количества мобильных устройств: в большинстве организаций на каждого пользователя приходится в среднем по два устройства. Кроме того, 20% обращений в службу ИТ-поддержки связано с тем, что пользователи потеряли или забыли свой логин или пароль.

Чтобы решить проблему обеспечения безопасности при удаленном доступе, 86% ИТ-подразделений намерены реализовать схему двухфакторной аутентификации. Больше половины опрошенных уже применяют этот подход для защиты внешнего доступа к корпоративным ресурсам.

Что любопытно, облачные технологии становятся ключевой моделью доставки средств двухфакторной аутентификации. 90% опрошенных соглашаются с тем, что облачная модель стала ключевым мотиватором в их решении о приобретении инструментов строгой аутентификации. Главную роль при этом играла общая стоимость владения.

Киберпреступники активно атакуют небольшие компании

Финансовый ущерб от серьезного киберинцидента продолжает расти для компаний среднего и малого бизнеса. По оценкам «Лаборатории Касперского», в 2015 году средний инцидент обошелся предприятиям СМБ в 893 тыс. руб.

В сумму ущерба входят оплата услуг привлеченных специалистов, упущенные бизнес-возможности и убытки, вызванные простоем. Если от простоя и упущенных бизнес-возможностей считают себя пострадавшими только около трети компаний, то к услугам специалистов со стороны пришлось прибегнуть подавляющему большинству из них. Траты же на эти услуги компании оценили примерно в 282 тыс. руб. Упущенная прибыль, по мнению опрошенных, достигает 517 тыс. руб. Кроме того, в результате киберинцидента бизнес несет репутационные потери: ущерб от удара по имиджу предприятия СМБ оценивают в 188 тыс. руб. Для сравнения, защита от киберугроз обходится небольшой компании в менее чем 20 тыс. рублей в год.

Высокая стоимость одного инцидента кибербезопасности объясняется тем, что злоумышленники в результате успешной атаки получают доступ к важной рабочей информации: в 41% компаний это были внутренние операционные данные.

Веб-приложения под ударом

Безопасность веб-приложений по-прежнему остается в зоне риска. Как утверждают в Solar Security, 44% внешних атак приходятся на слабозащищенные, уязвимые веб-серверы. Через них злоумышленники получают доступ не только к информации самого веб-приложения, но и ко всей инфраструктуре.

Исследование проводилось в рамках анализа инцидентов, выявленных в ходе оказания клиентам услуг мониторинга и реагирования на инциденты. Полученные результаты вполне могут быть использованы компаниями для формирования карты рисков и мер по их минимизации.

Всего за второй квартал 2015 года экспертами компании было зафиксировано почти 48 тыс. событий с подозрением на инцидент, что на 37% выше, чем аналогичный показатель за первый квартал 2015 года.

Среди ключевых тенденций выделяется сохранение роста числа инцидентов, инициаторами которых являются внутренние системные администраторы. Количество их нарушений более чем вдвое превышает число зафиксированных инцидентов со стороны подрядчиков, аутсорсеров или контрагентов.

Из позитивных фактов отмечено снижение числа нарушений сотрудниками политик доступа в Интернет. Это говорит об усилении технического и организационного контроля внутри компаний, а также об использовании отдельных мобильных точек для личных смартфонов.