«Азбука Вкуса» – одно из крупнейших предприятий розничного сектора, работающее в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В составе «Азбуки Вкуса» – 85 супермаркетов под одноименным брендом, около полутора десятков магазинов под другими названиями, фабрика-кухня и интернет-магазин. Для обслуживания точек продаж имеется склад площадью около 6 тыс. кв. м., где хранятся около 7 тыс. товарных позиций.

Издержки «ручного режима»

До того как в ноябре 2014 года была внедрена система управления складом Warehouse Management System (WMS), склад функционировал в «ручном режиме»: на принтере печатались заказы, а сотрудники рассредоточивались по складу в поисках товара. Уровень выполнения заказов во многом зависел от опытных сотрудников, знающих, где именно расположены нужные товары, и составлял примерно 40-60% от нужд бизнес-подразделений. Если же знаток той или иной товарной группы по каким-то причинам не выходил на работу, поставка соответствующих продуктов в магазины сети задерживалась.

Такое положение дел препятствовало росту бизнеса компании, и ее руководство приняло решение внедрить складскую систему, которая обеспечила бы простой и быстрый сбор заказов.

На российском рынке представляют свою продукцию множество отечественных и зарубежных разработчиков систем класса WMS. На портале выбора технологий и поставщиков tadviser.ru, в частности, представлена информация о таких компаниях (и их продуктах), как «1С-Логистика», France Informatique & Technologie, «СОЛВО» и др. По ряду критериев «Азбука Вкуса» выбрала решение Microsoft.

«Критериев выбора системы автоматизации склада было несколько: скорость развертывания системы, ее стоимость и наличие опыта внедрения в России, – говорит Павел

Павел Логинов, начальник управления информационных технологий «Азбуки Вкуса», одну из своих важнейших задач видел в том, чтобы пользовательский интерфейс системы был максимально удобен и эргономичен.

Логинов, начальник управления информационных технологий «Азбуки Вкуса». – Мы рассмотрели несколько вариантов и выбрали систему на базе Dynamics NAV, поскольку ERP-система на базе этого продукта Microsoft уже используется в «Азбуке Вкуса» для решения учетных задач и управления бизнес-процессами». Партнером по внедрению WMS в этом проекте стала компания WillMore.

Складские процессы в розничных магазинах, на фабрике-кухне и интернет-портале во многом схожи (основные стадии – получение товара, занесение его в систему, поиск по запросу и выдача), но в деталях различаются, поэтому в рамках единой системы управления складом для каждой бизнес-единицы были созданы свои настройки, бизнес-правила и отчеты. На реализацию каждого проекта на фабрике-кухне и центральном складе ушло около трех месяцев. Систему дистанционной торговли автоматизировали дольше, в общей сложности около года. Это обусловлено более сложными бизнес-процессами – в частности, необходимостью увязать ее взаимодействие с сайтом, наладить работу с остатками и возвратом и т. п.

Логинов, как представитель заказчика, одну из своих важнейших задач видел в том, чтобы пользовательский интерфейс системы был максимально удобен и эргономичен. «Мы, например, убирали ненужные подтверждения действий или, наоборот, настаивали на их наличии в тех случаях, когда отмена действия потребует дополнительных трудозатрат», – рассказывает он.

Эти усилия вскоре дали результат: большинство опытных работников остались в компании, несмотря на то что перестали быть «незаменимыми» и лишились доплаты за сверхурочный труд.

Большую роль в процессе внедрения системы сыграли менеджеры склада: они проявили заинтересованность в модернизации бизнес-процессов, поскольку малый процент сбора заказов снижал ключевые показатели их деятельности, и в результате – доходы.

По новым правилам

С внедрением WMS-системы работа складских сотрудников радикально изменилась. Информацию о том, куда надо идти и где именно находится нужный товар, они получают в процессе сбора заказа – данные передаются на специализированные терминалы, подключенные к серверам склада через внутреннюю беспроводную сеть. Сначала передача данных на устройства велась в режиме терминальной сессии – они подключались к серверу, с которого запускалось приложение, оптимизированное под разрешение экрана терминала. Позже начали внедрять работу через веб-интерфейс, что позволило минимизировать объем сетевого трафика. Поскольку передача данных теперь происходит практически без задержек, серверы были перемещены из складских помещений в дата-центры.

Показатели сборки заказов увеличились до 96-99%. К тому же теперь продуктивность работы уже не зависит от присутствия на складе опытных сотрудников – система не только «знает», где что находится, но и оптимизирует направление поиска товарных позиций. Компания получила ощутимую экономию за счет отмены оплаты за сверхурочные работы. Кроме того, существенно уменьшились затраты на списание – система контролирует выдачу товаров на реализацию в зависимости от срока их годности, а прежде с полок обычно сначала забирались те, что лежали «с краю», зачастую самые свежие, только что привезенные на склад.

Продолжение следует

В «Азбуке Вкуса» планируют и дальше совершенствовать систему и расширять ее функционал. Кроме доработки интерфейса, рассматриваются еще несколько возможных направлений модернизации, в том числе подготовка оперативных отчетов о работе каждого сборщика и по отдельным товарам, создание электронной очереди для транспортных средств и оповещение их водителей посредством SMS о начале погрузки или разгрузки.

Логинов считает, что наиболее трудоемкой задачей, которую еще предстоит решить в ходе внедрения WMS, является включение в общий процесс управления овощного склада. На этом объекте есть много операций, которые не производятся с другими группами товаров. Например, овощи и фрукты надо периодически перебирать, чтобы отбраковать испорченные. Поэтому добавлять эти товарные позиции в систему можно только параллельно с формированием сопутствующих бизнес-правил, в частности, показывающих, какой товар требует повторного осмотра на предмет пригодности к реализации.

Однако решение о дальнейших усовершенствованиях системы управления складом будет приниматься после предварительной оценки их эффективности.

Купить номер с этой статьей в PDF