Высокие технологии

PMR: восстановление российского ИТ-рынка зависит от действий правительства

По оценкам польской консалтинговой компании PMR, российский ИТ-рынок в прошлом году составил 400 млрд руб. В рублях он показал небольшой рост (1,6%), однако в долларовом эквиваленте сократился на 17%. Как признают аналитики, долларовая оценка лучше отражает нынешнее состояние рынка, особенно с учетом высокой доли импортных ИТ-продуктов. Проблемы во второй половине 2014 года и политическая конфронтация с Западом не были основными факторами падения рынка. Стагнация продаж в ИТ наблюдалась уже в 2013 году. Многие игроки уже тогда говорили о вызревании отдельных сегментов рынка. Отложенный спрос, наблюдавшийся в 2011 и 2012 годах, был реализован, и наступила естественная пауза в закупках. 2013 и 2014 годы были посвящены главным образом оптимизации ИТ, и экономическая ситуация только усилила эти процессы.

По общему мнению аналитиков, быстрое восстановление ИТ-рынка возможно только при условии общей перестройки экономики и создания инновационных компаний и целых отраслей. Модель экономики, основанная на экспорте природных ресурсов и импорте потребительских товаров, более не способна поддерживать рост ИТ-рынка.

Тенденции развития российского ИТ-рынка в 2015 году и далее остаются абсолютно непрозрачными: аналитики не могут выделить даже ключевые факторы. В начале нынешнего года неясность политической ситуации заставила компании минимизировать или даже полностью блокировать новые ИТ-инвестиции. Однако к середине года стало очевидно, что, несмотря на санкции, экономика страны осталась жизнеспособной и продолжила развитие, а ситуация, касающаяся конфронтации с Западом, стабилизировалась.

Дальнейшее развитие рынка во многом будет зависеть от действий правительства по решению экономических проблем – сейчас его роль гораздо выше, чем во многих других странах. Кроме того, львиная доля ИТ-инвестиций приходится на долю госсектора и компаний с государственным участием.

Российские производители корпоративных систем усилили свои позиции

Как подсчитали в IDC, в 2014 году российский рынок интегрированных систем управления предприятием сократил свой объем на 14,2% – до 921 млн долл. В рублевом же эквиваленте из-за резкого снижения курса рубля к доллару рынок вырос на 3,4%. Крупнейшим поставщиком таких решений осталась компания SAP, однако ведущие российские производители – «1С», «Галактика» и «Монолит» – заметно усилили свои позиции на рынке.

Наиболее востребованными по-прежнему остаются приложения для управления ресурсами предприятия (ERP) – доля этого сегмента рынка составила 44%. Рост спроса был зафиксирован в категории приложений для управления взаимоотношениями с клиентами и бизнес-аналитики, которые в условиях ужесточающейся конкурентной борьбы приобрели особую значимость.

Аналитики отмечают, что инициативы государства в области импортозамещения представляют уникальную возможность для российских производителей ИТ-решений укрепить позиции в сегменте крупного бизнеса и отдельных отраслях. Однако это потребует с их стороны значительных работ по улучшению совместимости, масштабируемости и производительности соответствующих вертикальных решений или функциональных модулей. Облачные ИСУП будут становиться все более востребованными, прежде всего – в сегменте малого и среднего бизнеса для бухгалтерского учета, финансовой отчетности и управления клиентскими базами данных.

Рынок ВКС сокращается третий год подряд

Сокращение рынка видео-конференц-связи в России за 2014 год составило около 7%, утверждают в TrueConf.Его показатели опустились до отметки 80 млн долл. в год, что соответствует уровню 2011 года. В мире наблюдается похожая динамика: объемы рынка ВКС как в России, так и за рубежом продолжают снижаться уже третий год подряд.

Такое снижение, как и годом ранее, не стоит списывать на стагнацию. Наоборот, это признак качественных изменений на рынке: видеосвязь в бизнесе мигрирует из переговорных комнат на рабочие места и мобильные устройства сотрудников, цена подключения одного абонента стремится к нулю, а прибыль вендора формируется продажей расширенных возможностей. По данным TrueConf, уже более 65% всех сеансов видеосвязи в России и Казахстане проводится за пределами переговорных комнат.

Бизнес и технологии

Управление рисками усложнилось

Несмотря на важность процессов корпоративного управления, управления рисками и соблюдения нормативных требований (Governance, risk and compliance, GRC), компаниям недостаточно имеющихся инструментов. Многие из них рискуют потерять бизнес или часть прибыли. В рамках исследования, проведенного Loudhouse Research, большинство компаний признали важность инвестирования в технологии GRC для повышения прибыльности и конкурентоспособности. При этом девять из десяти заявили, что не располагают адекватными технологиями и процессами GRC. В среднем из всего объема данных по GRC только 46% эффективно регистрируются и используются компаниями для достижения стратегических целей. Почти половина организаций не пересматривали свои процессы GRC и технологии в течение как минимум трех лет. Более того, подавляющее большинство опрошенных специалистов считают, что за последние пять лет управление рисками и соблюдением нормативных требований значительно усложнилось.

Дефицит данных усложняет работу финансовых директоров

Свыше 46% финансовых директоров полагаются на «чутье» и инстинкты в принятии бизнес-решений, поскольку не имеют своевременного доступа к точным внутренним данным компании. Такая практика затрудняет принятие решений, вносит ошибки и снижает прибыльность.

Исследование, проведенное Epicor Software, показало, что недоступность нужной финансовой информации прямо влияет на показатели работы и репутацию финансового директора. 45% опрошенных заявили, что из-за плохого качества данных своевременное принятие решений затрудняется, а неточная информация становится основной причиной ошибок в управлении бизнесом. Финансовые директора производственных и машиностроительных предприятий чаще других вынуждены работать с устаревшими финансовыми ИТ-системами и потому более всех полагаются на инстинкты. Качество финансовой информации во многих областях оставляет желать лучшего. Лишь около половины опрошенных сказали, что для них «хорошо видима», то есть легко доступна, финансовая информация, в том числе показатели работы предприятия в целом и отдельных подразделений, показатели по продуктовым линейкам, стоимость сырья и прибыльность по каждому заказчику. Интуиция и даже эмоции всегда играли важную роль в принятии решений. Однако самые эффективные руководители подкрепляют ими объективные данные, придавая решению дополнительную ценность, а не просто заполняют догадками информационные дыры.

Большинство предприятий – на средней стадии цифровой трансформации

Аналитики IDC оценили степень «цифровой трансформации» коммерческих компаний по предложенной ими шкале из пяти стадий: бессистемная, освоение возможностей, воспроизводимые результаты, управляемая, оптимизированная.

Источник: IDC, 2015

Согласно результатам проведенного опроса, большинство компаний (32,4%) находятся на стадии воспроизводимых результатов. В таких организациях получают пользу от согласования цифровых инициатив с краткосрочной стратегией, но при долгосрочном планировании преимуществ могло бы быть больше, полагают аналитики.

Практически столько же организаций (31,8%) находятся на стадии освоения возможностей. Они предлагают продукты и способы взаимодействия, основанные на цифровых технологиях, но единой стратегии в этом отношении не имеют.

В 14,2% компаний цифровая трансформация находится на начальной, бессистемной стадии; потенциал цифровой экономики в таких организациях еще не раскрывается. На четвертую, управляемую, стадию вышли 13,6% компаний, а на высшую, оптимизированную, – 7,9%.

Опрос также показал, что ИТ-директора склонны чаще, чем бизнес-руководители, говорить, что они опережают коллег из других компаний по уровню цифровых преобразований в своей организации.

Аналитики прогнозируют, что в предстоящие пять лет приоритетной задачей бизнес-руководителей станет координация цифровых преобразований, осуществляемых по пяти направлениям, которые были обозначены в предыдущем докладе IDC по данной теме: руководство, многоканальное взаимодействие, персонал, операционная модель и информация.

Для ЦОД нужны новые стратегии

По мнению аналитиков Gartner, в новом цифровом мире, рождающемся в эпоху развития Интернета вещей, стиль работы, структура и роль ЦОД должны измениться. Аналитики перечислили пять причин, по которым в организациях нужно разрабатывать новую, более современную стратегию в области ЦОД.

1

ЦОД должны уподобиться заводам и лабораториям

По прогнозу Gartner, к 2020 году к Интернету будут подключены больше 7 млрд людей и предприятий, а также около 35 млрд устройств, вследствие чего ЦОД должны будут обрабатывать гораздо больше данных намного быстрее, чем сейчас. Следовательно, ЦОД должны превратиться в «фабрики», чьи производственные мощности можно увеличивать по мере роста спроса. Кроме того, нужно будет просеивать гигантские объемы информации, чтобы повысить качество аналитики реального времени, поэтому определенная часть ЦОД должна превратиться в «лабораторию», которая выполняет экспертизу океанов данных, извлекая из них ценные для бизнеса знания.

2

Чтобы обеспечить бизнесу адаптивность и способность к инновациям, нужна новая схема управления нагрузкой на ЦОД

Чтобы иметь возможность адаптироваться в эпоху цифрового бизнеса, сохраняя работоспособность существующих систем поддержки процессов, во многих организациях преобразуют отдел ИТ в две структуры, работающие в разных темпах; в Gartner это называют «бимодальными ИТ». Чтобы ЦОД как главный двигатель ИТ-сервисов стал гораздо более адаптивным и быстрореагирующим, его нужно перевести на бимодальный стиль работы.

3

Потребность в управлении рисками различных типов

Традиционно в ЦОД управляли рисками, связанными с простоями, нехваткой готовности систем и незащищенностью приложений. В цифровом мире понадобится более широкий подход, связанный с подключением к дата-центрам огромного количества новых устройств. Еще один новый класс рисков связан с тем, что во многих случаях не будет единой структуры, которая бы одновременно контролировала уровни обслуживания, связанные с готовностью и производительностью, на всей цепочке совершения цифровой бизнес-транзакции.

4

ЦОД должен стать частью более широкой гибридной топологии

Сейчас уже 38% всех затрат компаний на ИТ уходят на внешние сервисы, а к 2017 году этот показатель превысит 50%. Бизнес-отделы будут тратить средства на облачные и другие сторонние сервисы, если сочтут, что собственные ЦОД реагируют слишком медленно или слишком закрыты для новых технологий. Поэтому руководителям, отвечающим за инфраструктуру и эксплуатацию, нужно позаботиться о том, чтобы их дата-центры могли соединяться с широким кругом гибридных технологий.

5

Новые технологии требуют новых способов управления

В цифровую эпоху появляется множество технологий, управлять которыми нужно по-новому. На периметре ЦОД работают мобильные устройства, и ими необходимо управлять в действии – следить за соответствием операционной среды корпоративным стандартам, обновлением заплат безопасности и т. п.

В то же время изменится традиционное аппаратное обеспечение сетей, серверов и систем хранения данных, что заставит пересмотреть стратегии закупок, управления и поддержки. Произойдут изменения и в отношениях с поставщиками. Производители, зарекомендовавшие себя как надежные поставщики услуг, сами будут меняться, поэтому руководителям по инфраструктуре и эксплуатации ЦОД придется адаптировать стратегии предоставления ИТ-сервисов.

Управление ИТ

Возможность бесплатного перехода на Windows 10 соблазнила даже некоторых ИТ-руководителей

37% ИТ-менеджеров, принявших участие в опросе компании Spiceworks, заявили, что возможность в течение года бесплатно перейти на Windows 10 значительно повысила шансы на то, что они так и поступят в действительности. Еще 27% опрошенных полагают, что благодаря этому шансы хотя бы слегка повысились. 55% пользователей считают бесплатное обновление самой привлекательной особенностью Windows 10. На первом же месте по привлекательности оказалось возвращение меню «Пуск». ИТ-специалисты мыслят более прагматично: на первое место среди причин перехода на новую версию Windows они поставили прекращение поддержки предыдущих версий. Этот вариант выбрали 66% опрошенных, тогда как вариант «Требования пользователей» набрал лишь 23%. В Spiceworks прогнозируют, что через два года доля Windows 10 на рынке может дойти до 17%.

Службами ИТ-поддержки довольны

Шутки про отношения ИТ-специалистов и бизнес-пользователей, высмеивающие тупость пользователей и лень «айтишников», родились с момента появления в компаниях компьютеров. Однако результаты исследования, проведенного недавно Landesk, рисуют весьма мирную картину взаимоотношений ИТ и бизнеса. Большинство людей сходятся в том, что ИТ-департамент в целом неплохо справляется со своей работой. Более 80% опрошенных сотрудников компаний дали своему ИТ-департаменту оценку «пять» или «четыре», и лишь 5% выставили «двойку». При этом в 25% компаний большинство проблем пользователей решается в течение часа, а у 68% – в течение рабочего дня. Что немаловажно, исследование выявило возросшую техническую грамотность сотрудников. 81% пытаются решить проблему сами, прежде чем обращаться в техподдержку, причем у многих это получается как минимум в половине случаев.

Купить номер с этой статьей в PDF