Бизнес часто бывает недоволен работой ИТ-департамента. И одна из ключевых причин такого недовольства нередко обусловлена слишком медленной реакцией ИТ-сотрудников на запросы пользователей. Следствием становятся не только рост «теневых» ИТ, но и общая неудовлетворенность работой ИТ-директора. В конечном итоге ситуация может завершиться его увольнением. Ответом на такое недовольство должна стать значительно более быстрая обработка заявок на проекты, причем вестись она должна в конструктивном русле. Что можно для этого сделать?

Бизнес, особенно во времена перемен и рыночной нестабильности, хватается за любую возможность, чтобы в этих непростых условиях сохранить устойчивость и конкурентоспособность, а потому требует быстрого рассмотрения и реализации заявок на проекты, способные, по мнению их заказчиков, быстро принести прибыль (ну или, по крайней мере, не допустить серьезного отставания от конкурентов). Однако желаемых бизнес-решений порой приходится ждать непозволительно долго, в результате бизнес теряет время и деньги, а вместе с ними — доверие и уважение к ИТ-службе.

 

Такая ситуация свойственна не только российским реалиям. По данным недавнего исследования, проведенного IDC в разных странах мира, 54% бизнес-руководителей отметили, что ИТ-департамент им мешает. Как показал опрос, организованный агентством Harris Poll по заказу компании K2, значительная часть опрошенных ИТ-руководителей (точнее, 40%) полагают, что иногда медленная реакция ИТ-служб объясняется высокой загруженностью. Аналитики также отмечают, что принятый во многих ИТ-службах длительный процесс утверждения заявок на внедрение технологий лишь осложняет положение.

Выход видится в том, чтобы, с одной стороны, приложить максимум усилий для ускорения рассмотрения заявок на проекты «наверху» (в комитетах и в кабинетах топ-менеджеров), с другой — проанализировать маршруты прохождения этих заявок внутри ИТ-службы и добиться максимального снижения задержек. Чтобы проектные заявки быстрее проходили «наверху», нужно повысить глубину и качество проработки их технико-экономического обоснования, а кроме того, более тщательно вести «лоббистскую» работу с топ-менеджерами и представителями комитетов, которые могут посодействовать более быстрому утверждению проектов или хотя бы уменьшению бюрократической волокиты с заявками.

К тому же следует пересмотреть процессы рассмотрения проектных заявок внутри ИТ-департамента — наверняка в них тоже обнаружится немало неоправданных задержек. Особое внимание надо уделить работе проектного офиса. Нередко за ним идет слава замкнутой или излишне забюрократизированной структуры. Возможно, есть смысл оставить за проектным офисом функции исполнителей проектов, а все, что касается их подготовки и продвижения внутри компании (рассмотрение проектных заявок, совместная с бизнес-заказчиками подготовка технико-экономического обоснования, в том числе предварительная оценка пользы проекта для бизнеса, поиск технических схем и решений, которые лягут в основу ИТ-составляющей будущих проектов, определение их исполнителей — внутренних и внешних, а также черновая «лоббистская» работа, в том числе «пиар» будущих проектов внутри компании), передать небольшой «группе быстрого реагирования».

В условиях, когда бизнес требует не только быстрого обсуждения, но и скорейшего выполнения проектов, необходимо выбирать соответствующие его ожиданиям инструменты для внедрения новых ИТ-систем. Если в ИТ-департаменте недостаточно рук или компетенций, можно, например, использовать аутсорсинг — традиционный или облачный.

Следует обращать внимание на те технологии и средства разработки, которые позволят реализовать проект быстро. Конечно, есть риск разрушить монолитность, однородность и моновендорность корпоративных ИТ, выстраиваемых годами. Но, вообще говоря, необязательно, что взятый много лет назад курс в отношении ИТ будет правильным в нынешних условиях — с учетом сегодняшнего уровня развития технологий и требований к ИТ, предъявляемых бизнес-заказчиками. Быть может, именно сейчас, в эпоху быстрых ИТ-проектов, пришло время пересмотреть прежние приоритеты.

Кроме того, есть смысл изменить методологические приоритеты. Традиционные, весьма основательные подходы к внедрению ИТ нередко оказываются излишне медленными. Возможно, наступило время пересмотреть свои методики реализации проектов и обратить внимание на скорые (agile) подходы, в том числе Scrum. Кстати, как рассказал на форуме Big Data 2015 Алексей Благирев, директор по развитию систем аналитики и отчетности банка «Открытие», подход Scrum позволяет заметно ускорить реализацию проектов в области Больших Данных. Думается, он применим и во многих других случаях. Нужно просто его освоить, как, впрочем, и все другие инструменты для быстрого внедрения ИТ.