Реклама

Для большинства компаний управление сотрудниками и их мотивация превращаются в нетривиальную задачу. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Oxford Economics, у компаний нет стратегий, которые позволили бы эффективно управлять сотрудниками поколения миллениума. Руководители кадровых служб понимают, как важно уметь управлять все более разнообразным и мобильным персоналом, но им не хватает стратегий и готовых решений.

Ситуацию усложняет явное доминирование в мотивации сотрудников материальных факторов. При этом многие компании действуют во многом интуитивно, «на глазок». Лишь в последнее время у HR-специалистов начали появляться инструменты в виде систем управления человеческим капиталом (Human Capital Management, НСM) и корпоративных порталов, обеспечивающих создание полноценных социальных сетей.

Как отмечают в Gartner, хотя 70% компаний уже используют социальные технологии, только 10% делают это успешно. В большинстве случаев внедрение социальных средств проходит по принципу «обеспечить и надеяться». Сотрудникам предоставляется доступ к социальной технологии, а руководство рассчитывает на то, что в результате сами собой сформируются сообщества и взаимодействие сотрудников положительно скажется на работе компании.

Как сошлись во мнении участники дискуссии «Пряники и ИТ-инструменты» на портале Global CIO, без точно определенной и убедительной цели большинство социальных проектов не приносит выгоды бизнесу. Да и нематериальные «вишенки» начинают работать, только когда материальный «торт» более-менее в порядке.

«Я считаю, что применять корпоративные порталы необходимо. При грамотном подходе они очень помогают сделать человека не просто сотрудником, а частью коллектива, команды. Но все это действенно, если дополнять, а не подменять материальную мотивацию», — отметил Илья Козлов, директор по ИТ концерна «Энергомера». Многие крупные вендоры сейчас интегрируют в свои продукты для корпоративных порталов элементы социальных сетей — достаточно посмотреть на новые функции Microsoft SharePoint.

«Нам удалось сделать корпоративный портал инструментом живой работы: если сейчас его выключить, работа встанет, хотя еще несколько лет назад никто о нем даже не задумывался», — продолжает Козлов. Очень многие задачи, которые требуют участия сотрудников разных подразделений, сейчас «живут» на корпоративном портале: назначаются и отслеживаются задачи, составляется отчетность. При этом портал существует не сам по себе, а в тесной интеграции с другими информационными системами компании, а также с почтой, офисными приложениями и системой корпоративных коммуникаций.

Хорошим примером мотивационного подхода стало внедрение социальной сети в компании «Кьези Фармасьютикалс». В качестве коммуникационной среды там используется платформа «Пряники», интегрированная в портал на «1С:Битрикс». В ее рамках используется корпоративная социальная сеть — для проведения опросов и обмена идеями, виртуальная валюта — для вовлечения сотрудников в проявление благодарности друг к другу, значки (беджи) — для популяризации историй успеха сотрудников и т. п.

«Основные надежды на "пусковой механизм" активности пользователей были возложены на виртуальную валюту для проявления благодарности. Это самый простой и приятный способ проявить активность и установить коммуникацию с коллегами, и он становится хорошим фундаментом для выстраивания уже более сложного взаимодействия», — считает Павел Карасев, ИТ-директор «Кьези Фармасьютикалс». По его словам, построенная корпоративная сеть улучшает общий эмоциональный климат в компании, заставляет задуматься о том, что люди работают не только за зарплату, но и ради интереса, общей цели и прочих «высоких материй», о которых часто говорят со скепсисом и которых при этом всем катастрофически не хватает. Через благодарности коллеги часто рассказывают друг другу об успехах, о которых раньше никто не узнавал, — например, благодарят за выигранный тендер или продажу крупной партии товара.

«После запуска социальной составляющей посещаемость портала выросла в четыре раза, и это относится не только к новому коммуникационному разделу, но и корпоративным новостям, и базе документов», — отмечает Карасев. Благодаря использованию беджей степень участия сотрудников в обучающих программах и тестированиях увеличилась более чем втрое.

В будущем платформа будет задействована для выбора сотрудников в ежегодной номинации «Лучший сотрудник года», а летом будет открыта «Лавка пряников», чтобы накопленные благодарности можно было потратить на призы материального или статусного свойства. Кроме того, планируется внедрить «адаптационные квесты» для новичков, чтобы они проходили свои первые шаги в компании в игровом, неформальном формате, а не отвлекали по одним и тем же вопросам руководителей.

Купить номер с этой статьей в PDF