Капитальные вложения и затраты на развитие урезаются в трудные времена в первую очередь.

Дежавю и ревизия приоритетов

За последние два десятилетия российская экономика переживает уже третий тяжелый кризис, и это вызывает ощущение дежавю. Чем нынешняя ситуация отличается от предыдущих кризисов 1998 и 2008 года и как экономическая нестабильность сказывается на сфере ИТ-закупок?

 

Андрею Рудзянскому, начальнику службы ИТ, телекоммуникаций и связи Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА), кризис 1998 года запомнился разрушенной экономикой и отсутствием перспектив. Информатизация в то время держалась на «кулибиных», которые с нуля писали основную массу программ под MS-DOS и Windows 95. Стоимость первых отечественных программных комплексов для ведения хозяйственной деятельности была достаточно высокой, и о покупке лицензий речи не было. Закупки по большей части были направлены на оснащение рабочих мест пользователей компьютерами. Приобреталось «железо» и для построения локальных сетей. «При этом по всем позициям ориентировались на цену в валюте, а в рублевом эквиваленте все пересчитывалось по текущему курсу», — вспоминает Рудзянский.

Кризис 2008 года с точки зрения ИТ-закупок прошел незаметно для ЦКБ ГА. К этому времени была создана работоспособная инфраструктура, пользователи обеспечены компьютерами, необходимое лицензионное ПО приобретено, так что больница спокойно продержалась до стабилизации ситуации.

Нынешний кризис характеризуется в первую очередь политической составляющей. «Для ИТ-сферы это означает, что нужно максимально гибко подстроиться под отечественного или, условно говоря, “дружественного” производителя. Но и производитель должен ответственно подойти к ситуации и предоставлять качественную продукцию», — подчеркнул Рудзянский.

«Стоимость инвестиционных проектов в ИТ увеличивается пропорционально курсу валют, что заставляет задуматься об импортозамещении в ИТ, по крайней мере в части программного обеспечения», Артем Вожаков, директор по ИТ компании «Мотовилихинские заводы»

Сегодня в ЦКБ ГА пересматривают все планы ИТ-закупок на 2015 год и заново расставляют приоритеты.

В отличие от кризиса 2008 года, курс валют создает благоприятные рыночные возможности для экспортно ориентированных предприятий, отмечает Артем Вожаков, директор по информационным технологиям компании «Мотовилихинские заводы». «При этом стоимость инвестиционных проектов в ИТ увеличивается пропорционально курсу валют, что заставляет задуматься об импортозамещении в ИТ, по крайней мере в части программного обеспечения», — сказал он. Кроме того, многие проекты будут просто остановлены. В то же время задача повышения эффективности производства как никогда актуальна. ИТ-бюджет «Мотовилихинских заводов» и программа ИТ-закупок в 2015 году сократились до минимальных значений.

«Статьи расходов на эксплуатацию информационных систем в крупных компаниях занимают приличную часть бюджетов, и довольно часто эти деньги платятся за платформы крупных западных вендоров, которые морально устарели и неадекватны текущей зрелости процессов управления в компании», — заметил Игорь Кириченко, коммерческий директор компании Naumen. По его словам, в период роста бизнеса до этих платформ просто не доходят руки, не хватает внимания руководства. Но в кризис появляется окно возможностей для миграции на российскую платформу с актуализацией всех процессов автоматизации за сумму, сравнимую с ценой техподдержки предыдущей платформы. При этом есть шанс получить двойной выигрыш в эффективности — повысить отдачу от автоматизации и снизить расходы на поддержку на длительный период.

Юрий Нам, начальник управления ИТ машиностроительной компании «АЛНАС», не видит cерьезных изменений в ИТ-закупках по сравнению с предыдущими кризисами: та же экономия и снижение бюджетов. «Добавились только риски неплатежей от покупателей, которые попали под санкции или испытывают сложности с получением кредитов из-за высоких процентов, — отметил он. — Основная проблема сегодня — это нестабильность курса рубля и задержки, связанные с перевыставлением счетов, или издержки из-за выставления цен по завышенному валютному курсу, когда поставщики перестраховываются». ИТ-бюджет «АЛНАС» на 2015 год пока не сократился, но количественно компания сможет закупить меньше из-за девальвации рубля.

«У основных поставщиков меняются условия, растут цены, отменяются скидки и отсрочки платежа, так что мы можем пересмотреть список поставщиков», Дмитрий Балков, директор по ИТ управляющей компании «Лэнд»

Процессы ИТ-закупок не меняются, но их объем сокращается, подтверждает Дмитрий Балков, директор по ИТ управляющей компании «Лэнд», занимающейся комплексным оснащением торговых и промышленных объектов под ключ. По его мнению, ситуация значительно хуже, чем в 2008 году: «Резкое изменение валютного курса привело к тому, что нам пришлось отказаться от планов поменять серверное оборудование. Теперь за то, что мы хотели приобрести, нужно заплатить в два раза больше». В результате сокращения ИТ-бюджета по многим направлениям бизнеса компания сохранила только бюджет на сопровождение систем, а от развития и инноваций пришлось отказаться. Хотя проекты автоматизации, запущенные в 2014 году, пока не закрыты. «По оборудованию у нас есть запас, новых глобальных закупок в этом году точно не предвидится», — сообщил Балков. Основной ИТ-приоритет «Лэнд» в 2015 году — сопровождение и поддержка текущей деятельности. Небольшого запаса в бюджете хватит, чтобы отремонтировать технику, если что-то выйдет из строя.

Приказано выжить

Только единицы выбирают во время кризиса красивые рыночные стратегии прорыва и завоевания новых ниш. Это требует ресурсов, которые тают на глазах. Большинство компаний ставят перед собой прозаическую цель — выжить. Им приходится принимать непростые управленческие решения, делать выбор в пользу бюджетных продуктов и сервисов и временно забыть о милых сердцу инновациях. Выбрав тактику выживания, систему ИТ-закупок следует проанализировать на предмет поиска резервов. Возможно, понадобится вернуться к жесткой централизации закупок, выбиванию скидок из поставщиков, пересмотреть корпоративные стандарты и отношения с подрядчиками, провести ревизию приоритетов. Немногие компании обладают запасом финансовой прочности, достаточным для миграции на экономичные ИТ-решения и внедрение технологий, позволяющих более эффективно использовать имеющиеся мощности. Чаще всего модернизация и развитие ИТ откладывается до лучших времен.

Сформированный слаженный коллектив — основа успешной работы, поэтому последнее дело — экономить на сотрудниках», Андрей Рудзянский, начальник службы ИТ, телекоммуникаций и связи Центральной клинической больницы гражданской авиации

«Пока планируется отложить закупки того, без чего можно жить, и сконцентрироваться на необходимом», — сообщил Нам. На обновлении парка вычислительной техники и серверного оборудования он экономить не планирует, но с учетом падения курса рубля покупаться будет меньшее количество. Cистему закупок ИТ-оборудования и ПО в «АЛНАС» пересматривать не собираются. «Отношения c подрядчиком из-за кризиса меняться не должны, но следует оценивать потенциальные риски неоказания им услуг на должном уровне», — отметил Нам. Придется также учитывать риски, связанные с нестабильным курсом валют, возможными санкциями в области ПО и оборудования.

Чтобы прикрывать бреши, которые могут возникнуть вследствие сокращения расходов, Нам собирается перебалансировать статьи бюджета и расставить приоритеты, Вожаков — рациональнее использовать ресурсы, а Рудзянский — перераспределить полномочия и обязанности сотрудников и выстроить приоритеты. На первом месте в списке приоритетов ЦКБ ГА — ключи продления лицензий для программного и технического сопровождения ПО (электронная история болезни, антивирусные программы, системы виртуализации), а также техническое постгарантийное сопровождение таких сложных систем, как массив хранения медицинских изображений и СХД. Конечно, в число приоритетов входят Интернет, телефония и система палатной сигнализации — основной инструментарий для функционирования информационного пространства больницы.

«Основная проблема сегодня — нестабильность курса рубля и задержки, связанные с перевыставлением счетов, или издержки из-за выставления цен по завышенному валютному курсу, когда поставщики перестраховываются», Юрий Нам, начальник управления ИТ компании «АЛНАС»

По словам Вожакова, в ближайшие год-два в компании произойдут изменения в стратегии закупок, возможна переориентация с западных брендов на китайские при условии грамотной ценовой политики со стороны Китая. Оптимизировать расходы на ИТ компания «Мотовилихинские заводы» рассчитывает за счет отказа от инвестиций, сокращения персонала и минимизации эксплуатационных расходов. На внедрении системы управления производством Вожаков экономить не намерен, однако констатирует, что делать это все равно придется. Пересматривать систему закупок ИТ-оборудования и ПО не планируется, так как, по его словам, среда уже достаточно конкурентная. Отношения с ИТ-подрядчиками тоже пока останутся без изменений.

А вот Балков уже задумывается о пересмотре отношений с некоторыми вендорами. «У основных поставщиков меняются условия, растут цены, отменяются скидки и отсрочки платежа, так что мы можем пересмотреть список поставщиков, — заявил он. — Тем более что к нам уже приходят вендоры, с которыми мы раньше не работали, и они готовы договариваться».

Чтобы снизить затраты, Рудзянский будет пересматривать целесообразность расходов в целом, их очередность и стараться больше использовать внутренние резервы. В числе таких резервов — перевод рабочих мест из тех структурных подразделений, где они почти не используются, в другие подразделения; использование одного рабочего места персоналом дневной и вечерней смен; апгрейд или ремонт вышедших из строя компьютеров и принтеров; восстановление и перезаправка картриджей вместо приобретения новых; виртуализация сервисов. На людях в ЦКБ ГА экономить не намерены. «Сформированный слаженный коллектив — основа успешной работы, поэтому последнее дело — экономить на сотрудниках. Также невозможна экономия на сопровождении профильного ПО, используемого в работе нашей больницы», — поделился Рудзянский.

Балков тоже собирается искать резервы — в использовании оборудования, закупленного, но ненагруженного, и в работе персонала, от которого надо будет добиться более эффективной работы. «Буду доносить до людей ситуацию на рынке и необходимость показывать себя в компании», — сказал он. Что касается технологических резервов, то, по словам Балкова, «из виртуализации уже выжали все, что могли», а облачные технологии компании не подошли. Если ситуация ухудшится настолько, что не будет хватать денег, придется сокращать штат. «Cокращение расходов в любом случае ухудшает ситуацию для бизнеса, — отметил Балков. — Буду доводить до сведения топ-менеджеров, что при таком урезании бюджета компьютер может ремонтироваться, условно говоря, не в течение часа, а в течение суток».

 

Закупки под контролем

Для контроля процессов закупок, проверки обоснованности потребности в дополнительном оборудовании, услугах или лицензиях в каждой компании используется свой подход или набор подходов. В ЦКБ ГА контроль обеспечивают внутренние комиссии, внешний аудит или общественный контроль госзакупок. В «АЛНАС» практикуют защиту заявок перед отправкой поставщикам, а также определение правил обоснования данных заявок. В компании «Мотовилихинские заводы» учет всех этапов закупок автоматизирован, за каждой закупкой стоят либо заявка пользователя, либо проект, и все этапы прослеживаются в информационной системе. В «Лэнд» строгий учет закупок, не позволяющий выходить за рамки бюджета, обеспечивает система бюджетирования. Сводный перечень заявок на закупки, поданных в ИТ-отдел руководителями подразделений, согласуется и защищается ежемесячно.

 

Аутсорсинг — вынужденный прогресс?

Самый «модный» вариант сокращения текущих затрат без потери качества ИТ-услуг для бизнеса — передача на аутсорсинг части ИТ-сервисов или хотя бы отдельных работ в области ИТ, чтобы при ухудшении ситуации иметь возможность быстро отказаться от части расходов. Может, кризис станет двигателем прогресса, вынудив бизнес увеличить долю ИТ-аутсорсинга? По словам Нама, варианты аутсорсинга в «АЛНАС» рассматриваются постоянно, но качество услуг, которое способны предоставить подрядчики, компанию не устраивает, а выбор аутсорсеров на рынке небольшой.

Если компания задумается о выводе части сервисов на аутсорсинг, то обязательно столкнется с несколькими препятствиями, отметил Кириченко. Во-первых, нет понимания, во сколько же на самом деле обходится сервис компании, если начать учитывать трудозатраты, а пока такого учета нет. Во-вторых, неясно, как обеспечить контроль качества работ подрядчиков, особенно в географически распределенных структурах. «Под такие задачи мы рекомендуем компаниям формировать что-то вроде дирекции заказчика и внедрять систему класса ITSM, — говорит Кириченко. — Подрядчики, вероятно, будут предлагать свои платформы автоматизации обращений, но тогда либо при смене контракта компания рискует потерять всю информацию, либо есть вероятность того, что поставщик будет “подкручивать” статистику, имея полный доступ к системе. Если поставщиков несколько, тем более нет смысла разделять потоки обращений по ИС каждого из них».

Вожаков вариант аутсорсинга не рассматривает, а Рудзянский и Балков, которые используют аутсорсинг в решении отдельных задач, планируют оставить все как есть. Например, Балков комбинирует собственных разработчиков и специалистов на аутсорсинге, а также работает с несколькими подрядчиками по сопровождению оборудования. Полностью передавать обслуживание сетей и оборудования на аутсорсинг он не планирует. «По нашим расчетам, это экономически невыгодно, — говорит он. — За те деньги, которые я плачу администраторам, я не получу такого уровня сервиса от внешнего подрядчика».

А вдруг?..

Нестабильная ситуация может проявиться с хорошей стороны в виде неожиданного заказчика или большого проекта, доход от которого позволит нежданно-негаданно подбросить денег на ИТ. Для ИТ-службы такое внезапное счастье может стать не менее серьезным испытанием, чем урезание бюджета. Своими силами справиться с «подарком судьбы» не всегда получается.

Какую тактику применить, чтобы быстро и эффективно реализовывать срочные проекты, которые, возможно, потребуются бизнесу? «Для реализации срочных проектов необходимо привлекать сторонние организации, — считает Нам. — Главное — оценить силы, необходимые сроки и затраты и соотнести их с бизнес-выгодами». Вожаков тоже готов привлекать для ключевых проектов в том числе и внешних подрядчиков.

В случае неожиданного поступления денег Балков сначала займется восстановлением подорванного секвестром бюджета качества ИТ-сервисов, а затем будет поднимать замороженные проекты и расставлять приоритеты, в числе которых обновление серверного оборудования и доработка информационных систем.

«Проект, в отличие от денег, не внезапен, а был уже заявлен и рассмотрен, по нему уже существуют определенные наработки, обсуждения со специалистами, в том числе из сторонних организаций, — напомнил Рудзянский. — То, что мы хотим увидеть при реализации проекта, уже сформулировано в техническом задании и ждет своего часа. При появлении средств в дело вступает контрактная служба, выставляющая проект на электронные торги. Эффективность реализации проекта сильно зависит от профессионализма и слаженного взаимодействия всех структурных подразделений, участвующих в цепочке закупок».