Каким окажется среднестатистический ИТ-директор завтра? Он должен быть готов взглянуть на бизнес с внешних позиций, то есть глазами клиента. Должен обладать умением увязывать решения, полученные из разных источников, создавать дополнительные ценности для клиентов и уверенность в том, что, оставив одних партнеров, компания продолжит работу с другими, делая компанию полностью адаптивной. Возможно, ему даже не понадобится техническое образование. Но при этом ИТ-директор новой формации должен не только руководить деятельностью вверенной ему службы, но  и обладать авторитетом в глазах высшего руководства, уметь повлиять на решения совета директоров.

Будущее ИТ-директора с точки зрения его значимости для компании представляется сегодня довольно шатким. С одной стороны, он способен воспарить на крыльях глобальных преобразований, помогая компаниям наладить цифровой бизнес мирового класса. С другой — не всем удастся справиться с этой тяжелой ношей и колоссальным давлением. И тогда им на смену вполне может прийти такой ИТ-директор, который сумеет продемонстрировать готовность возглавить проведение назревших реформ.

«Современный руководитель ИТ-службы должен быть прирожденным лидером, действующим быстро и оперативно», ИТ-директор компании GE Capital International Кевин Гриффин

«Современный руководитель ИТ-службы должен быть прирожденным лидером, действующим быстро и оперативно, — отмечает ИТ-директор компании GE Capital International Кевин Гриффин. — В развитии цифрового бизнеса, охватывающего социальные сети, мобильные технологии, аналитические средства и облако, техническим навыкам и традиционным ИТ-сервисам будет отводиться вспомогательная роль. Новые бизнес-технологии помогут маркетологам управлять маршрутами движения клиентов, трансформируя клиентские предпочтения в продажи».

Каким же станет ИТ-директор завтра? В интервью CIO Magazine Гриффин поделился своим мнением о роли ИТ-директора в перспективе. Сам Гриффин, по его собственному признанию, вышел из ИТ-сферы, однако в будущем человеку, занимающему соответствующую должность, не обязательно иметь техническое образование. ИТ-директор нового типа должен не только руководить работой ИТ-службы, но и обладать авторитетом в глазах высшего руководства, способным повлиять на решения совета директоров.

Какие качества будут отличать ИТ-директора завтрашнего дня?

Сегодня ИТ-директор — это, как правило, профессионал в области информационных технологий, с дипломом в области ИТ и с хорошей инженерной подготовкой. Нынешние руководители ИТ-служб пытаются наследство вчерашнего дня поставить на службу потребностям цифрового бизнеса XXI века.

У ИТ-директора, который появится завтра, может быть любое образование, поскольку здесь все зависит не столько от уже имеющихся у вас знаний, сколько от умения обучаться. Ключевыми же качествами ИТ-директора завтрашнего дня являются деловая проницательность, позволяющая гарантировать четкое взаимодействие бизнеса и ИТ, сообразительность и быстрая реакция, помогающие преобразовывать традиционный бизнес в цифровой, а также влиятельность на уровне совета директоров. Всё перечисленное присуще не только специалистам, имеющим инженерную подготовку, но и лидерам, которые получили образование в другой области.

Выдающиеся лидерские качества и умение влиять на ситуацию — вот то, что помогает ИТ-директорам взобраться на вершину.

Насколько важны технические знания и подготовка?

Техническую проницательность, которая всегда считалась непременным атрибутом ИТ-директора, все чаще можно почерпнуть из разных источников: у партнеров, поставщиков, клиентов. Некоторые аспекты ИТ-стратегии вырабатывает непосредственно бизнес; инновационные лаборатории, где команды, выполняющие разные функции, создают совместные решения, появились в GE Capital в последние пару лет. Лучшие в своем классе решения мы получаем и от партнеров.

Все ИТ-разработки будут подкрепляться цифровой интеграцией с клиентами и каналами. Независимо от образования ИТ-директора у организации всегда будет существовать потребность в ИТ-архитектуре и инженерных функциях, позволяющих интегрировать решения в набор бизнес-сервисов, поставляемых деловому сообществу.

Думаю, что техническая подготовка и опыт работы в этой сфере станут важными преимуществами, но в общем случае их наличие необязательно. Есть и другие способы приобрести необходимые знания. Если у бизнеса уже есть надежная ИТ-архитектура и инженерные функции, то соответствующие требования к ИТ-директору могут и не предъявляться.

Реально ли ИТ-директору, не имеющему технической подготовки, заслужить уважение инженерного персонала?

Уважение можно заслужить, если ИТ-директор признает свои слабые стороны. Некоторые руководители ИТ-служб пытаются скрывать их или приуменьшают важность технических знаний. Но если ИТ-директор приходит и говорит: «Да, я получил образование в другой области, и у меня нет никаких технических перспектив. Я полностью завишу от Кэрол или Джона, которые вырабатывают конструкторские решения. Есть определенная структура, поддерживающая соответствующие функции, и я готов инвестировать в нее, потому что это действительно имеет очень важное значение», — подчиненные готовы следовать за таким руководителем. Люди не ждут от ИТ-директора ответов на все их вопросы, но требуют от него выделения ресурсов, которые необходимы для создания устойчивого продукта.

В отчете Forrester говорилось, что только один из пяти ИТ-директоров компаний, входящих в список Fortune 500, в состоянии сформировать технологическую повестку дня для бизнеса. Способен ли современный ИТ-директор взять на себя эту новую роль?

Эти цифры несколько ниже тех, которые я ожидал услышать. Но меня отнюдь не удивляет, что большинство к такому не готово. Вопрос заключается в том, что люди делают для исправления сложившейся ситуации. Если ИТ-директор проходит серьезное обучение и ставит во главу угла интересы клиента, то я абсолютно уверен, что даже тот, кто пришел из унаследованной среды и обладает унаследованным набором навыков, способен адаптироваться к новой цифровой реальности.

Будучи руководителями ИТ-служб, мы не привыкли смотреть на бизнес глазами клиента. Масса времени тратится у нас на обсуждение поддержки функций и внутренних операций. Но готовы ли мы взглянуть на бизнес с внешних позиций? Типичный ИТ-директор вынужден действовать в рамках определенных ограничений. Есть ли у нас желание разорвать эти границы и приступить к реализации комплексных инициатив? Замыкаясь в ИТ-рамках, мы рискуем упустить нить цифровых преобразований.

Необходимо серьезно подумать, определяя, стоит ли покупать те или иные вещи либо лучше создать их своими силами. В какой мере нужно поддерживать партнерские отношения? Традиционно ИТ-директора были склонны все создавать самостоятельно. Сейчас мы осознаем, что это невозможно, иначе за требованиями, которые предъявляются рынком, просто не угнаться. Умение увязывать решения, полученные из разных источников, создавать дополнительные ценности для наших клиентов и уверенность в том, что, оставив одних партнеров, мы продолжим работу с другими, способствуют дальнейшей дифференциации.

Мы часто слышим о традиционной неспособности ИТ-директора угнаться за рынком. Создается впечатление, что часы у него показывают какое-то другое время.

Вы правы. Сегодня любой бизнес пытается трансформироваться в цифровой. Главный вопрос в том, как ускорить поставку бизнесу ИТ-решений, которые способствовали бы его дальнейшей трансформации. На вас давят потерявшие актуальность унаследованные технологии и унаследованный набор навыков. Персонал не обладает всеми необходимыми знаниями, и вы зависимы от партнеров. Возможно, в компании просто не хватает людей, которые понимали бы, каким станет будущее.

Возможно, ИТ-директор в какой-то степени мог бы опереться на внешние силы. Но мне кажется, что мы недостаточно активно работаем в данном направлении, и это, безусловно, является серьезным препятствием.

Вы приписали ИТ-директору будущего массу положительных черт. Но сегодня, кажется, его возможности в части совершения технологических закупок и его влияние на членов совета директоров снижаются.

Что касается закупок, то я пока не вижу каких-то особых перемен — затраты на ИТ по-прежнему проходят через ИТ-службу. При этом возникает множество новых источников спроса на ИТ. Появляются новые идеи о том, куда следует направлять инвестиции и что необходимо делать. В условиях консьюмеризации ИТ люди начинают считать себя экспертами в этой области. Поэтому в новых источниках нет недостатка.

Если у ИТ-директора хорошая деловая смекалка и он способен поддерживать разговор с любым членом совета директоров на понятном тому языке, то нет никаких причин сомневаться в том, что ИТ-директору удастся стать доверенным деловым партнером. ИТ-директор может проложить направляющие инвестиций в ИТ и определить, как следует делать те или иные вещи.

ИТ-директор должен взять на себя роль стража или хранителя, поэтому нам не следует замалчивать деятельность ИТ-организаций, которая проявляется сегодня повсюду. Времена, когда стратегию развития ИТ вырабатывал только руководитель ИТ-службы, которому приходилось убеждать финансового и генерального директоров, остались в прошлом. Сегодня ИТ-директор должен аккумулировать информацию из множества различных источников и поднимать темы, обсуждаемые в совете директоров, с тем чтобы у всех имелось полное представление о том, что нужно делать.

— Tom Kaneshige. How to Be the CIO of Tomorrow. CIO. November 18, 2014

Купить номер с этой статьей в PDF