Реклама

Бизнес и технологии

Российские предприниматели довольны своим бизнесом

87% российских компаний сегмента SMB считают мерилом успеха увеличение доходов и прибыльности, причем средством достижения этого успеха 67% видят выход на новые рынки. При этом важность удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами в России оценивают на уровне 90% — выше, чем в мире.

Как показало исследование, проведенное агентством Circle Research, с тем, что главная цель бизнеса — рост, согласны чуть менее половины руководителей. Лишь 10% из них удовлетворены состоянием дел в своей компании, но при этом среди российских предпринимателей такая доля заметно выше — 57%. Зарубежные руководители в числе приоритетов выделяют успешную работу с клиентами и совершенствование бизнеса. У россиян совершенствование бизнеса является вторым приоритетом после роста — так считают более 25% респондентов. Таким образом, для российского SMB-сегмента характерна четкая ориентация на рост, выраженная более ярко, чем у их зарубежных коллег.

Для достижения своих целей организациям не обойтись без инвестиций в технологии. Наиболее амбициозные рассчитывают на помощь со стороны поставщиков бизнес-приложений, аналитических и мобильных решений.

Флеш-системы становятся основными

В мировой экономике отмечается рост, но вот российскую, напротив, ждет год «затягивания поясов». Однако вне зависимости от макроэкономической ситуации бизнес с неумолимым упорством стремится к сокращению расходов и повышению эффективности инфраструктуры хранения данных. Два последних года рост рынка систем хранения данных на базе флеш-технологий был двузначным. В 2015 году интерес к полностью твердотельным массивам хранения только усилится.

Эксперты компании Violin Memory выделяют четыре эффекта, которые принесут с собой флеш-технологии. Во-первых, как прогнозируется, флеш-системы в 2015 году станут основными в корпоративных ЦОД. По стоимости приобретения флеш-СХД достигли полного паритета с традиционными и гибридными решениями, а функционал управления данными в системах некоторых производителей уже полностью соответствует задачам корпоративных ЦОД.

Кроме того, будет наблюдаться дальнейшая консолидация ЦОД. А потому крайне актуальными окажутся решения, способные сократить требования к занимаемому пространству, энергопотреблению и тепловыделению. Продолжит также расширяться использование виртуализации.

Наконец, начнется расцвет аналитики. Компании учатся позиционировать и продавать сервисы на основании данных о геолокации и поведении клиентов в социальных сетях. Сбор и анализ этих данных дает «умным» компаниям конкурентные преимущества, однако предъявляет новые требования к системам хранения. На первый план выходит не только емкость, но и плотность, производительность и надежность.

Что волнует ИТ-директоров?

ИТого

Руководители ИТ-служб, участвовавшие в очередном ежегодном опросе, проведенном британской организацией BCS, указали приоритетные направления работы их подразделений в наступившем году. Чаще всего опрошенные выделяли проблемы информационной безопасности (об этом заявили 60% респондентов), облачных технологий (55%) и обеспечения мобильной работы, в том числе на личных устройствах сотрудников (53%). Однако 92% ИТ-руководителей опасаются, что в их компании не хватит ресурсов для решения всех поставленных задач в области ИТ. Более половины опрошенных считают, что сотрудникам необходимо повысить квалификацию в области ИТ, и столько же хотели бы расширить штат ИТ-службы.

Информационная безопасность останется самой важной проблемой и в ближайшие три — пять лет. Кроме того, задачи обработки больших объемов данных выделяют 42%, а облачных технологий — 40% опрошенных.

Мобильность перекроит рынок корпоративных ИТ

Количество корпоративных приложений, оптимизированных для мобильного доступа, к 2016 году увеличится вчетверо. Как считают аналитики IDC, рынок корпоративных ИТ претерпит радикальные изменения под влиянием мобильных приложений. Однако массовый перевод бизнес-процессов на мобильную основу все еще представляет сложность. Так, из-за проблем с интеграцией мобильных платформ с имеющимися базами данных 45% проектов разработки корпоративных мобильных приложений в 2015 году выйдут за пределы бюджета или графика.

По прогнозам аналитиков, 35% крупных компаний в 2015 году для разработки мобильных приложений будут использовать специализированные платформы разработки, а свыше половины — приобретут корпоративные системы управления мобильными приложениями. Однако не более 15% к концу 2015 года будут располагать адекватными средствами контроля мобильной безопасности.

Но главное — уже к 2017 году все приложения, ориентированные на работу с клиентами, и 75% приложений для внутренней работы будут разрабатываться в первую очередь для мобильных устройств. ИТ-службам предстоит реорганизация для принятия новых обязанностей по интеграции и администрированию приложений и организации взаимодействия сервисов.

Роуминг и развитие рынка

 

Если в 2013 году весомым фактором в пользу выбора того или иного оператора документооборота было число зарегистрированных у него пользователей, то теперь он постепенно утратил свое значение. На то есть две причины. Во-первых, факт регистрации компании у того или иного оператора еще не говорит о том, что она действительно обменивается через него электронными документами. Во-вторых, у организаций есть потребность сотрудничать с клиентами других операторов. Учитывая эту тенденцию, операторы начали заключать роуминговые соглашения друг с другом. Первый роуминг был организован операторами «СКБ Контур» и «Корус Консалтинг», позже «СКБ Контур» обеспечил взаимодействие и с E-Сom.

До сих пор большинство операторов предпочитали придерживаться стратегии обособленного развития, совершенствуя возможности своих систем. Роуминг подразумевает затраты, которые далеко не сразу окупятся. Тем не менее рынок созрел для того, чтобы операторы начали активно работать в этом направлении. В течение 2015 года ожидается организация роуминга между всеми основными игроками рынка.

Прогнозируется и дальнейшее существенное увеличение пользователей ЭДО. Так, в 2015 году меняется порядок декларирования НДС, направленный на более тщательный контроль исчисления и уплаты налога. Новый порядок, по мнению экспертов, вызовет ряд сложностей у компаний, продолжающих вести бумажный документооборот. Переход на электронный документооборот позволит избежать потока требований о пояснениях из ИФНС.

ИТ-бюджеты

Гибридные ИТ

Практически все организации пересматривают подходы к ИТ, добавляя к ним создание гибридных облачных систем, безопасные методы управления данными и мультисорсинг. Согласно прогнозам IDC, еще до 2016 года две из трех корпоративных ИТ-служб примут на вооружение гибридные облачные технологии.

На облачные системы к 2017 году будет направляться 20% бюджетов ИТ. При этом свыше половины компаний, занятых созданием гибридных облаков, приобретут новые средства построения и администрирования облачных сервисов. Любопытны прогнозы, касающиеся изменения подходов к разработке приложений. Ожидается, что к 2017 году 25% ИТ-служб будут официально поддерживать разработку сотрудниками собственных средств автоматизации.

Малый и средний бизнес

Традиционно самый весомый вклад в объем трафика вносят представители ретейла, телекоммуникационной отрасли, авто- и фармдистрибуции, а также энергосбытовые компании. В связи с огромными ежемесячными потоками исходящих документов они первыми оценили выгоды ЭДО.

В 2014 году переходить на электронный документооборот начал малый и средний бизнес. Раньше считалось, что главный эффект от внедрения электронного документооборота — экономия средств на бумажных документах и их доставке. У небольших компаний объемы документооборота невелики, расходы на него некритичные, поэтому внедрять ЭДО только из соображений экономии они не видели смысла.

Однако практика показала, что отказ от бумаги дает не только экономический эффект, но и снимает географические ограничения в работе, а также ускоряет другие бизнес-процессы — в частности, подготовку документов, их согласование, доставку контрагентам, поступление оплаты.

Управление

Половина сисадминов готова работать в праздники

По данным опроса, проведенного в конце 2014 года компанией Ipswitch, 49% системных администраторов и прочих специалистов в области ИТ полагали, что в новогодние праздники им придется выходить на работу или как минимум оставаться на связи и ждать возможного вызова. Более того, 48% опрошенных заняты мыслями о работе даже в том случае, если их не вызывают в офис. Ожидания специалистов можно считать оправданными — 33% опрошенных отметили, что в их компании во время праздников уже случались серьезные неполадки в ИТ-инфраструктуре.

Еще чаще системным администраторам приходится иметь дело с проблемами сотрудников, остающихся в праздники дома. 57% специалистов сказали, что к ним обращаются с вопросами об удаленном доступе в корпоративную сеть, 18% сталкиваются с жалобами на производительность приложений, еще столько же — с забытыми паролями, а 7% — с поломками ноутбуков.

В новом году 43% опрошенных планируют научиться быстрее решать проблемы с сетями и прочей ИТ-инфраструктурой, еще 43% хотели бы усилить безопасность корпоративных систем, а 14% рассчитывают наконец найти тех, кто чрезмерно активно пользуется беспроводными сетями.

Системный аналитик

Исследовательский центр портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «системный аналитик». Компетенции системных аналитиков включают исследование, моделирование и описание бизнес-процессов компании. Такие специалисты выполняют работы по подготовке и согласованию предложений, технических заданий на оптимизацию бизнес-процессов. Системные аналитики участвуют в создании архитектуры разрабатываемого ПО, его испытаниях, написании проектной документации. Помимо этого, они обучают и консультируют сотрудников по проведенным нововведениям. Средняя ежемесячная зарплата, предлагаемая системным аналитикам в Москве, составляет 115 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 90 тыс. руб.

Наибольшими шансами трудоустроиться на должность системного аналитика обладают выпускники профильных, математических и технических вузов, после прохождения стажировки или работы в качестве помощника бизнес- или системного аналитика. Требования к молодым специалистам достаточно серьезны: знание принципов построения информационных систем и процессов внедрения, методологии системного анализа. Пригодятся и навыки работы со специализированным ПО (ARIS, BPWin, MS Project). Стартовый оклад начинающих системных аналитиков в столице составляет от 30 до 50 тыс. руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт системным аналитикам со стажем работы не менее года. Работодатели ждут специалистов, обладающих хорошими практическими навыками обследования, сбора, формализации и управления требованиями к информационным системам. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, в Москве возрастают до 100 тыс. руб.

Еще более привлекательный заработок обещают кандидатам со стажем работы системным аналитиком от двух лет, ранее участвовавшим в проектировании и внедрении информационных систем, имеющим опыт программирования на профессиональном уровне. Соискателям необходимо знать стандарты и методологию управления проектами, иметь навыки постановки технических заданий и разработки проектной документации. Заработная плата системных аналитиков с указанными навыками доходит до 125 тыс. руб.

Рынок высоких технологий

Будущее Больших Данных

На очередной конференции FutureScape, проведенной IDC, были оглашены прогнозы развития мирового рынка Больших Данных на ближайшие несколько лет. Среди озвученных аналитиками тенденций можно выделить несколько интересных направлений.

  • Сегмент визуальных инструментов анализа данных будет расти в 2,5 раза быстрее, чем остальная часть рынка средств бизнес-анализа. К 2018 году инвестиции в системы визуализации данных для самостоятельного применения всеми пользователями станут обязательными для всех предприятий.
  • В следующие пять лет затраты на облачные решения Больших Данных и аналитики будут расти втрое быстрее, чем на локальные решения.
  • В 2015 году ускорится рост применения приложений, выполняющих сложную и прогнозную аналитику, в том числе с применением технологий машинного обучения. Сегмент этих приложений будет расти на 65% быстрее, чем рынок приложений, не имеющих функций прогнозирования.
  • К 2017 году основой стратегии в области Больших Данных и аналитики станет единая платформа данных, на которой работают средства управления информацией, анализа и поиска.
  • 70% крупных организаций уже приобретают внешние данные, а к 2019 году этот показатель вырастет до 100%. Больше организаций начнут извлекать доход из своих данных, продавая их или предоставляя какой-то ценный контент на их основе.
  • Внедрение технологий для непрерывного анализа потоков событий в 2015 году ускорится в связи с распространением технологий Интернета вещей, а среднегодичный темп роста рынка Интернета вещей на протяжении следующих пяти лет будет составлять 30%.
  • Рынок систем анализа медиаданных — видео, аудио и изображений — за 2015 год вырастет как минимум втрое, на долю соответствующих инструментов будет приходиться большая часть всех инвестиций в технологии Больших Данных и аналитики.
  • Сохранится нехватка квалифицированного персонала. Только в США в 2018 году будет 181 тыс. рабочих мест для специалистов по углубленному анализу и впятеро больше — для работников с навыками в области управления данными и их интерпретации.

На рынке аутсорсинга поддержки SAP появились признаки взросления

Аналитический центр TAdviser выпустил обзор «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России», в котором представлены данные о доходах крупнейших сервисных партнеров SAP за 2013 год. В соответствии с ним крупнейшими аутсорсинговыми партнерами SAP по итогам 2013 года стали ИТСК (выручка 1,7 млрд руб.) и IBS (875 млн руб.). По итогам 2012 года тремя крупнейшими партнерами по ауторсингу SAP были IBS, «ЕАЕ-Консалт» и «Энергодата». Наибольшую динамику среди лидеров за 2013 год показала ИТСК, несмотря на сокращение числа заказчиков до 25. Максимальным числом заказчиков — 44 — обладала IBS.

Наивысшие темпы роста аутсорсингового бизнеса по итогам 2013 года отмечены у «Парма Телеком» (162%) и «Сапран» (140%). Пять игроков из рассматриваемых показали рост свыше 50%, что подтверждает потенциал этого сегмента. Однако, с другой стороны, признаком обозначившихся сложностей можно считать тот факт, что ряд компаний, прежде предоставлявших свои данные, в 2013 году категорически отказались раскрывать свои цифры. Обычно это подразумевает спад выручки по рассматриваемому направлению.

Согласно оценкам, в 2013 году рынок услуг аутсорсинга поддержки решений SAP в России превысил отметку в 200 млн долл. Объем рынка увеличился на 17% в долларовом эквиваленте.

На конец 2014 года услуги поддержки приложений SAP оказывали более 100 компаний, большинство из которых имеют статус SAP Service Partner или выше. Более 70% рынка ИТ-аутсорсинга решений SAP в России приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров. Сами игроки отмечают, что рынок все заметнее входит в стадию «взросления».

Техника безопасности

В 2014 году участились кражи конфиденциальных данных

За 11 месяцев 2014 года в мире зарегистрировано 697 внутренних инцидентов информационной безопасности, из этого числа доля преднамеренных утечек данных составила более 30%. По оценкам Zecurion Analytics, несмотря на значительное снижение размера финансового ущерба от утечек информации с 25 млрд долл. в 2013 году до почти 18 млрд долл. в 2014 году, компании стали чаще страдать от инсайдерских действий. Если в 2012 году преобладали непредумышленные инциденты (44% против 24% целенаправленных), то в 2014 году разрыв между ними сократился всего до полутора процентов. Такая тенденция грозит организациям в наступившем году существенным увеличением финансовых потерь от инцидентов.

Наиболее распространенными каналами передачи корпоративных данных остаются веб-сервисы, ноутбуки и планшеты. Существенно возросла доля утечек через неэлектронные носители — с 8 до 13%. В большинстве случаев это непреднамеренные утечки, связанные с небрежным отношением к бумажным документам. Оставленные на виду посетителей офиса или выброшенные в обычные мусорные контейнеры бумаги нередко становятся достоянием гласности.

По сравнению с предыдущим годом сократились случаи утечек финансовых и медицинских данных физических лиц. Прочие персональные данные по-прежнему лидируют среди типов скомпрометированной информации, их доля в 2014 году составила 59,6%. Гораздо реже встречаются утечки государственной или коммерческой тайны. Тем не менее каждый подобный инцидент несет внушительные финансовые потери и имеет серьезные репутационные последствия, хотя сведения о подобных инцидентах раскрываются редко.

В России за 2014 год зарегистрировано 37 публичных случаев утечки информации. Среди наиболее громких: скомпрометированная база миллионов пользователей почтовых сервисов «Яндекс.Почта», Mail.ru и Gmail, кража более 70 млн рублей со счетов клиентов нескольких российских банков, использование данных о клиентах и кража 2 млн руб. сотрудниками банка «Первомайский», утечка паролей к аккаунтам премьер-министра.

Производители не спешат в облако

Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, к покупкам облачного программного обеспечения в Интернете прибегают менее 20% производcтвенных компаний. Из тех, кто инвестировал в облако в 2013 году, большинство (11% всех компаний) оплачивали хранение файлов. Лишь 2,2% производителей покупали сервисы IaaS, а облачные CRM-системы арендовали лишь 3,3%. Вместе с тем инвестировать в новые технологии в ближайшие полгода планируют 69% небольших и средних производителей.

Свыше половины организаций основной причиной отказа от облачных продуктов и услуг назвали «недостаток необходимых знаний и навыков». Большинство компаний, уже имеющих опыт работы в облаке, заняты в сфере информации и телекоммуникаций, а также в области коммунальных услуг — облачное программное обеспечение используют соответственно 65 и 30% из них. Предприятия, где трудятся более тысячи человек, более всего опасаются рисков, связанных с безопасностью и утечками конфиденциальных сведений. У них наибольшей популярностью среди облачных продуктов пользуются электронная почта, хранилища файлов и базы данных.

Простои обходятся дорого

За последний год потери данных и простои стоили российским организациям 29 млрд долл. По оценкам Vanson Bourne, объемы потерянных данных с 2012 года выросли в пять раз, и при этом 82% организаций не уверены в своей способности восстановить данные после нарушений работы.

Число случаев потери данных в целом снижается. Однако объемы данных, утрачиваемых во время каждого инцидента, растут в геометрической прогрессии.

Как выяснилось, 58% компаний имели опыт потери данных или простоев за последний год. Среднестатистическая компания столкнулась с непредвиденными простоями общей продолжительностью 15 часов, потеряв, таким образом, около двух рабочих дней. Прочие коммерческие последствия перерывов в работе включали потерю прибыли и задержки в разработке продуктов.

Внедрение передовых технологий защиты данных многократно снижает вероятность нарушений работы, поэтому для защиты данных многие компании обращаются сразу к нескольким поставщикам ИТ-услуг. Однако такой разрозненный подход к развертыванию защитных средств может увеличить риски.

Организации, получающие решения по защите данных от трех или более поставщиков, теряли в среднем в 1,2 раза больше данных, чем компании, которые выстроили свою стратегию защиты с расчетом на одного подрядчика. Кроме того, организации с тремя подрядчиками, как правило, тратили в среднем на 1 млн долл. больше на инфраструктуру защиты данных, чем компании с одним подрядчиком.

Электронные документы приобретают вес

В минувшем году российский рынок межкорпоративного электронного документооборота совершил качественный скачок в развитии. Произошел не только значительный рост трафика электронных документов, но и развитие роуминга между операторами ЭДО, а также вовлечение в электронное взаимодействие малого и среднего бизнеса.

По оценкам «СКБ Контур», общий трафик электронных документов в сравнении с 2013 годом вырос в 3,7 раза. Число участников документооборота выросло более чем вдвое: в 2014 году различные электронные документы отправили своим контрагентам 14,4 тыс. компаний. За прошедший год через сервис «Контур.Диадок» было передано более 22 млн электронных юридически значимых документов, в том числе более 10 млн электронных счетов-фактур и 8,5 млн документов электронных накладных формата ТОРГ-12.

Таким образом, подавляющую долю трафика — более 90% — по-прежнему составляют бухгалтерские электронные документы в утвержденных ФНС форматах. Это объясняется тем, что перевод этих документов в электронный вид практически полностью автоматизирует работу бухгалтерии.

 

 

Купить номер с этой статьей в PDF