Импортозамещение стало в 2014 году горячей темой российской ИТ-отрасли. Подавляющее большинство систем на оборонных предприятиях — иностранного производства, и компании, которых коснулись или могут коснуться санкции, проводят лихорадочные работы. Для оставшихся ситуация стала поводом задуматься о зависимости от зарубежных технологий. Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас», полагает, что в столь сложной проблеме спешка и необдуманные решения крайне чреваты проблемами и сложностями. Мы попросили его поделиться своими взглядами относительно минимизации рисков импортозамещения.

Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас»
Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас»

Можно ли выделить компоненты, которые следует быстрее заменить отечественными аналогами на производственных предприятиях, играющих важную роль в обеспечении нормальной жизни страны?

Я не очень понимаю, зачем что-то делать «быстрее» в столь непростой и неочевидно решаемой задаче. Если все-таки имеется в виду не «быстрее», а «в первую очередь», то полагаю, что выделить один или два компонента ИТ-систем, замена которых на отечественные аналоги полностью решит проблемы, нельзя. Ведь любые ИТ-инструменты работают в комплексе, взаимодействуя с другими.

Безопасность, безусловно, актуальна для систем госуправления и управления предприятиями стратегически важных отраслей, но, скажем, замена всех прикладных систем на отечественные еще ничего не гарантирует. Ведь есть системное ПО, вычислительные платформы и многое другое. Получается, что нужна тотальная замена всего, но она вряд ли осуществима, тем более в обозримые сроки.

Насколько импортозамещение реально? В каких областях можно заменить используемые системы без серьезных потерь в качестве?

В теме импортозамещения и санкций сейчас очень много спекуляций и передергиваний. Если рассуждать здраво, то полное импортозамещение невозможно даже в среднесрочной перспективе. Как можно заменить все, что делалось почти четверть века? Это очень трудоемкая задача, даже если вообразить, что есть на что менять.

Да, относительно безболезненная замена без потери качества возможна в отдельных сегментах — там, где есть продукты, конкурирующие за пределами России. Я бы хотел подчеркнуть это, потому что именно международная конкуренция определяет уровень качества. Такие продукты есть среди антивирусов, средств бизнес-аналитики, решений для виртуализации, восстановления данных, некоторых узкоспециализированных отраслевых решений. Но, как я уже отмечал, это не решит проблему безопасности, потому что в их основе повсеместно лежат западные технологические платформы. Ведь в сфере ИТ глобализация проявляется как нигде.

Если говорить о безопасных российских альтернативах прямой замены, то имеет смысл использовать уже наработанные подходы.

Я имею в виду создание защищенных контуров для особо важных ИТ-систем, которые не позволили бы им взаимодействовать с внешним миром. Таким образом, предотвращаются угрозы использования потенциально возможных «закладок», непротоколированных возможностей, неконтролируемых обновлений и т. д. Создание такого контура в любом случае потребует значительно меньших инвестиций, чем замена ПО и оборудования.

Какой стратегии следует придерживаться производственным предприятиям при приобретении ИТ в дальнейшем, чтобы не стать заложниками «большой политики»?

Давайте посмотрим на пессимистичный сценарий: ухудшение ситуации и введение полных секторальных санкций, включая запрет поставок ИТ. Приходилось слышать мнение от российских поставщиков ПО, что через полгода-год у клиентов наступит коллапс. Это сильное преувеличение. Взять хотя бы операционные системы, которые уже не поддерживаются вендором, но годами нормально работают. Мировой опыт говорит, что далеко не всегда есть смысл, исходя из соображений цены и качества, гнаться за новейшими версиями технологических платформ и прикладного ПО. Более того, российские ИТ-компании уже имеют и ресурсы, и компетенцию для оказания технической поддержки и эксплуатации систем любой сложности. Есть и возможности создания команд разработчиков для поддержки и глубокой модернизации продуктов. Таким образом, даже при негативном сценарии российские компании, будучи под санкциями, смогут обеспечить себе как минимум на несколько лет существующий уровень ИТ-поддержки. Разумно заранее присмотреться к российским сервисным партнерам, способным поддерживать их системы.

Кроме того, есть возможность использовать облачные сервисы от российских провайдеров услуг для преодоления возможных запретов или схем лицензирования продуктов, предусматривающих их покупку интегратором и предоставление доступа к продукту в виде сервисов.

На мой взгляд, кардинальное изменение ИТ-политики компаний и предоставление специальных преференций отечественным продуктам в ущерб другим важным требованиям не принесет пользы корпоративным заказчикам. Ситуация сейчас крайне неопределенная, чтобы делать резкие движения. В госсекторе же слишком большую роль играет политика, поэтому технологические и функциональные аргументы там не всегда работают.