Случается, что карьера дает сбой. Скажем, вы вдруг осознали, что нынешняя должность не отвечает вашим долгосрочным целям. А может, результативность вашей работы оценили как неудовлетворительную или вас не продвинули вовремя по службе, и вы ощущаете, что карьера движется под откос.

Что делать? Нужно направить ваши усилия в верное русло, и как можно быстрее.

Влиятельный католический богослов Чарльз Суиндолл как-то сказал: «Жизнь на 10% состоит из происходящего с вами и на 90% — из ваших реакций на это». Суиндолл верил в силу упорного труда и позитивного настроя. И то и другое — необходимые составляющие поиска пути к достижению долгосрочных карьерных целей.

Никто вам ничего просто так не даст, а значит, придется приложить усилия самому. Но с чего начать? Менеджеры по найму и консультанты по карьере предлагают ряд советов, как пережить непростое время и продвигаться вперед.

Обращайте внимание на тревожные сигналы

То, что карьера дала сбой, не всегда очевидно. Иногда нужно постараться, чтобы распознать сигналы тревоги. Эксперты перечислили ряд признаков того, что карьера в беде.

  • Вас больше не приглашают на собрания и беседы, касающиеся вашего круга обязанностей.
  • Вас исключили из участия в совещаниях, посвященных планированию будущего.
  • Вышестоящее руководство больше не доверяет вам работать с важными клиентами, вести значимые проекты или руководить ключевыми техническими командами.
  • Вы слышите прямую или косвенную критику в свой адрес. «То, что вас упомянули, справедливо или нет, как потенциальную проблему, это само по себе важный знак», — полагает Стивен Ван Вреде, исполнительный архитектор решений IT Tech Exec, работающий в компании, занимающейся решениями в области карьерного менеджмента и поиска работы.
  • Люди, которые раньше активно вас поддерживали, больше этого не делают.
  • Вы утратили страсть к работе. «Если вы потеряли энтузиазм, нужно что-то менять, — подчеркивает Ван Вреде. — Быть может, пришло время «перезарядиться», пойти на курсы повышения квалификации или сделать еще что-то в таком духе».
  • Вам слишком комфортно на вашей должности. «Когда в работе начинает ощущаться автоматизм, на этой комфортной стадии многие специалисты теряют творческий подход к делу, — отмечает Билл Эллермейер, основатель Ellermeyer Connect, компании, занимающейся карьерным коучингом для топ-менеджеров. — Но для инновации нужны энтузиазм и стремление преодолевать трудности. Необходимо быть в курсе последних тенденций и освежать навыки».

Требуйте более частых откликов

«Многие ИТ-специалисты попросту не знают, как руководство оценивает их результативность, сильные стороны, способности, перспективы продвижения по службе и т. д.», — отмечает Ван Вреде.

Если вы получаете оценку, скажем, только раз в год или вообще не знаете, как вас оценивают, побеседуйте с непосредственным начальником. «Упомяните, насколько важны честные отклики как для вашего карьерного роста, так и для роста компании, — рекомендует Эд Натансон, директор по поиску специалистов, работающий в Rapid7. — Если вы подчеркнете, что для вас важно учиться и расти, положительный результат практически гарантирован».

Стоит также интересоваться, что думают о вас сослуживцы, которым вы доверяете.

Рекламируйте себя

Чрезмерная самореклама раздражает, но все же важно, чтобы нужные люди знали о ваших успехах и о пользе, которую вы приносите. В конце концов, кто-то может попросту не вполне понимать вашу роль в компании. «Напоминайте о своих достижениях, но не будьте при этом чрезмерно навязчивым и не возвеличивайте себя, — продолжает Натансон. — Позаботьтесь, чтобы те, кто нужно, узнали, над чем вы работаете и чего достигли. Грамотный самопиар может принести хорошие плоды».

Участвуйте в корпоративных мероприятиях

Многие люди из мира ИТ по натуре интроверты, и социальные взаимодействия им даются c трудом, но если вы настроены укреплять профессиональные взаимоотношения, то появляться на корпоративных мероприятиях необходимо. «Демонстрируйте преданность компании и ее миссии», — подчеркивает Натансон.

Вызывайтесь выполнять трудные и непопулярные задания

Инициативность в подобных случаях показывает, что вы — командный игрок и согласны на сложную работу. «Готовность взяться за что-то помимо ваших основных обязанностей означает, что вы неравнодушны к своему делу, к компании и к отрасли в целом, — отмечает Эллермейер. — В нынешнюю цифровую эпоху для ИТ-специалистов все важнее быть многостаночниками, учитывая, что в той или иной роли вас могут в любой момент заменить новые технологии».

Только не перестарайтесь, вызвавшись выполнить задание, из-за которого могут пострадать ваши основные обязанности.

Углубляйте отраслевые знания

Это можно делать разными способами: ИТ-директор может посещать конференции, чтобы быть в курсе новых технологий; ведущий разработчик — принимать участие в проектах Open Source, чтобы не терять навыки и разнообразить деятельность. Можно продолжить обучение — к примеру, пройти курс управления бизнесом. Получив багаж знаний, вы с уверенностью сможете давать советы в соответствующей области.

Вступайте в профессиональные организации

Эллермейер советует присоединяться как минимум к одной профессиональной организации — к примеру, к ассоциации управления обработкой данных или ассоциации ИТ-специалистов. Это поможет расширить сеть отраслевых контактов и быть в курсе актуальных тенденций.

Не упускайте из виду новые возможности

Не всегда «хорошо там, где нас нет» — даже лучшие места работы не идеальны. Энтузиасты могут попытаться самостоятельно изменить корпоративную культуру, но иногда она может оказаться попросту несовместимой с вашими принципами. «Тут уж ничего не остается, кроме как искать другие места работы», — отмечает Ван Вреде.

Карьерные неудачи случаются со всеми. У всех великих лидеров были провалы, вспомнить хотя бы Стива Джобса или Майкла Джордана. Но неудачи дают ценные уроки и помогают не останавливаться в росте. Не дайте себе увязнуть в болоте бездействия — определитесь с личными целями, составьте план саморазвития и действуйте в соответствии с ним. Не успеете оглянуться, как снова встанете на ноги.

- Rich Hein. 8 Tips for Getting Your IT Career Back on Track. CIO. June 19, 2014