MedSoft
ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ MEDSOFT, которая проводится вот уже десять лет, всегда служила барометром состояния отрасли

Выставка и конференция MedSoft, которую вот уже десять лет проводит Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), всегда служила барометром состояния отрасли. Не стала исключением и юбилейная, десятая MedSoft 2014, отразившая все ключевые проблемы медицинских ИТ.

Главная из них — отрасль остается замкнутой на саму себя, активного взаимодействия с медицинским сообществом не происходит. Как следствие, разработчики на форуме общаются преимущественно друг с другом, что небезын­тересно, но не очень-то способствует развитию бизнеса. Тем не менее многие из них считают, что присутствие на рынке обязывает к участию в двух основных отраслевых мероприятиях — MedSoft и «ИТ в медицине», и приглашают на демонстрацию своих решений потенциальных заказчиков. Благодаря активности региональных компаний MedSoft восстановила положительную динамику: количество экспонентов выставки выросло по сравнению с прошлым годом с 70 до 78. Выставочный павильон MedSoft 2014 не пустовал, однако притока медиков не было заметно. И все чаще в кулуарах форума говорят о том, что информационные технологии для медицины нужно представлять на специализированных медицинских выставках, где бывают врачи.

Объяснение, почему MedSoft игнорируется врачами, прозвучало в докладе об одном из реализуемых сегодня проектов: медики пока не чувствуют, что это полезно, и воспринимают ИТ как обузу.

В то же время врачи, посещающие выставку не первый год, отметили прогресс в понимании ИТ-специалистами потребностей пользователей. «Айтишники и врачи начинают говорить на одном языке, и немалая заслуга в этом принадлежит MedSoft», — сказал Роман Черемин, заместитель главврача по медицинской части Городской психиатрической больницы № 10. По его словам, разработчики поняли, что в информационной системе действительно важно, и готовы к реализации адекватных инструментов управления. Почти все свойства и характеристики пациента и медицинских событий уже регистрируются в МИС, осталось грамотно распорядиться этой информацией для управления лечебным процессом. При этом Черемин призвал разработчиков не идти все время на поводу у пользователей. «Обеспечивая удобство работы врача, мы только на 6% можем повлиять на качество медицинской помощи», — отметил он.

Время подумать

Медики привыкают к информатизации, что значительно облегчает внедрение компьютерных систем, отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов, то есть финансовые вливания дали результат, хотя он и несоизмерим с затраченными усилиями.

Алексей Сошнин, директор по консалтингу департамента по работе со здравоохранением IBS, также отметил существенные позитивные изменения, произошедшие в информатизации здравоохранения за последние полтора года. Он считает, что сейчас благоприятное время для того, чтобы подумать, куда вкладывать средства: деньги должны пойти туда, где предполагается максимальная отдача от инвестиций. Таким многообещающим направлением является стандартизация, в частности стандарты OpenEHR и Fast Healthcare Interoperability Resources (FHIR). Но cамая недофинансированная область информатизации, по словам Сошнина, — семантические базы. Минздраву следует сделать акцент, во-первых, на создание источников знаний или хотя бы на предоставление доступа к имеющимся зарубежным источникам, полагает Сошнин, и, во-вторых, на семантику. «Классификаторы LOINC (Logical Observation Identifiers Names and Codes) и SNOMED CT (Systematized Nomenclature of Medicine — Clinical Terms) надо наконец-то перевести», — сказал он.

Выбор сделан — финансирование свернуто

Объем госзакупок программного обеспечения для информатизации здравоохранения в 2013 году составил 4,69 млрд руб. Это всего 32% бюджетов, заложенных в региональных программах, отметил Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», регулярно анализирующий состояние российского рынка медицинских ИТ. В основном деньги пошли на развитие уже имеющихся решений, техническое сопровождение и дозакупку лицензий. Лидерами по количеству заключаемых контрактов стали специализированные разработчики МИС и их региональные партнеры, но самые большие контракты и самую значительную долю рынка получили крупные системные интеграторы. Интересно, что 45% всех денег на информатизацию здравоохранения потрачено на создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС).

Конкурсы и аукционы по-прежнему проводятся в конце года, но сроки выполнения работ в контрактах стали реальными. К настоящему времени исполнена примерно половина контрактов, заключенных в прошлом году.

Федеральный центр устранился от финансирования проектов в регионах, выделив средства только на развитие федеральных систем и сервисов ЕГИСЗ (почти 21% общей суммы подписанных контрактов). С прекращением федерального финансирования выяснилось, что регионы не готовы выделять деньги на эксплуатацию информационных систем, не говоря уже о развитии. Как сообщил Гусев, федеральное финансирование региональных фрагментов ЕГИСЗ не осуществляется, а собственных средств регионов не хватает для того, чтобы обеспечить должный уровень развития. Поэтому РМИС финансируются минимально и далеко не во всех субъектах РФ, и, если ситуация кардинально не изменится, дальнейшее развитие, да и сохранение созданных систем, окажется под большим вопросом, как и выживаемость исполнителей этих проектов.

Уроки частного бизнеса

Поскольку госсектор рынка информатизации медицины фактически сформирован, а риски выживаемости для части разработчиков заметно увеличились, следует ожидать роста предложений и демпингового падения цен на МИС для коммерческих клиник, предполагает Гусев.

Участники дискуссии об информатизации частных клиник попытались определить критерии, которые помогли бы обосновать экономическую эффективность использования ИТ и в государственных медицинских организациях.

Сети клиник «Медси» ИТ в свое время помогли повысить управляемость бизнеса и значительно увеличить пропускную способность поликлиник. «Рост выручки в три раза за три года не мог быть достигнут без информатизации», — вспоминает Андрей Лобанов, возглавлявший «Медси» до 2009 года. «Информатизация ЛПУ — хирургическое, а не терапевтическое вмешательство, — подчеркнул он. — Для ее успеха необходимы достаточный бюджет, максимальная решительность команды, минимальные сроки, безжалостность к саботажу и персоналу, а также ‘безлоскутность’ внутри организации».

В клинике «Медицина», давно сформировавшей свою ИТ-инфраструктуру, эффективности инвестиций способствует пристальное внимание к условиям техподдержки. Как рассказал директор службы ИТ клиники «Медицина» Федор Кидалов, клиника инвестирует в ИТ 4% прибыли, но при этом ежегодные затраты на поддержку не должны превышать 5% закупочной цены решения. МИС способствует увеличению оборота клиники, количества пациентов, повышению продуктивности врачей и производительности организации, а также удовлетворенности пациентов.

Потенциально преимущества, способные оправдать расходы на информатизацию общественного здравоохранения, лежат в повышении результативности труда, отметила Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ. Однако в реальности работает другая система ценностей, и спрос на ИТ определяется не объективными критериями, а способностью продавца убедить покупателя. «У нас нет критериев успешности внедрения информационных систем с точки зрения общественного результата, все определяется готовностью заказчика платить», — заключила Попович.