Рост зарплат не успевает за аппетитами соискателей

Диаграмма
Диаграмма

По данным кадрового агентства «Юнити», с января по август 2013 года зарплаты ИТ-специалистов выросли в среднем на 15%. Это на 5% превышает прогноз на весь 2013 год и почти вдвое опережает рост по кадровому рынку в целом.

Анализ обращений работодателей и резюме соискателей показал, что запросы ИТ-специалистов выше предложений в среднем на 8–10%, а по некоторым позициям разница может доходить и до 30%. Как результат, наниматели во многих случаях вынуждены увеличивать зарплаты. Для сравнения, в других отраслях запросы кандидатов, как правило, не превышают 10% от предлагаемой суммы.

«Уже третий год подряд кадровый ИТ-рынок принадлежит соискателям. Специалисты следят за динамикой зарплат в отрасли и легко увольняются с предыдущей работы», — говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала направления IT/Telecom кадрового агентства «Юнити». Хантинг со стороны некоторых компаний только подогревает зарплатные страсти. По статистике, смена работодателя в среднем происходит раз в два года, и при каждом новом поиске ИТ-специалисты получают примерно шесть предложений.

Аналитики особо отмечают увеличение количества ИТ-проектов в телекоме. Серьезно пополнить свои ряды ИТ-специалистами до конца года планируют и крупнейшие банки с государственным участием, предлагая зарплаты выше рыночных.

ИТ-компании вынуждены постоянно находиться «в тренде» и выставлять зарплаты, которые отражают общие настроения на рынке. «Уровень заработной платы в нашей компании, как правило, соответствует рынку, и запросы на ее повышение у соискателей появляются крайне редко», — говорит Наталья Лиходиевская, директор управления по работе с персоналом компании Softline. Если такие требования и возникают, то кандидату зачастую готовы пойти навстречу, но все зависит от многих факторов: уровня профессионализма и ценности специалиста, срочности закрытия позиции, дефицита кандидатов на рынке. Для молодых людей, только вступающих на свой профессиональный путь, небольшая заработная плата вообще может не быть препятствием: начало карьеры в хорошей компании можно считать удачей для молодого специалиста.

Рекрутеры замечают, что помимо соискателей, которые адекватно оценивают собственные навыки, встречаются и такие, кто необдуманно завышает свою цену. Касается это как вполне профессиональных, так и менее опытных специалистов, причем среди последних подобные эпизоды встречаются чаще. «Многие выпускники считают, что если у них есть диплом о высшем образовании, то только за это работодатели уже должны платить 50 тыс. руб. Поэтому на собеседованиях нам приходится жестко отсеивать юных нахалов», — делится Анисцына.

 

Ставка на технологии

Российские специалисты ставят защиту данных и предот­вращение утечек на первое место среди приоритетных ИТ-задач. Как показало исследование, проведенное «Лабораторией Касперского», этому вопросу уделяет большое внимание 41% российских компаний. В первую тройку важных задач также вошли разработка политик восстановления ИТ-систем после сбоев и решение повседневных задач, связанных с обеспечением отказо­устойчивости систем.

Показательно, что наибольшее внимание компании уделяют техническим задачам, в то время как серьезные угрозы информационной безопасности в значительной мере обусловлены человеческим фактором. Так, из пяти причин, по которым происходили утечки данных за последний год, три связаны с действиями людей: это и случайные утечки, спровоцированные сотрудниками, и утечки с мобильных устройств работников, и корпоративный шпионаж. Тем не менее, как показывают результаты исследования, российские компании не спешат уделять должное внимание этому вопросу. Обучение персонала грамотной работе с ИТ-системами не только не вошло в число приоритетов ИТ-служб, но даже серьезно потеряло в своей значимости — эту задачу отметили только 20% респондентов.

Как отмечают эксперты, несмотря на постоянное совершенствование технологий защиты, человеческий фактор по-прежнему остается наиболее узким местом в системе безопасности большинства компаний. Злоумышленники это прекрасно знают и все чаще прибегают к методам социальной инженерии, проникая в защищенные корпоративные сети через сотрудников, которые либо по незнанию, либо в силу своей беспечности оставляют для преступников подобные лазейки. Поэтому обеспечение информационной безопасности не должно ограничиваться одним лишь технологическим аспектом. Регулярное обучение сотрудников ни в коем случае нельзя упускать из виду.