Химическая промышленность сегодня является одним из локомотивов роста промышленности России в целом. По мнению специалистов «РИА Рейтинг», падение темпа роста химического производства в 2012 году было обусловлено как общим замедлением роста экономики, так и техногенным фактором. В частности, из-за многомесячной остановки в результате аварии завода «Ставролен» производство полиэтилена в России сократилось на 8%, полипропилена — на 5,1%, что отразилось и на общей статистике, учитывая высокую долю полимеров в структуре химического производства. Наращивание производства полимеров в 2013 году связано как с возобновлением работы «Ставролена», так и с запуском нескольких новых заводов («Полиом», «Тобольск-Полимер») и вводом на «Нижнекамскнефтехиме» нового производства АБС-пластиков. По итогам первого квартала выпуск пластмасс увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,3%. Согласно данным Минпромторга, «Уфаоргсинтез» и «Газпром нефтехим Салават» в сумме нарастили выпуск на 13,2%, «Казаньоргсинтез» — на 2,3%, «Томскнефтехим» — на 1,8%.

В 2013 году возобновилась положительная динамика производства минеральных удобрений — в первом квартале рост составил 3% в годовом сопоставлении. Экспортные поставки удобрений немного снизились из-за нестабильного спроса в таких ключевых для этого рынка странах, как Индия и Китай. Больше всего увеличилось производство калийных удобрений. Российская компания «Уралкалий» заключила контракт с Бразилией и полугодовой контракт с Китаем, который может быть не продлен, так как в Китае растет собственное производство калийных удобрений. Обстановка в секторе производства удобрений достаточно сложная, но эксперты «РИА Рейтинг» полагают, что по итогам года производство удобрений вырастет на 2–3%.

Рынок

С вхождением в ВТО у российских компаний появилось больше конкурентов, которые стремятся перенести производство в Россию. Например, немецкий концерн специальной химии Lanxess открывает свой первый в России завод в особой экономической зоне «Липецк», где будет выпускать полимерсвязанные добавки для каучуков, используемых преимущественно в шинной промышленности и автопроме. «Куйбышевазот» и немецкая Linde Group подписали соглашение о создании совместного предприятия «Линде азот Тольятти» по производству аммиака и водорода на промышленной площадке самарского предприятия. Строится крупнейший в России завод по производству пищевых полимеров «Этан» в Кабардино-Балкарии.

Российские компании стараются не отставать. «ЕвроХим», один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России, осваивая Гремячинское месторождение калийных солей в Волгоградской области, планирует построить новый производственный комплекс со всей инфраструктурой и уже на стадии капитального строительства проектирует бизнес-процессы будущего предприятия. Группа «ИСТ» возводит терминал перевалки генеральных грузов и удобрений, как часть инвестпроекта по строительству карбамидного завода на территории морского торгового порта Усть-Луга. «Акрон» будет выпускать собственный апатитовый концентрат для производства минеральных удобрений.

Крупные российские компании активно выходят за рубеж, открывая новые заводы. В частности, вместе с заводом Dynea Austria (европейского конкурента) «Метафраксу», крупнейшему в России производителю метанола и его производных, перейдет индустриальный парк площадью около 74 тыс. кв. м. Особо активен в международной деятельности «ЕвроХим». Компания купила K+S Nitrogen, что стало дополнением к недавно приобретенному предприятию «ЕвроХим-Антверпен». Компания намерена построить завод в Китае совместно с китайским производителем калийных удобрений Migao Corporation и завод по производству аммиака и карбамида в США, планирует купить Астраханскую нефтегазовую компанию.

Участники рынка отмечают, что как на российском, так и на европейском рынке конкуренция становится все жестче.

Сектор — фармацевтика

Положительная динамика производства в химической промышленности наблюдалась почти во всех ее подотраслях. Эксперты ожидают, что рост химического производства в 2013 году составит порядка 4%. Но пока за первый квартал 2013 года рост составил 2,8% в годовом сравнении, по итогам пяти месяцев — 1,9%. Исключением стала только фармацевтическая промышленность, но и здесь спад производства был сравнительно небольшим — 0,8%.

Сокращение объемов производства фармацевтической продукции эксперты отчасти связывают с ростом объемов импорта. И это несмотря на начало реализации Государственной программы развития отечественной фармпромышленности, рассчитанной на 2013–2020 годы с объемом финансирования более 166 млрд руб., согласно которой к 2018 году доля отечественных препаратов из перечней стратегически значимых и жизненно важных должна достичь 90%, а доля на общем рынке в денежном выражении — 50%. Но пока 76% потребляемых населением лекарств (в денежном выражении), по оценкам DSM Group, производятся за рубежом. В списке топ-20 ведущих игроков рынка присутствует только одна российская компания «Фармстандарт», и занимает она третье место. Крупнейшими дистрибьюторами являются «Протек» с долей 16,5%, «Катрен» и СИА. Их совокупная доля в объеме рынка составляет 44%, всего же дистрибьюторов около 2000.

По итогам 2012 года фармрынок России занимает седьмое место в рейтинге топ-10 крупнейших фармацевтических рынков мира, отмечает DSM Group, и является одним из самых привлекательных для зарубежных компаний. По оценкам компании «Фармэксперт», рынок вырос за прошлый год на 22,5%. В первом квартале 2013 года рост составил 15,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то же время в натуральном выражении фармрынок сократился на 0,1%.

2013 год на российском фармрынке встретили 927 фирм — производителей лекарственных препаратов. На долю топ-10 приходится треть рынка в стоимостном выражении (руб.) и около 23% в натуральном (упаковки).

Сегодня зарубежные компании стараются перенести часть производства в Россию или купить местных игроков. «Газпромбанк» продает одну из наиболее успешных российских компаний — биофармацевтическую компанию «Биокад», которая имеет широкую сеть «дочек» за рубежом: на Украине, в Белоруссии, Бразилии, Китае, Индии и США. Крупнейшая фармацевтическая компания России «Фармстандарт» рассматривает возможность продажи бизнеса безрецептурных лекарственных препаратов. Немецкая Bionorica SE построит в Воронежской области завод по производству натуральных лекарственных препаратов. В Ярославле формируется региональный фармкластер: его основу составили компании «Никомед», «Р-Фарм» и «Тэва», уже построено два завода, еще четыре должны открыться к 2014 году. Российские компании также наращивают производство. «Фармсинтез» планирует построить завод по производству готовых лекарственных форм в 2015–2017 годах; построят новые заводы компании «Герофарм», «Неон» и «Самсон-Мед».

2014 год станет переломным для рынка, по мнению «Фармэксперта». Во-первых, будут сданы заводы, строящиеся в России крупными иностранными фармпроизводителями — Nycomed, Novartis, Sanofi-Aventis, с которыми в Россию придут технологии производства и маркетинговые технологии. При этом продолжится вымывание дешевых препаратов с прилавков аптек, так как многие предприятия вынуждены будут отказаться от их производства.

Информатизация

Упростить процессы слияний и поглощений, вливаний в имеющуюся структуру новых производственных предприятий помогает автоматизация производства и бизнес-процессов. В отрасли встречаются как небольшие и средние предприятия, так и крупные — холдинги, концерны, поэтому и степень проникновения высоких технологий существенно зависит от состояния дел на том или ином конкретном предприятии. «В среднем по отрасли расходы на ИТ составляют достаточно малую величину от выручки предприятий», — отмечает Михаил Самодуров, директор ИТ-департамента компании «Башкирская химия», и считает, что сегодня в России преобладает несколько типов предприятий. Во-первых, компании, уже достигшие вершин автоматизации, внедряющие самые совершенные решения. Во-вторых, те, кто реализует имиджевые проекты, но редко с полноценным результатом и достигнутыми целями. И наконец, есть такие, которые экономят на всем, где автоматизацией занимаются штатные программисты, и доля таких предприятий достаточно велика. «Порой это не связано с недостатком финансирования и затруднительным положением предприятий, это позиция руководства с менталитетом советских времен — «и без этого работает», а также предприятий, которые имеют высокую маржу и очень успешны — им не нужно выискивать резервы, позволяющие сэкономить, оптимизировать затраты на единицы процентов», — поясняет он.

Автоматизация

Прежде чем внедрять различные системы, предприятие вынуждено заниматься подготовкой ИТ-инфраструктуры, поэтому химические компании уделяют немалое внимание вопросам создания, модернизации и поддержания ИТ-инфраструктуры, что особенно важно ввиду огромных размеров территорий, занимаемых предприятиями. Например, планируемое расширение производства и неудовлетворенность текущими возможностями сети подтолкнули руководство «Воронежсинтезкаучука» к поиску путей повышения ее производительности. На предприятии было принято решение о создании новой высокопроизводительной сети на базе современного оборудования Cisco. Строящиеся сети в дальнейшем становятся транспортной инфраструктурой для работы систем видеонаблюдения, систем контроля доступа и безопасности. В 2012 году завершили проект по глубокой модернизации ИТ-инфраструктуры на Березниковском содовом заводе, построив ВОЛС, связавшую все здания на территории, сеть передачи данных на базе Cisco, заменили телефонию, создали ЦОДы. Сейчас инфраструктуры наполняют данными и информацией. На предприятии «Фосагро» созданы два ЦОДа — основной и резервный.

Особенно важна базовая инфраструктура для функционирования систем управления технологическими процессами и производством. Объемы инвестиций, необходимые для автоматизации технологических процессов, не сравнимы с вложениями в учетные системы, системы планирования. Отчасти поэтому внедрению ERP-систем долго не уделяли должного внимания.

Учет и отчет

Большинство крупных предприятий были автоматизированы 10–20 лет назад, и сегодня им требуется полномасштабная модернизация систем и оборудования. На малых и средних предприятиях автоматизация ушла не далее создания нескольких десятков разрозненных автоматизированных рабочих мест и внедрения бухгалтерских систем. Поэтому сегодня реализуется достаточно много проектов автоматизации и централизации учетных функций, постоянно появляются новые задачи. Глобализация бизнеса, изменение организационной структуры предприятий ведут к переходу от решений предприятий к решениям для корпораций и холдингов.

«ФосАгро» продолжает строить единую корпоративную информационную систему на базе Oracle Е-Business Suite, которая охватывает снабжение и запасы, сбыт, непрерывное производство, финансы, бухгалтерский и налоговый учет, МСФО, бюджетирование. Проект призван объединить все крупные предприятия компании «ФосАгро» в рамках единой корпоративной информационной системы. На предприятиях, завершивших автоматизацию основных процессов, внедряется управление активами на базе Oracle EAM. Техническое перевооружение производства и внедрение современных ИТ-решений предъявляют новые требования к работе с персоналом. Поэтому на предприятиях «ФосАгро» создаются единые информационные системы для управления человеческими ресурсами на базе HRM-решения «БОСС-Кадровик».

В компании «КуйбышевАзот» построена единая корпоративная система на основе полнофункционального комплекса Oracle E-Business Suite R12 с полным охватом производства, а в качестве инструментов для получения аналитической отчетности использовались готовые аналитические приложения Oracle BI Applications. Продуктами компании Oracle теперь пользуются в «Метафраксе», одном из ведущих предприятий химической отрасли и лидере по производству метанола в Европе, автоматизировав в том числе производство и управление активами. Чтобы достичь консолидации производственных мощностей и корпоративного центра в единую структуру с унифицированными бизнес-процессами и централизован­ным управлением, нефтехимический холдинг «САНОРС» также выбрал Oracle E-Business Suite R12. «Уралкалий» подписал с BearingPoint десятилетний контракт на создание и поддержку единой корпоративной системы управления.

Создает единую комплексную систему управления всеми предприятиями группы «Башкирская химия» на базе продуктов компании «Галактика», и сегодня система охватывает широкий спектр задач, включая управление активами. Внедрение Infor M3 ERP (ранее — Lawson M3 ERP) позволило «Алко-Нафта» консолидировать всю информацию — начиная с закупки и поступления сырья на склады и заканчивая доставкой готовой продукции потребителям компании — в рамках единой информационной системы.

«Сибур-Химпром» внедрил систему управления производственным складом, интегрировав ее с корпоративными информационными системами предприятия, построенными на платформе «1С». В корпорации «Технониколь» создана информационная система планирования продаж и операций по производству каменной ваты на основе продуктов Oracle Demantra Demand Management и Oracle Strategic Network Optimization, что позволило повысить качество прогнозов спроса и продаж, осуществлять сквозное планирование производства, закупок и логистики, сократить сроки и трудоемкость подготовки интегрированных планов.

Компании фармацевтического сектора также стремятся оптимизировать свою деятельность. Чтобы постоянно расширять ассортимент, управлять издержками, в дальнейшем осуществить сквозную интеграцию бизнеса (от производства и склада до конечного потребителя) и повышать качество обслуживания при снижающейся марже дистрибьютор «СИА Интернейшнл» выбрал SAP в качестве единой платформы автоматизации бизнеса. Решение Navicon Sales-Out теперь позволяет компании «Сотекс», основе производственного сегмента ГК «Протек», анализировать вторичные продажи. Анализировать вторичные продажи и ситуацию на российском рынке компании Chiesi Pharmaceuticals теперь помогает решение на базе системы QlikView.

Потребности

По мнению Самодурова, сегодня производственным компаниям нужны системы производственного планирования, MES-системы, так как многие предприятия недостаточно автоматизированы в области управления технологическими процессами, а оптимизация затрат требует понимания стоимости технологического процесса, понимания того, где именно возникают дополнительные затраты или потери, их оценки. Основные фонды предприятий отрасли достаточно изношены, и уровень их автоматизации очень низкий. Этими мощностями нужно управлять и уметь анализировать их работу. «Нужна стыковка производственных систем и учетных, чтобы оцифровать в деньгах те или иные особенности технологического процесса. Не хватает систем отслеживания производственных показателей — прослойки, сделанной правильно с учетом всей производственной модели с возможностью анализировать различные факторы влияния на производство. Когда такая прослойка есть, можно объективно подходить к анализу эффективности производства», — считает он.

Созданная качественная инфраструктура, внедренные системы требуют не менее эффективной поддержки, для организации управления которой компаниями сектора внедряется сервисный подход. Большинство производств не энергоэффективные, материалоемкие, с низкой производительностью труда и т. п. К решению этих проблем предприятия приступают по мере автоматизации учетных функций.